«РППС по развитию речи в детском саду» Возякова С.В. старший воспитатель МАДОУ «Детский сад 27»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КНИЖНЫЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации книжных уголков доступность соответствие возрасту детей эстетичность разнообразие литературных.
Advertisements

РЕЧЕВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации речевых уголков присутствие игрового персонажа наполняемость разнообразие материала.
МАЛИНИНА Э.А., СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ КРИВОВА А.С., ВОСПИТАТЕЛЬ, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ «Организация воспитательно-образовательного.
«Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы »
Образовательная область «Речевое развитие». Цели речевого развития в соответствии с ФГОС обогащение активного словаря развитие связной, грамматически.
Презентация к занятию (старшая группа) по теме: Презентация книжного уголка в старшей-подготовительной группе "Книжкин дом"
Содержание уголка по речевому развитию Подготовила воспитатель Калиниченко Анна Михайловна МБДОУ «Детский сад «Цветик-Семицветик»
Развитие связанной речи – есть цель и средство практического усвоения языка, поэтому мы в группе постоянно создаем и обновляем речевую среду.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Солнышко» «Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста» Логопед Колпакова.
Организация предметно развивающей среды по развитию речи ФГОС ДО Воспитатель Лисовая В.В год.
«Речевое развитие дошкольников в свете ФГОС» Школа молодого педагога ДОУ.
Составила: зам. Зав. По ВМР МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 107» города Читы. Константинова И. И.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 155 комбинированного.
Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.
МДОУ – детский сад 14 г.о.Жуковский ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Выполнила: воспитатель Малина.
Оснащение речевого уголка в соответствии с ФГОС ДО Подготовила: учитель – логопед Рылова А.Ю.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Образовательные области, как структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста.
Транксрипт:

«РППС по развитию речи в детском саду» Возякова С.В. старший воспитатель МАДОУ «Детский сад 27»

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

ФГОС ДО определяет содержание образовательной области «Развитие речи» «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

ФГОС ДОНаправление работы по развитию речи РППС Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - развитие словаря ребёнка - работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи) - развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами) - воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,) Уголок развития речи знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование целостной картины мира -воспитание любви к чтению - развитие литературной речи - воспитание чувства языка приобщение к словесному искусству - развитие эстетического вкуса - знакомство с произведениями детской литературы - знакомство с различными литературными жанрами - знакомство с авторами детской литературы знакомство с художниками-иллюстраторами Книжный уголок формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте - подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения) - развитие мелкой моторики и графомоторной функции Уголок грамоты (будущего первоклассника)

Методические требования к организации книжного уголка: - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; - хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение; -постоянная сменяемость Методические требования к организации речевого уголка: -предполагает проявление двигательной активности детей; -неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – одушевленный персонаж; Методические требования к организации РППС по развитию речи: - Наполнение должно отражать все направления работы по развитию речи; - различные виды театров и место для театрализованных игр; -результаты творческой деятельности детей Требования ФГОС ДО: РППС должна быть - содержательно-насыщенной, - трансформируемой, - полифункциональной, - вариативной, -доступной - и безопасной

Содержание Уголка развития речи в младшей группе Содержание Книжного уголка в младшей группе Альбомы по лексическим темам. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. Картинки: с предметами домашнего обихода; деталями предметов; с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); с изображением размера, цвета, качества предметов; с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.). Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей), части суток. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой) Альбомы с фотографиями членов семьи. Альбом с картинками после занятий для последующего рассматривания. Игры: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. Словесные дидактические игры. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки с иллюстрациями. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. Различные виды театров. Игрушка – «одушевленный» персонаж. Книги разных размеров на плотной основе в количестве 5-6 по знакомым программным сказкам, потешкам и пр. Книги одинаковые по содержанию, но разные по оформлению. Наличие 2-3 экземпляров одинаковых книг Наличие 3-4, книг разных литературных жанров Книги с обычной листовой структурой; эстампы на темы русских народных сказок. Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.); Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки; Книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками); Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.); Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками; Сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). Портреты сказочных героев. Игрушки, скульптура малых форм героев сказок Картинки «Правила использования книги» Детские работы в оформлении уголка ТСО

Содержание Уголка развития речи в средней группе Содержание Книжного уголка в средней группе Альбомы по лексическим темам. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу). Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). Разрезные контурные картинки (4-6 частей). Набор кубиков с буквами. Набор карточек с изображением предмета и названием. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (социобытовые ситуации). Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями предметов; г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);картинки- схемы «Как правильно сделать» д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий- горький, большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол); ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груша Игры: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. Словесные дидактические игры. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. Игрушка – «одушевленный» персонаж. Различные виды театров. В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу). Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками; Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, хронологической датой Открытки для рассматривания по произведениям; Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин; Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал); Материал для ремонта книг«Аптечка для книг» Портреты сказочных героев. Игрушки, скульптура малых форм героев сказок Картинки-схемы «Правила использования книги» Схемы на воссоздание сюжета сказки, придумывание начала сказки, конца. Детские работы ТСО

