ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЯ И БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ОСНОВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛАРУСИ (ДИРЕКТИВА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭКОНОМИЯ И БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ОСНОВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛАРУСИ (ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 14 ИЮНЯ.
Advertisements

1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
О проекте Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» Семашко С.А. заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Место школы в информационно- образовательной системе Республики Беларусь в области энерго- и ресурсосбережения.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности К полномочиям органов местного.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Перспективы развития энергетики Украины до 2030 года
Актуальные вопросы энергосбережения в Республике Саха (Якутия) Заместитель Председателя ГКЦ-РЭК РС(Я) Трофимов Максим Макарович Государственный комитет.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Место школы в информационно- образовательной системе Республики Беларусь в области энерго- и ресурсосбережения.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Проект ПРООН/ГЭФ «Повышение энергетической эффективности жилых зданий Республики Беларусь»
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
7-8 сентября 2017 г. г. Астана г. Астана Энергоэффективность как фактор повышения энергетической безопасности Союза Шенец Леонид Васильевич, директор Департамента.
Развитие Белорусской энергетической системы в 2011 – 2015 годах.
Транксрипт:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЯ И БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ОСНОВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛАРУСИ (ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 14 ИЮНЯ 2007 Г. 3)

ПРИЧИНЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ ПРИНЯТИЕ ДИРЕКТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 14 ИЮНЯ 2007 Г. 3 «ЭКОНОМИЯ И БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Эффективное использование материальных ресурсов, энергосбережение – это объективно обусловленная мировая тенденция. на 16–17%обеспечена собственными топливно-энергетическими ресурсами. В настоящее время Беларусь лишь на 16–17% обеспечена собственными топливно-энергетическими ресурсами. Недостающая часть приобретается за пределами страны по все еще растущим ценам. В силу этого проблема рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов для нашей страны также очень актуальна. От ее успешного решения в конечном итоге зависит повышение конкурентоспособности национальной экономики и благосостояния граждан. рост товарной продукции на 72%при снижении доли энергозатрат в ее себестоимости почти с 11% в 2000 году до 7,4% в 2005-м. В последние годы такой показатель, как энергоемкость ВВП в Беларуси, имеет устойчивую тенденцию к снижению. За прошлую пятилетку объем потребления энергоресурсов фактически не увеличился. В эти годы был обеспечен рост товарной продукции на 72% при снижении доли энергозатрат в ее себестоимости почти с 11% в 2000 году до 7,4% в 2005-м. в 1,5–2,2 раза выше Однако, несмотря на то что энергоемкость валового внутреннего продукта в нашей стране ниже, чем в соседних государствах СНГ (России и Украине), ее значение в 1,5–2,2 раза выше по сравнению с аналогичными показателями промышленно развитых стран Европы и Америки. Высокой остается и материалоемкость отечественной продукции.

в расчете на одного человека потребляется вдвое больше природного газа и в полтора раза больше электроэнергии Сегодня в Беларуси в расчете на одного человека потребляется вдвое больше природного газа и в полтора раза больше электроэнергии по сравнению со странами Западной Европы. Все это снижает эффективность производства, конкурентоспособность белорусской продукции и, в конечном счете, уровень благосостояния населения. Многие виды машин и оборудования имеют высокую материалоемкость, велики удельные расходы материалов на изготовление ряда изделий. Далеко не везде применяются ресурсосберегающие технологические процессы. Слабо утилизируются отходы производства и вторичные ресурсы. В процессе производства и хранения допускаются значительные потери металла, топлива, древесины, цемента, минеральных удобрений, сельскохозяйственной и другой продукции. Медленно снижаются транспортные издержки. Низкими темпами разворачивается работа по применению местных видов топлива. Все это снижает эффективность производства, конкурентоспособность белорусской продукции и, в конечном счете, уровень благосостояния населения. В 2007 году российский газ подорожал для Беларуси более чем в 2 раза. Затраты на закупку энергоресурсов (нефти, газа) растут в соответствии с ростом цен на них и достигают значительных для страны сумм. Сохраняется преобладающая зависимость от одного поставщика энергоносителей – России. В 2007 году российский газ подорожал для Беларуси более чем в 2 раза. В сложившихся условиях остро встает вопрос энергетической безопасности, а, следовательно, экономической и политической независимости республики.

Помимо вышеперечисленных причин, можно отметить также следующие факторы, актуализирующие для Беларуси проблемы экономии и бережливости, энергетической безопасности: низкая обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами; низкая обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами; высокая энергоемкость экономики; высокая энергоемкость экономики; высокая доля природного газа в топливно-энергетическом балансе страны; высокая доля природного газа в топливно-энергетическом балансе страны; высокая степень износа основных производственных фондов в топливно- энергетическом комплексе; высокая степень износа основных производственных фондов в топливно- энергетическом комплексе; преобладающая зависимость от одного поставщика энергоносителей – России; преобладающая зависимость от одного поставщика энергоносителей – России; большие затраты на импортируемые энергоресурсы; большие затраты на импортируемые энергоресурсы; недостаток инвестиций в топливно-энергетический комплекс страны. недостаток инвестиций в топливно-энергетический комплекс страны. Она призвана превратить экономию и бережливость в фактор экономического развития, привлечь внимание общества к решению этой проблемы и обеспечить экономическую безопасность республики. Ответом на данные вызовы времени и является подписанная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Директива от 14 июня 2007 г. 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Она призвана превратить экономию и бережливость в фактор экономического развития, привлечь внимание общества к решению этой проблемы и обеспечить экономическую безопасность республики.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Государственная политика по обеспечению энергетической безопасности и энергетической независимости В соответствии с Директивой 3, приоритетными направлениями внутренней и внешней политики государства являются обеспечение энергетической безопасности и энергетической независимости Беларуси. обеспечить полное и надежное снабжение населения страны и национальной экономики энергоресурсами сделать возможной поставку энергоресурсов потребителям по экономически обоснованным ценам (тарифам). Правительству в 2007–2010 гг. и в перспективе надлежит не просто обеспечить полное и надежное снабжение населения страны и национальной экономики энергоресурсами, снизить риски и не допустить кризисных ситуаций в энергообеспечении, но и сделать возможной поставку энергоресурсов потребителям по экономически обоснованным ценам (тарифам). поставка в республику топливно- энергетических ресурсов будет осуществляться только по долгосрочным соглашениям. При этом, начиная с 2007 года, поставка в республику топливно- энергетических ресурсов будет осуществляться только по долгосрочным соглашениям. образована постоянно действующая Республиканская межведомственная комиссия по контролю за экономией и рациональным использованием топливно- энергетических и материальных ресурсов. Во исполнение Директивы 3 Правительством образована постоянно действующая Республиканская межведомственная комиссия по контролю за экономией и рациональным использованием топливно- энергетических и материальных ресурсов.

