Особые образовательные потребности детей с детским церебральным параличом (ДЦП) Печерская Ольга Владимировна Педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад 1» создано в 1970 году. В МБДОУ функционирует 6 групп, которые.
Advertisements

Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Любовь Павловна Галахова, педагог-психолог, КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Программа психологического сопровождения детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении Авторский коллектив МБОУ ППМС Центр « Росток» Каткина Е.В.,
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Подходы к разработке программы коррекционной работы ( Основная образовательная программа начального общего образования ) © Е.В. Коточигова © ГОАУ ЯО ИРО.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Педагог.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сибирский Бреусова Н.В.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Транксрипт:

Особые образовательные потребности детей с детским церебральным параличом (ДЦП) Печерская Ольга Владимировна Педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детского сада 25

Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией. Причины детского церебрального паралича. Детский церебральный паралич возникает при нарушениях внутриутробного развития (имеет значение инфекция во время беременности, цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, поздний токсикоз беременных, несовместимость матери и плода по резус-фактору, нарушение аутоиммунных механизмов эмбрионального развития ). Преждевременные роды, затяжные или стремительные роды, роды при неправильном положении плода, родовые травмы, желтуха повышают риск заболевания. Все перечисленное приводит к гипоксии (кислородному голоданию) и асфиксии (удушью) плода. В результате недостатка кислорода нарушается закладка и развитие головного мозга ребенка. Точно определить причину заболевания невозможно.

Успехи медицины в области акушерства, неонатологии, детской неврологии привели к значительному снижению смертности новорожденных и, одновременно, к повышению частоты неврологических нарушений у детей, среди которых ДЦП занимает первое место. Распространенность ДЦП среди детской популяции весьма значительна и составляет до 5,8 на 1000 детей; при этом устойчивый рост количества таких детей сопровождается утяжелением нарушений развития. При всех усилиях, направленных на медико-психолого- педагогическую реабилитацию этих детей, к пубертатному возрасту среди них регистрируется большое количество инвалидов.

Система поэтапной помощи детям с ДЦП основана на ранней диагностике и раннем начале систематической лечебно-педагогической работы. Эффективность коррекционно-восстановительной работы при ДЦП зависит от ее непрерывности, систематичности, адекватности, преемственности на различных этапах.

У детей с ДЦП могут быть нарушены различные «линии развития»: двигательное развитие; психическое развитие; речевое развитие; социальное развитие. Это крайне неоднородная группа. Отмечаются многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем.

Двигательное развитие. У всех детей с ДЦП наблюдаются двигательные нарушения, проявляющиеся в различной степени. У большинства детей с ДЦП нарушены двигательные функции кистей и пальцев рук.

Социальное развитие. Социальное развитие детей с ДЦП нарушено и качественно своеобразно. Оно отличается большой неравномерностью, т.е. наблюдается значительный разброс показателей социального развития. В целом уровень социально-эмоционального развития близок к уровню познавательного развития, в то время как степень сформированности навыков самообслуживания ниже показателей тяжести нарушений общей моторики и функций рук.

Познавательная деятельность. Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Выраженность астенических проявлений. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем (вынужденная изоляция, ограничение контактов с другими людьми; затруднения в познании окружающего в процессе практической деятельности, связанные с двигательными и сенсорными расстройствами). Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно- суставного чувства).

Познавательное развитие. Дети с ДЦП – крайне разнородная группа по состоянию интеллекта. Нормальный или близкий к нормальному интеллект; Задержка психического развития органического генеза; Умственная отсталость различной степени выраженности. Нарушение познавательного развития жестко не связано с тяжестью поражения двигательной сферы и лишь частично соответствует тяжести двигательной патологии. Уровень познавательного развития в целом выше уровня речевого развития.

Расстройства эмоционально-волевой сферы. Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность Заторможенность, застенчивость, робость Колебания настроения Плаксивость, капризность, раздражительность Реакция протеста, агрессия Полное безразличие, равнодушие, безучастное отношение к окружающим Благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию

Нарушения формирования личности. Осознание собственной неполноценности; Пониженная мотивация к деятельности; Страхи, связанные с передвижением и общением; Стремление к ограничению социальных контактов; Отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость; Наивность суждений; Иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности; Робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы; Обидчивость, впечатлительность, замкнутость.

Речевое развитие У 94% детей - задержка доречевого и раннего речевого развития. Речевая активность детей низкая. Задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической. У всех детей с ДЦП – дизартрические (речедвигательные) расстройства. Степень выраженности речедвигательных расстройств коррелирует с тяжестью нарушений функций рук.

Анализ экспериментальных данных показывает, что часть детей с ДЦП имеют равномерное отставание по всем линиям развития (31%), остальные – неравномерное развитие (69%). При этом проявления дисгармоничного развития оказываются чрезвычайно разнообразными.

Особые образовательные потребности обучающихся с ДЦП. раннее выявление нарушений и максимально раннее начало комплексного сопровождения ребенка с учетом особенностей психофизического развития; регламентация деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима); особая организация образовательной среды, характеризующаяся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;

Особые образовательные потребности обучающихся с ДЦП. использование специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения; адресная помощь по коррекции двигательных, познавательных, речевых и социально-личностных нарушений; предоставление услуг тьютора;

Особые образовательные потребности обучающихся с ДЦП. индивидуализация образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей.

Диапазон различий в возможностях освоения академического образования детьми с ДЦП очень велик: Часть детей с ДЦП могут освоить общеобразовательную программу. Существенная часть детей с ДЦП нуждается в коррекционно-педагогической работе и специальных условиях образования.

Успешное инклюзивное обучение детей с ДЦП в общеобразовательной организации: организация доступной среды; организация специальной помощи. Обязательное условие - систематическая специальная психолого- педагогическая поддержка коллектива педагогов, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого- педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, другими детьми, родителями, педагогами; работа по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в детском коллективе; поддержание эмоционально комфортной обстановки; обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к познавательной деятельности.

Ребенок с с ДЦП требует от педагога больше внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, поэтому наполняемость группы, где обучается ребенок с ДЦП должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида ), контакторы, заменяющие мышь (джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор. Различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Специальное оборудование: средства передвижения: инвалидные коляски (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные), многофункциональные кресла-коляски, подъемники для пересаживания, ходунки и ходилки, костыли, крабы, трости. Средства сенсорной реабилитации: тёмная и светлая сенсорная комнаты; средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания); подбор мебели (столы, регулируемые в соответствии с ростом). специальные технические средства для оптимизации процесса письма (увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, утяжеленные ручки.

Общеобразовательная организация должна реализовывать программы коррекционной работы и адаптированные образовательные программы. Образовательная программа для детей с ДЦП разрабатывается детским садом самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ федерального компонента, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

Учет потребностей обучающихся с ДЦП предусматривает введение в штат специалистов школы учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников. Установление тесного контакта и сотрудничества педагога с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с ДЦП в образовательной организации.

Спасибо за внимание!