УЧЕТ и АНАЛИЗ Составитель: доцент каф. МЕН ТПУ к.э.н. Жданова А.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Резаева Г.С.Малышева В.В Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит» Дисциплина: «Бухгалтерский учет» Преподаватель: Резаева Галина Степановна,
Advertisements

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
11 Уникальный опыт. Верные решения. Москва, ул. Долгоруковская, д.23А тел. (499) ; факс (499)
Понятие и виды расходов, затрат, издержек и себестоимости продукции.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Подготовила : Попова С. 14 БУ. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим.
1 Учет прочих активов и обязательств. 2 Для учета государственным учреждением прочих активов и обязательств предназначены счета: 1400 Прочие краткосрочные.
Управленческий учет (management accounting). Учетные подсистемы в информационном поле предприятия Бухгалтерский учет Финансовый учет Налоговый учет Управленческий.
Тема 2.4. Статистика издержек производства. материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Тема 21 Аудит учета продаж готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг)
Метод бухгалтерского учета и содержание его основных элементов.
1С:Предприятие 8 «Универсал» Бухгалтерский учет Налоговый учет Центр Научно-Технических Услуг и Консультаций Обзор функциональных возможностей Отраслевая.
Проверка операций по учету материалов. Основные задачи судебно- бухгалтерской экспертизы по учету материалов: Активное влияние на процессы производства,
Тема 4. Позаказное калькулирование Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции ИМБЭ.
БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Тема 6: «Основы управленческого учета» © И.В. Депутатова Депутатова Ирина Викторовна
Финансы хозяйствующего отражает процесс управления ограниченными финансовыми ресурсами, возникающими в процессе производственной, инвестиционной и финансовой.
Статистика прибыли и рентабельности. Анализ эффективности производства предполагает сопоставление затрат и результатов производственной деятель- ности.
Особенности учетной политики в торговых организациях Д.э.н., профессор Яковенко В.С.
Транксрипт:

УЧЕТ и АНАЛИЗ Составитель: доцент каф. МЕН ТПУ к.э.н. Жданова А.Б.

МОДУЛЬ 1. Основы бухгалтерского учета 2 Основные разделы и результаты Знать УметьВладеть основные стандарты и принципы финансового учета и подготовки финансовой отчетности регистрировать хозяйственные операции предприятия на основе первичного документа навыками составления первичных документов и их регистрации в регистрах бухгалтерского учета

МОДУЛЬ 2. Основы налогообложения в РФ 3 Основные разделы и результаты Знать УметьВладеть основы налогообложения и налоговое законодательство РФ осуществлять налоговый учет в соответствии с требованиями законодательства РФ навыками расчета налогов и регистрации их на счетах бухгалтерского учета, составления налоговых деклараций

МОДУЛЬ 3. Основы управленческого учета 4 Основные разделы и результаты Знать УметьВладеть основные системы управленческого учета калькулировать и анализировать себестоимость продукции способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения

МОДУЛЬ 4. Основы финансового учета 5 Основные разделы и результаты Знать УметьВладеть назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности предприятия навыками составления финансовой отчетности

МОДУЛЬ 5. Основы финансового анализа 6 Основные разделы и результаты Знать УметьВладеть основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой активности, эффективности и рентабельности деятельности анализировать финансовую отчетность методами анализа финансовой отчетности

Основные нормативные документы Федеральный закон от N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Приказ Мин Фина РФ N 94 н от г. (ред. от ) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» Приказ Мин Фина РФ N 119 н от (ред. от ) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» Приказ Мин Фина РФ N 66 н от (ред. от ) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" Положения по бухгалтерскому учету в РФ (ПБУ )

ПБУ, рассматриваемые в дисциплине ПБУ 1/2008УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 4/99БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 5/01УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ПБУ 6/01УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПБУ 9/99ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 10/99РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 14/2007УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ПБУ 23/2011ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Функции финансового управления Анализ Планирование Организация Учет Контроль Финансовые ресурсы предприятия

Бухгалтерский учет – основа учетных процедур Отличительные особенности бухгалтерского учета: Двойная проводка План счетов Правила регистрации операции на активных и пассивных счетах Регистрация операций на основании первичного документа Составление финансовой отчетности

Учетная система предприятия Бухгалтерский учет Другие виды информации: кол-во продукции, время производства, время доставки и др. Налоговый учет Финансовый учет Управленческий учет

Кому нужна финансовая информация о предприятии ? Пользователи Что хотят знать ? Основное требование к информации Вид учета Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, др. Финансовое состояние Стандартные формы отчетов. Соответствие данных учета принятым нормам учета. Финансовый Налоговые органы Налоговые обязательства Соответствие требованиям налогового законодательства. Налоговый Менеджмент Информация для принятия решений Оперативность. Финансовое обоснование принимаемого решения. Управленческий

Финансовый учет Цель учета – составление финансовых отчетов по общепринятым правилам, представление информации о финансовом положении предприятия. Результат учета - финансовые отчеты. Финансовые отчеты – это информация для финансового анализа.

