МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО- ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Доц. Федорцова Тамара Аркадьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Региональная экономика в системе наук.
Advertisements

Методы географических исследований и основные источники географической информации.
Урок географии в 10 классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.
Составитель учитель географии МБОУ СОШ 23 г. Смоленска Новикова Юлия Андреевна.
Что изучает география хозяйства и географических районов России.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет.
ПОНЯТИЕ «ГЕОГРАФИЯ» География (от греч. geo «земля» и grapho «пишу») наука, изучающая географическую оболочку Земли, её структуру и динамику, взаимодействие.
География в системе наук: дифференциация и интеграция в географии. Система географических наук
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
(греч. γεωγραφία, землеописание, от γεια Земля и γραφειν писать, описывать) - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и выявляющих.
Предмет и проблемы методики обучения географии и экологии.
Урок -введения ОРР МКОУ СОШ 13 Якименко Д.Ю. Чунояр 2011.
ТЕМА 10 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ.
Экономика отрасли, организация, планирование и управление производством Автор: доктор PhD, Епанчинцева С.Э. кафедра «Экономика и менеджмент» Лекция 1 Производство:
Тема 9 ТРАНСПОРТ КАК ОБЪЕКТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ.
География туризма Предмет по выбору для учащихся классов Курс ведет Людмила Сапронкина.
Организация производства как система научных знаний.
АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Калужской области КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ CХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО.
1. Предмет и метод статистики Статистика (от латинского слова status - государство) – это определение положения вещей или наука о цифрах. Основной вопрос.
Транксрипт:

МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО- ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Доц. Федорцова Тамара Аркадьевна

Цель курса дать знания о теории, методам, приемам и методике отраслевых и комплексных экономико- географических исследований дать знания о теории, методам, приемам и методике отраслевых и комплексных экономико- географических исследований сформировать и развить умения их применения в отраслевых и комплексных экономико- географических дисциплинах сформировать и развить умения их применения в отраслевых и комплексных экономико- географических дисциплинах

Задачи курса Задачи курса Изучить: специфику объекта и методов исследований социально- экономической географии; специфику объекта и методов исследований социально- экономической географии; характер, организацию и проведение экономико- географических исследований; характер, организацию и проведение экономико- географических исследований; уровни и масштабы экономико-географических исследований уровни и масштабы экономико-географических исследований Ознакомиться с принципами и методами научного познания в социально- экономической географии; с принципами и методами научного познания в социально- экономической географии;Овладеть методикой изучения территориальных социально- экономических систем разных типов и рангов; методикой изучения территориальных социально- экономических систем разных типов и рангов; овладеть методикой изучения населения и трудовых ресурсов, как важнейших факторов развития территориальных социально-экономических систем. овладеть методикой изучения населения и трудовых ресурсов, как важнейших факторов развития территориальных социально-экономических систем.

Список литературы Основная литература Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. М., Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. М., Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований. Мн Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований. Мн Манак Б.А. Методы экономико- географических исследований. Мн., 1985 Манак Б.А. Методы экономико- географических исследований. Мн., 1985 Гагина Н.В., Федорцова Т.А. Методы геоэкологических исследований. Мн., 2003 Гагина Н.В., Федорцова Т.А. Методы геоэкологических исследований. Мн., 2003 Сасноўскі В.М. Методыка рэгіянальных эканамічных даследванняў. Мн., Сасноўскі В.М. Методыка рэгіянальных эканамічных даследванняў. Мн., 2002.

Дополнительная литература География на пороге третьего тысячелетия.//Сб.научн.трудов. Л., География на пороге третьего тысячелетия.//Сб.научн.трудов. Л., Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб.,1992. Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб.,1992. Максаковский В.П. Географическая культура. М., Максаковский В.П. Географическая культура. М., Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., Клицунова Н.К, Решетникова А.Н., Федорцова Т.А. Методы географических исследований. Мн., Клицунова Н.К, Решетникова А.Н., Федорцова Т.А. Методы географических исследований. Мн., 2005.

Тема 1. Предмет социально-экономической географии. Объект, цели и задачи исследований

СЭГ – комплекс научных дисциплин, изучающих закономерности размещения общественного производства и расселения людей, иными словами – территориальную организацию жизни общества, особенности ее проявления в различных странах и регионах, местностях. СЭГ – комплекс научных дисциплин, изучающих закономерности размещения общественного производства и расселения людей, иными словами – территориальную организацию жизни общества, особенности ее проявления в различных странах и регионах, местностях. СЭГ сочетает в себе одновременно элементы географии, экономики и социологии. СЭГ сочетает в себе одновременно элементы географии, экономики и социологии.