Содержание Уголка развития речи в старшей группе Содержание Книжного уголка в старшей группе Альбомы по лексическим темам. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). Словесные дидактические игры. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; схемы «Как правильно сделать» в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов; з) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао) Игрушка – «одушевленный» персонаж. Различные виды театров. Художественные произведения по программе Наполняемость: книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский; Книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД Книги, рекомендованные программой; Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, хронологической датой Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; Энциклопедии («умные» книжки), словари; «Толстые» книжки; Альбомы или иллюстрации на различные темы Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин); Литература для мальчиков и девочек, журналы с учетом гендерной принадлежности и пр. Журнал интересных дат Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему. Схемы на воссоздание сюжета сказки, придумывание начала сказки, конца. Альбом детского художественного творчества по мотивам художественных произведений Материал для ремонта книг«Аптечка для книг» ТСО

Содержание Уголка развития речи в подготовительной к школе группе Содержание Книжного уголка в подготовительной к школе группе Альбомы по лексическим темам. Игры:а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). Словесные дидактические игры. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); схемы трудовых действий; г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); схемы действий; ж) с изображением синонимов; Игрушка – «одушевленный» персонаж. Различные виды театров. При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).Классная подвижная азбука. Азбука в картинках. Дидактическая игра «Буква за буквой»,Таблицы по обучению грамоте с рисунками. Звуковые линейки. Комплекты наглядных пособий по обучению грамоте (автор Н. В. Дурова) (автор Г. А. Тумакова) и др. Дидактический материал Ступеньки грамоты (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская). Образцы узоров, прописи. Игры на развитие моторики рук. Количество книг в уголке не регламентировано. Книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.): 2-3 сказочных произведения; стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью; издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях; Литература для мальчиков и девочек Весёлые, юмористические книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников; книги, которые дети приносят из дома; добавляются книги на школьную тематику; портреты известных детских писателей, поэтов. Схемы на воссоздание сюжета сказки, придумывание начала сказки, конца. Альбом детского художественного творчества по мотивам художественных произведений ТСО Материал для ремонта книг«Аптечка для книг» Библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.) Может быть организовано дежурство по Уголку книги

Младшая группа

Тема недели Тема недели 8 марта 8 марта 1. Пособие для развития речевого дыхания «Подуй на цветок» 2. Разные виды театров по сказке «Волк и козлята». 3. Альбом «Мамочка любимая» 4. Книги: «Мамины помощники», «Мышка-мать», «Волк и козлята», потешки «Ложечка за маму». 5. Картинки-схемы для заучивания стихов: «Милой маме», «Мама»

Правила работы в «Уголке книги» Ребенок может брать книги, когда ему захочется это сделать. При смене книг в книжном уголке необходимо указать детям на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить детей, что привлекает их внимание Книга возвращается ребенком после почтения на то место, где они стояли При рассматривании и чтении книг страницы не перегибать, а пользоваться закладкой. Книги брать чистыми, сухим руками. Правила работы в «Уголке книги» Ребенок может брать книги, когда ему захочется это сделать. При смене книг в книжном уголке необходимо указать детям на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить детей, что привлекает их внимание Книга возвращается ребенком после почтения на то место, где они стояли При рассматривании и чтении книг страницы не перегибать, а пользоваться закладкой. Книги брать чистыми, сухим руками.

Средняя группа

Тема недели 8 марта Тема недели 8 марта 1. Фотоальбомы «Наши мамы», «Хорошо мне вместе с мамой», «Вместе с бабушкой играем» 2.Картинки-схемы для составления рассказов о маме 3. Схема для заучивания стихотворения «Моя мама» 4. Разные виды театров по сказке «Красная Шапочка» 5. Иллюстрации «Ранняя весна» 6.Книги: «Времена года», «Красная Шапочка», «Как появляется цветок?», стихи о маме, бабушке, сестренке. 7.Наглядно-дидактическое пособие «Профессии» 8. Сюжетные картинки «Вместе с бабушкой и мамой» (для развития связной речи)

Старшая группа Тема недели 8 марта. 1. Фотоальбомы «Моя любимая мама», «Я - бабушкин помощник». 2. Алгоритмы для заучивания стихов о маме Е. Благинина «Посидим в тишине», Г.Виеру «Мамин день», В.Шуграева «Маме», Е.Трутнева «Наша бабушка», Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой» 3. «Волшебная палочка» 4. Картинки с изображением ранней весны 5. Стихи и проза о весне, маме, бабушке, о празднике 8 Марта. 6. Народные приметы, пословицы и поговорки о весне. 7. Алгоритм для составления рассказа «Весна» 8. Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам «Весна» 9. Иллюстрации для составления рассказов «Моя семья» 10. Настольная игра «Давай поговорим» 11. Дидактическое пособие «Сорока» для развития фонематического слуха (деление слов на слоги: март, мама, бабушка, сестра, праздник, цветы….)

В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником, знакомством с художником- иллюстратором.

Подготовительная к школе группа

Уголок будущего первоклассника

Пособия

Тренировка дыхания