Налоговый учет Цель учета – информация о налоговых обязательствах предприятия. Результат учета – налоговые декларации, составленные и сданные в налоговую инспекцию в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Управленческий учет Цель учета – информация об эффективности продуктов деятельности предприятия (товаров, работ, услуг). Результат учета – управленческие финансовые отчеты для руководителей предприятия, представляющие информацию о доходах, затратах по объектам управления (продуктам деятельности предприятия)

Сравнительная характеристика видов учета Финансовый учет Налоговый учет Управленческий учет Требования к ведению Ведение обязательно. Ведение необязательно. Основная цель Обеспечение информацией о финансовом состоянии предприятия: платежеспособности, финансовой устойчивости, способности получать прибыль. Определение налоговых обязательств предприятия, контроль за своевременностью и полнотой их исполнения. Обеспечение информацией менеджеров в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

Сравнительная характеристика видов учета (продолжение) Финансовый учет Налоговый учет Управленческий учет Правила ведения учета Осуществляется в соответствии с принятыми и узаконенными нормами (Россия – ПБУ). Осуществляется в соответствии с нормами налогового законодательства (Налоговый кодекс РФ). Осуществляется по внутренним правилам, установленным организацией в соответствии с целями и задачами управления.

Сравнительная характеристика видов учета (продолжение) Финансовый учет Налоговый учет Управленческий учет Объект учета Предприятие в целом. Подразделения предприятия, продукты, виды деятельности. Частота составления отчетом Основной отчет - ежегодный. Менее детализированные (промежуточные) отчеты - ежеквартальные. Составляются в сроки установленные для предоставления декларации по соответствующему налогу. Составляются в сроки установленные руководством (еженедельно, ежедневно, ежемесячно).

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА Задачи изучения : калькулирование себестоимости продукции, определение прибыли от реализации видов продукции (работ, услуг)

Определения Затраты – стоимость ресурсов, использованных в процессе функционирования предприятия. Затраты всегда соотносятся с конкретными задачами, к которым относятся: производство определенного продукта, оказание услуг, выполнение работ, деятельность подразделения.

Экономические элементы затрат Элементы затрат Корреспондирующие счета материальные затратыК 10 Материалы затраты на оплату трудаК 70 Расчеты с персоналом по оплате труда отчисления на социальные нужды К 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению амортизацияК 02 Амортизация основных средств К 05 Амортизация нематериальных активов прочие затраты, т.ч. аренда, коммунальные, реклама, ремонт, и т.д. К 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками К 71 Расчеты с подотчетными лицами (суточные по командировкам)

Классификация затрат Классификационный признак Виды затрат Расчет себестоимости Роль в процессе производства Производственные (себестоимость) и непроизводственные (расходы периода) Способ отнесения на себестоимость продукции Прямые и Косвенные (накладные)

Классификация затрат Производственные затраты возникают в процессе производства продукции, формируют производственную себестоимость продукции, включают: прямые материальные, прямые трудовые затраты, накладные производственные затраты. Непроизводственные затраты непосредственно несвязанные с производством продукции не учитываются при определении себестоимости единицы продукции, включают: коммерческие, управленческие.

Классификация затрат Прямые затраты могут быть точно и экономично отнесены на объект учета (товар, услугу, подразделение). На себестоимость готового продукта такие затраты относятся полностью, исходя из физического объема затраченного ресурса, на основании первичного документа. Косвенные затраты не могут определенным образом быть отнесены на объект учета (товар, услугу, подразделение). Общая сумма таких затрат подлежит распределению между несколькими объектами учета в соответствие с действующей методикой на предприятии.

Классификация затрат (продолжение) Классификационный признак Виды затрат Планирование и принятие решений Зависимость от объемов производства Постоянные и переменные Способ учета для управления затратами Нормативные (плановые) и Фактические

Классификация затрат Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объёма производства или продаж продукции, а рассчитанные на единицу продукции представляют собой постоянную величину. Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности (объёма производства или продаж продукции) в определенных пределах, а рассчитанные на единицу уменьшаются при увеличении объёма производства или продаж.