Объект исследования – что изучает данная отрасль науки, какое объективное материальное явление или категорию духовного порядка исследователь представляет себе как конкретную совокупность независимых от него явлений, подлежащих изучению Объект исследования – что изучает данная отрасль науки, какое объективное материальное явление или категорию духовного порядка исследователь представляет себе как конкретную совокупность независимых от него явлений, подлежащих изучению Для географии гораздо важнее изучение не только и не столько размещения отдельных компонентов и объектов, сколько их территориальных сочетаний. Для географии гораздо важнее изучение не только и не столько размещения отдельных компонентов и объектов, сколько их территориальных сочетаний.

Объектом исследований СЭГ являются сложные территориальные социально- экономические системы (ТСЭС), их подсистемы, структурные образования и элементы. Объектом исследований СЭГ являются сложные территориальные социально- экономические системы (ТСЭС), их подсистемы, структурные образования и элементы.

В качестве подсистем и элементов ТСЭС выступают: население; население; хозяйство и его различные отрасли; хозяйство и его различные отрасли; природные условия и ресурсы; природные условия и ресурсы; территориально-производственные комплексы; территориально-производственные комплексы; экономические районы; экономические районы; поселения, их сети и системы; поселения, их сети и системы; агломерации; агломерации; системы транспорта; системы транспорта; другие территориальные сочетания. другие территориальные сочетания.

Аспект исследования – какая сторона изучаемого объекта привлекает ученого, под каким углом зрения рассматривается этот объект, ибо одна и та же категория может исследоваться различными науками с разных сторон Аспект исследования – какая сторона изучаемого объекта привлекает ученого, под каким углом зрения рассматривается этот объект, ибо одна и та же категория может исследоваться различными науками с разных сторон Для географических дисциплин характерен пространственный – точнее, геопространственный – аспект изучаемых явлений. Часто употребляются выражения: территориальный, региональный, зональный и другие аспекты. Для географических дисциплин характерен пространственный – точнее, геопространственный – аспект изучаемых явлений. Часто употребляются выражения: территориальный, региональный, зональный и другие аспекты.

Главные задачи исследований изучение закономерностей формирования, развития и размещения ТСЭС; изучение закономерностей формирования, развития и размещения ТСЭС; оценка условий и факторов, влияющих на развитие и размещение ТСЭС, их подсистем и элементов; оценка условий и факторов, влияющих на развитие и размещение ТСЭС, их подсистем и элементов; выявление взаимосвязей между географической средой, производством и расселением; выявление взаимосвязей между географической средой, производством и расселением; научно обоснованное районирование территории; выработка предложений по оптимизации и повышению эффективности функционирования отдельных элементов ТСЭС; научно обоснованное районирование территории; выработка предложений по оптимизации и повышению эффективности функционирования отдельных элементов ТСЭС; исследование проблем населения и рационального использования трудовых ресурсов; исследование проблем населения и рационального использования трудовых ресурсов;

изучение экистических условий (условий расселения) и определение мер по их улучшению и выравниванию в территориальном плане; изучение экистических условий (условий расселения) и определение мер по их улучшению и выравниванию в территориальном плане; исследование географических различий в услови­ях, уровне и характере жизни населения, обоснование мер по сближению социально-экономических параметров в различных типах поселений и районах страны; исследование географических различий в услови­ях, уровне и характере жизни населения, обоснование мер по сближению социально-экономических параметров в различных типах поселений и районах страны; разработка научных основ пространственной орга­ низации жизни общества для целей планирования и проектирования. разработка научных основ пространственной орга­ низации жизни общества для целей планирования и проектирования. изучение экологического воздействия производства и расселения на природную среду. изучение экологического воздействия производства и расселения на природную среду.

Основные направления исследований на современном этапе формирование и развитие территориально- производственных комплексов; формирование и развитие территориально- производственных комплексов; проектирование городов; проектирование городов; размещение учреждений сферы обслуживания; размещение учреждений сферы обслуживания; формирование систем туризма и отдыха; формирование систем туризма и отдыха; экономическая оценка природных и трудовых ресурсов; экономическая оценка природных и трудовых ресурсов; разработка экологической и демографической политики; разработка экологической и демографической политики; научное обоснование путей рационального и экономного использования всех видов ресурсов научное обоснование путей рационального и экономного использования всех видов ресурсов