Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» Институт психологии Анализ статьи Сапоровская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние материнско- детского отношения на мотивацию достижения детей младшего школьного возраста Н.О.Макова, Л.П.Макова.
Advertisements

Методы психологической диагностики в семейной психологии и психотерапии Трофимова И.М. психолог Кафедра клинической психологии ЮУрГУ.
Выполнила: Житкова М.В., 4 курс. Научный руководитель: Звездина Г.П., доцент, кандидат пс. н.
Методы диагностики и исследования межличностных отношений детей в семье Цветовой тест отношений Изучение личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми.
«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ» Тема 4. Особенности супружеских взаимоотношений. Кризисы в жизни семьи Слайд 1. По мнению исследователей, оптимальная продолжительность.
ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДАЯ СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ.
Министерство образования Пензенской области ППМС центр Пензенской области Курс « Семьеведение » для учащихся общеобразовательных учреждений Пензенской.
Отношение к материнству как к жизненной ценности девушек лет Исполнитель: ученица 11 класса Постникова Ксения Руководитель: педагог-психолог Миннибаева.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ» 7 семестр Ведущий преподаватель Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину.
Консультация для воспитателей. Подготовила воспитатель Тихонова С.Г.
Психодинамические характеристики и родительско-детские взаимодействия в однодетных семьях Л.Л.Баландина, кандидат психологических наук, доцент кафедры.
Тема: Семья и брак как социальные институты. удовлетворяют Личные потребности людей Социально-значимые потребности общества Любовь Взаимопомощь Забота.
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» Профилактика аддиктивного поведения в.
Департамент общего образования Томской области ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК») Влияние взаимоотношений детей и родителей.
Проблемы и негативные факторы воспитания детей в неполной семье В.В. Красовская, доцент кафедры педагогики и психологии ПИРО, к.п.н. Определение, причины.
МАСТЕР-КЛАССТема: «Работа психолога по коррекции родительско-детских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями». Ведущий:
Социология гендерных отношений и социология детства Савинская Ольга Борисовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры МСИАСИ.
Современная семья Обществознание, 11 класс © Аминов А. М., 2008.
ДисциплинаФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ И БРАКА. Цель курса Курс «Философия любви и брака» направлен на формирование у студентов нравственных качеств, теоретических.
Транксрипт:

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» Институт психологии Анализ статьи Сапоровская М.В. «Исследование межпоколенных связььей в семейном контексте» Контрольная работа по дисциплине «Семья и индивидуальность» Студентки группы М 1116 Мялицина Ольга Николаевна Преподаватель: доцент, канд.психол.наук М.Т. Таллибулина Пермь, 2017

Научная проблема Конфликт между поколениями «отцов» и «детей», его причины и следствия, возможность его трансформации в сторону конструктивности и развития отношений между поколениями

Теоретические подходы: В социологии (А.И.Антонов, В.М.Медведков, В.А.Сысенко, 1981, 1989); В психотерапии (Ю.Е.Алешина, 1994; А.Я.Варга, 2001; В.В.Юстицкис, Э.Г.Эйдемиллер, 2000); В социальной психологии (А.Н.Обозова, 1983; Т.М.Трапезникова, Н.В.Гришина, 1995, 2000; Г.Н.Тимченко, А.Н.Харитонов, 2002 и др.).

4 группы причин: Объективные причины, связььанные с индивидуальными и возр. особенно. родителей и детей Объективные причины, связььанные с особенноностям и межличностного взаим. в семье Субъективные причины, связьь. с неосознаваемым и интрапсихический ми проблемами взрослых и детей Субъективные причины, связьь. с нарушением представ.-й участников конфликта о семье и личности друг друга к конфликту «родитель-ребенок» приводит комплекс причин

Участники исследования Семьи разного типа с детьми подросткового возраста: Приемные семьи, усыновившие ребенка в возрасте 6-8 лет Полные семьи (первый брак) Неполные семьи «мать-ребенок» (ранняя беременность матери в лет, в браке не состояла)

Методики Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) В.В. Юстицкиса, Э.Г. Эйдемиллера Опросник «Родителей оценивают дети» модификация опросника «АСВ», выполненная И.А. Фурмановым, А.А. Аладьиным Методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. Шеффера, Р. Белла (адаптация Т.В. Архиреевой)

Результаты демонстрируют межпоколенные различия, а порой противоречивость и даже конфликтность представлений родителей и детей об их отношении друг с другом.

Материнские установки в межпоколенном срезе На формирование стереотипов, аттитюдов и нормативных эталонов материнства влияет большое количество факторов, относящихся к социальным нормативам, микроклимат и установки родительской семьи, особенноности детско-родительских отношений и индивидуальные особенноности матери. Использовались методики PARI Е. Шеффера и Р. Белла, адаптированной Т. В. Нещерет.

Результаты: Бабушки МатериДочери Сверхавторитет матери, «жертвенность» матери, поощрение активности ребенка. Вербализация, ориентация на товарищеские отношения с ребенком и несамостоятельность матери Вербализация, сверх авторитет матери, товарищеские отношения с ребенком

Установки, которые не изменяются в трех поколениях женщин вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться), подавление матерью воли ребенка, опасение обидеть (страх причинить ребенку вред), супружеские конфликты, исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери), подавление матерью агрессивности ребенка, партнерские отношения (равенство матери и ребенка), уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком), безучастность мужа (невнимательность мужа к жене), товарищеские отношения между матерью и ребенком, стремление ускорить развитие ребенка, несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

Динамика развития материнских установок в трех поколениях женщин опасение обидеть, супружеские конфликт, исключение внесемейных влияний, подавление матерью агрессивности ребенка, безучастность мужа, уклонение от конфликт, партнерские отношения.

Факторы, определяющие специфику отцовства: 1)Взаимоотношения супругов 2)Влияние матери 3)Средовые факторы 4)Фактор ребенка 5)Отцовство Т.о. построение мужчиной собственного отцовского поведения складывается из: бессознательных установок; сознательных установок; установок, создаваемых социальной средой. Использовались методики PARI Е. Шеффера и Р. Белла (модификация для отцов И.С. Деминой), полуструктурированное интервью.

Результаты: Дедушки ОтцыСыновья (15-19 лет) Вербализация, товарищество, жертвенность, подавление воли ребенка, супружеские конфликты, сверх авторитет отца, доминирование отца. Супружеские конфликты по вопросам воспитания, зависимость от семьи, вербализация, товарищество, доминирование отца, его не самостоятельность и жертвенность. Сверхавторитет отца, вербализация, опасение обидеть, товарищество, поощрение активности ребенка, подавление воли ребенка, строгость отца

Установки, которые значимо не меняются в трех поколениях мужчин стремление ускорить развитие ребенка, раздражительность отца, уклонение от конфликта с ребенком, навязчивость отца, зависимость отца от семьи, подавление отцом сексуальности ребенка, поощрение активности ребенка, подавление агрессивности ребенка, доминирование отца.

Динамика развития отцовских установок в трех поколениях мужчин: чрезмерная забота о ребенке, строгость отца, стремление ускорить развитие ребенка, несамостоятельность отца. Эти установки усиливаются! уклонение от конфликта с ребенком, доминирование отца. Эти установки регрессируют!

Источник: Сапоровская М.В. Исследование межпоколенных связььей в семейном контексте [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн N 2(2). Сведения об авторе Сведения об авторе Сапоровская Мария Вячеславовна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова, ул. 1 Мая, д. 14, Кострома, Россия.