Классификация затрат Нормативные затраты - затраты, рассчитанные исходя из норм (прошлого опыта), они учитываются при составлении бюджетов, смет, расчета себестоимости и установлении цены готовой продукции. Фактические - затраты, реально понесенные для изготовления продукции (работ, услуг). Эти затраты регистрирует бухгалтерия и учитывает при определении финансового результата.

Определения Расходы – это уменьшение активов или увеличение обязательств, приводящее к уменьшению капитала, не связанное с расчетами с акционерами. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основе непосредственного сопоставления с доходами соответствующего периода. Доходы и расходы это категории для определения прибыли. ПРИБЫЛЬ = ДОХОДЫ - РАСХОДЫ

Затраты и расходы предприятия Затраты ЗапасыРасходы Прямые материальные Прямые трудовые Производственные накладные Незавершенное производство Готовая продукция Коммерческие затраты Административные затраты Расходы на производство реализованной продукции Расходы на производство и реализацию продукции Расходы периода Производственные затраты Непроизводственные затраты

Затраты и расходы предприятия Затраты ЗапасыРасходы Прямые материальные Прямые трудовые Производственные накладные Незавершенное производство Готовая продукция Коммерческие затраты Административные затраты Расходы на производство реализованной продукции Расходы на производство и реализацию продукции Расходы периода Производственные затраты Непроизводственные затраты Обороты за период Остаток на дату Обороты за период Отчет о финансовых результатах Баланс Д 20 К 10 Д 20 К 70 Д 20 К 25 Д 44 К 70, 02,10,60 Сальдо Д 20 Д 90.2 К 43 Д 90 К 26,44 Д 26 К 70, 02,10,60 Сальдо Д 43 Конец месяца Дата товарной накладной

Взаимосвязь затрат и расходов Расходы = Затраты - минус Увеличение запасов (НЗП и ГП) Расходы = Затраты + плюс Уменьшение запасов (НЗП и ГП)

Калькулирование затрат Калькулирование – это расчет стоимости продукции (работ, услуг) предприятия. Процесс определения затрат и отнесения их на готовый продукт Объект калькулирования (объект учета затрат) – виды продукции (работ, услуг) предприятия, результаты деятельности предназначенные для продажи клиентам. Процесс калькулирования состоит из следующих этапов: 1. учет по видам затрат; 2. учет по местам возникновения затрат; 3. учет по объектам учета (носителям затрат ).

Процесс калькулирования Какие затраты возникли? Где затраты возникли? Для чего возникли затраты? Виды затрат - элементы затрат Носители затрат (объект учета затрат)- продукты деятельности предприятия косвенные прямые Места возникновения затрат – структурные подразделения, технологические процессы Д 20.П1 К 70 Д 20.П1 К 10 Д 20.П2 К 70 Д 20.П2 К 10 Д 20.П3 К 70 Д 20.П3 К 10 Д 25. МВЗ 1 К 70 Д 25. МВЗ 1 К 10 Д 25. МВЗ 1 К 60 Д 20.П1 К 25. МВЗ 1 Д 20.П2 К 25. МВЗ 1 Д 20. П3 К 25. МВЗ 1

Учет затрат В целях определения себестоимости продукта предприятия необходимо обеспечить учет прямых и косвенных затрат. Прямые затраты непосредственно связаны с данным продуктом (носителем затрат), которые можно отнести на готовый продукт на основе первичных документов. Регистрация суммы осуществляется непосредственно на счете 20 Д 20. объекта учета К 10,70 (счета запасов или задолженностей)

Учет затрат Косвенные затраты сложно связать с конкретным носителем затрат, поэтому распределение их осуществляется через места возникновения затрат (МВЗ) на основании принятой базы распределения. Учет ведется с использованием счета 25 «Общепроизводственные расходы» на котором предварительно собираются затраты, для этого выделяют аналитические группы – места возникновения затрат (МВЗ) Д 25. МВЗ 1,2,3 К 10, 70, 69, 60, 02 Суммы затрат на основании первичных документов без указания носителя затрат (объекта учет затрат)

Учет затрат В конце месяца сумма собранных затрат распределяется по объектам учета Д 20. Продукт 1 К 25 МВЗ 1 Д 20. Продукт 2 К 25 МВЗ 1 В конце месяца вся сумма, учтенная на счете 25 ОПР, должна быть распределена на себестоимость произведенной продукции (счет 20 виды продукции).

Распределение затрат Распределение затрат – это процесс отнесения части понесенных затрат на объект учета, в случае когда прямые измерения не позволяют определить количество и стоимость потребовавшихся ресурсов. Распределение затрат происходит по определенному закону (формуле), в основе которого лежит база распределения затрат (драйвер затрат).

Распределение затрат База распределения – это объемный показатель ресурса, пропорционально которому распределяют косвенные затраты. Примеры баз распределения: ФОТ основного производственного персонала, время труда, машинное время затраченные на каждый вид продукции. Фактор распределения (ставка накладных, ставка драйвера) – сумма косвенных общепроизводственных затрат приходящаяся на единицу материального показателя, выбранного за базу распределения.

Учет прямых затрат на контракт (заказ, проект) Виды затрат Первичный документ АналитикаОтветственные Материалы требование- накладная, акт списания материалов Код вид деятельности, Код заказа (договор), Код подразделения, Код вида затрат. кладовщик, ответственный за производство заказа, начальник производства Заработная плата ведомость начисления заработной платы заказ-наряд Код вид деятельности, Код заказа (договор), Код подразделения, Код вида затрат. бригадир или бухгалтер, ответственный за производство заказа, начальник производства Услуги сторонних организаций поступление товаров и услуг акт выполненных работ Код вид деятельности, Код заказа (договор), Код подразделения, Код вида затрат. Исполнитель, ответственный за производство заказа, начальник производства Суточные авансовый отчет Код вид деятельности, Код заказа (договор ), Код подразделения, Код вида затрат. работник, ответственный за производство заказа, начальник производства

Учет косвенных (накладных) производственных затрат Виды затрат Первичный документ АналитикаОтветственные Материалы требование-накладная, акт списания материалов Код вид деятельности, Код подразделения, Код вида затрат. кладовщик, руководитель подразделения начальник производства Заработная плата ведомость начисления заработной платы заказ-наряд Код вид деятельности, Код подразделения, Код вида затрат. бухгалтер, руководитель подразделения начальник производства Услуги сторонних организаций акт выполненных работ Код вид деятельности, Код подразделения, Код вида затрат. Исполнитель, руководитель подразделения начальник производства Суточные авансовый отчет Код вид деятельности, Код подразделения, Код вида затрат. работник, руководитель подразделения начальник производства

Классификация методов калькулирования себестоимости продукции в управленческом учете Методы калькулирования По объектам учета По полноте учета затрат По способу планирования позаказный попроцессный попередельный учет фактических затрат учет нормативных затрат по переменным затратам по полной себестоимости по полной производственной себестоимости

Методы учета в зависимости от полноты учета затрат Базовый финансовый результат – вид прибыли определяемый по каждому объекту учета затрат (объекту калькулирования, носителю затрат). В зависимости от метода калькурирования базовый финансовый результат может быть: валовая прибыль, маржинальная прибыль,

Методы калькулирования Директ-костинг Директ - костинг (direct-costing) – метод калькулирования себестоимости продукции по переменным затратам. В себестоимость продукции включаются только переменные затраты, постоянные затраты не включаются в расчет себестоимости, а как расходы периода списываются на финансовый результат того периода, в котором они были произведены. Базовым финансовым результатом является маржинальная прибыль как разница между выручкой и переменной частью себестоимостью реализованной продукции.

Методы калькулирования Полной производственной себестоимости Калькулирование по полным производственным затратам (аbsorption-costing) метод при котором в себестоимости готовой продукции учитываются постоянные общепроизводственные затраты по видам продукции (объектам учета). Себестоимость готовой продукции включает все затраты, связанные с производством продукции: прямые производственные и общепроизводственные накладные затраты (косвенные).

Методы калькулирования Полной производственной себестоимости Базовым финансовым результатом является валовая прибыль как разница между выручкой и производственной себестоимостью реализованной продукции.

Методы калькулирования Сравнение методов калькулирования Директ-костинг Калькулирование по полным производственным затратам Затраты классифицируются на переменные, постоянные Затраты классифицируются на прямые, косвенные В себестоимости готовой продукции учитываются только переменные затраты Постоянные производственные затраты распределяются по видам продукции и учитываются в себестоимости готовой продукции Запасы продукции оцениваются только по переменным производственным затратам Запасы продукции оцениваются по полным производственным затратам Применяется для управления объемами производства, ценообразованием. Применяется для составления финансовой отчетности предприятия

Методы калькулирования. Пообъектная классификация Основа классификация – объект учета. Рассматриваемые вопросы по каждому методу: сфера применения, объект учета, аналитические счет бухгалтерского учета учет незавершенного производства

Методы калькулирования. Позаказный метод Позаказный метод калькулирования себестоимости продукции используется при изготовлении партий продукции по заказу покупателей или при выполнении работ (услуг) для заказчика. Применяется в тех отраслях, где единица продукции хорошо идентифицируется. Это индивидуальные, мелкосерийные производства, а так же предоставление услуг и выполнение работ.

Методы калькулирования. Позаказный метод Объект учета - заказ. Под заказом может пониматься: конкретный заказ, оформленный контрактом с клиентом на производство определенной партии продукции, партия продукции для продажи покупателям без оформления контракта на производство продукции; единичная продукция, производимая по заказу клиента, выполнение работ, услуг.

Методы калькулирования. Позаказный метод При позаказном методе калькулирования на каждый заказ заводится калькуляционная карточка, где учитываются: материалы, отгруженные со склада для выполнения этого заказа; заработная плата производственных рабочих; прочие прямые затраты; распределенные на данный заказ общепроизводственные накладные затраты. Учет ведется на 20 счете аналитический счет – номер заказа

Методы калькулирования. Позаказный метод По выполнении заказа в калькуляционной карточке (карточке учета затрат) выводится общая сумма прямых затрат, после чего на основании принятого метода и базы распределения распределяются накладные затраты. Если в конце отчетного периода заказ не завершен, то сумма, означенная в карточке, учитывается на счете незавершенное производство (остаток по Дебету счета 20 «Основное производство»).

Методы калькулирования. Попроцессный метод Попроцессный метод используют предприятия, выпускающие массовую продукцию, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности все этапы производства (процессы). Применяется на предприятиях, где выпускают продукцию ограниченной номенклатуры. Применяется в химической промышленности, металлургии и т.п.

Методы калькулирования. Попроцессный метод Объектом учета затрат является отдельный процесс как составная часть всего процесса производства. Учет ведется на счете 20 «Основное производство». Аналитические счета открываются по видам процесса, по подразделениям, по видам продукции.

Методы калькулирования. Попроцессный метод Особенности метода: производственные затраты группируются по отдельным подразделениям или участкам; затраты списываются за отчетный период (месяц), а не за время, необходимое для завершения заказа; косвенные издержки при позаказной калькуляции могут быть прямыми при попроцессной калькуляции (например: затраты на контроль процесса, амортизационные отчисления и др.); среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением суммы всех производственных затрат за месяц на количество готовой продукции за тот же период.

Методы калькулирования. Попередельный метод Попередельный метод применяется в тех областях промышленности, где обрабатываемое сырье и материалы проходят несколько стадий обработки, причем на каждой стадии получается продукт готовый к продаже. Объектом учета затрат является стадия обработки продукции (передел). Затраты учитываются не только по видам продукции и статьям кулькулирования, но и по переделам. Полуготовая продукция после прохождения переработки на каждой стадии является полуфабрикатом и ее стоимость учитывается на счете 21 (полуфабрикаты собственного производства).

Методы калькулирования Нормативный метод (стандарт-костинг) Нормативный метод калькулирования (стандарт- костинг) – метод при котором себестоимость продукции при ее передаче на склад готовой продукции и в реализацию учитывается но нормативной (плановой) себестоимости. Нормативный метод калькулирования имеет важное значение для управления затратами предприятия и себестоимостью продукции. Метод регулирования формирования себестоимости называется управление по отклонениям.

Нормативный метод (стандарт-костинг) Особенности метода: предварительное составление калькуляций нормативной себестоимости по каждому изделию на основе действующих норм и смет; учет готовой продукции осуществляется по нормативной себестоимости как правило с использованием счета 40 «Выпуск готовой продукции» (может не использоваться); ведение учета фактических затрат в течение месяца и формирование фактической себестоимости готовой продукции на счете 20; определение отклонения фактической себестоимости от нормативной и анализ причин отклонений; при необходимости изменение действующих норм для корректировки нормативной себестоимости.

Нормативный метод (стандарт-костинг) Нормативные затраты 3. Фактические затраты Д 40 К Готовая продукция (нормативная стоимость) Д 43 К 40 Товарно-материальные запасы сальдо Д 43 Запасы непроданной продукции по фактической стоимости 4. Отклонения счет 90 (продажи) 2. Себестоимость реализованной продукции (нормативная стоимость) Отклонения Реализованная продукция Расходы за отчетный период по фактической стоимости Отклонения

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА Задачи изучения : основные финансовые отчеты и их назначение, правила составления финансовых отчетов.