Основными задачами республиканской межведомственной комиссии являются: Основными задачами республиканской межведомственной комиссии являются: определение главных направлений обеспечения энергетической безопасности и энергетической независимости страны, а также мониторинг эффективности реализуемых мер по экономному и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов и выработка соответствующих предложений. активизировать продажу имущественных комплексов неэффективно работающих малых и средних государственных организаций, не завершенных строительством объектов с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, а также долей государства в уставных фондах убыточных хозяйственных обществ. В соответствии с Директивой предусматривается: активизировать продажу имущественных комплексов неэффективно работающих малых и средних государственных организаций, не завершенных строительством объектов с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, а также долей государства в уставных фондах убыточных хозяйственных обществ. обеспечению экономии валютных средств за счет активизации импортозамещениясокращения импорта Новый импульс к совершенствованию получила работа по обеспечению экономии валютных средств за счет активизации импортозамещения, существенного сокращения импорта промышленной и сельскохозяйственной продукции, аналогично производимой в республике. Основной задачей государственной инвестиционной политики на современном этапе является привлечение инвестиций, в первую очередь, для технического переоснащения и модернизации основных производственных фондов, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

В экономику Беларуси в первом полугодии 2007 г. поступило 2,3 млрд. долл. США иностранных инвестиций, что в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В экономику Беларуси в первом полугодии 2007 г. поступило 2,3 млрд. долл. США иностранных инвестиций, что в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший объем иностранных инвестиций привлекли предприятия концерна «Белнефтехим», Минпрома, Минэнерго, Минсвязи, Минтранса. 93 важнейших инвестпроекта В настоящее время в Беларуси реализуется 93 важнейших инвестпроекта, крупнейшими из которых являются модернизация Беларуськалия, Белшины, Минской ТЭЦ, БМЗ, МТЗ, МАЗа, строительство завода по выпуску газетной бумаги в Шклове. в целях обеспечения глубокой переработки сельскохозяйственного сырья и максимального использования отходов производства, включая создание на их основе производств по получению топлива. Особое значение имеет переоснащение перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса в целях обеспечения глубокой переработки сельскохозяйственного сырья и максимального использования отходов производства, включая создание на их основе производств по получению топлива. около 40% С текущего года в проектировании и строительстве домов активно применяется энергоэффективный метод с использованием отечественных энерго- и ресурсосберегающих конструктивных элементов, материалов и инженерных систем. Как правило, в отопительный сезон жилые дома потребляют для отопления и горячего водоснабжения около 40% производимой в республике тепловой энергии.

Обеспечение экономической безопасности государства и повышение конкурентоспособности национальной экономики в определяющей степени зависят от хода реализации Концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь, которая будет уточнена с учетом предусмотренных Директивой следующих важнейших целевых установок: снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (к уровню 2005 года) в 2010 году не менее чем на 31%, в 2015-м не менее чем на 50%, в 2020-м – не менее чем на 60%; снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (к уровню 2005 года) в 2010 году не менее чем на 31%, в 2015-м не менее чем на 50%, в 2020-м – не менее чем на 60%; обеспечение в 2012 году не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии и вовлечения в 2015 году в топливный баланс бурых углей белорусских месторождений; обеспечение в 2012 году не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии и вовлечения в 2015 году в топливный баланс бурых углей белорусских месторождений; диверсификация поставок в республику нефти, природного газа, электроэнергии, угля и ядерного топлива, которая обеспечит, начиная с 2020 года, импорт из одной страны-поставщика не более 65% объема потребляемых энергоресурсов; диверсификация поставок в республику нефти, природного газа, электроэнергии, угля и ядерного топлива, которая обеспечит, начиная с 2020 года, импорт из одной страны-поставщика не более 65% объема потребляемых энергоресурсов; активизация работы по строительству АЭС, работающих на угле ТЭС, ГЭС малой и средней мощности, мини-ТЭЦ, а также производств по выпуску биотоплива, ветроэнергетических установок, биогазовых комплексов, установок, использующих энергию твердых коммунальных и иных отходов; активизация работы по строительству АЭС, работающих на угле ТЭС, ГЭС малой и средней мощности, мини-ТЭЦ, а также производств по выпуску биотоплива, ветроэнергетических установок, биогазовых комплексов, установок, использующих энергию твердых коммунальных и иных отходов; реконструкция действующих и строительство новых подземных хранилищ природного газа, нефте- и мазутохранилищ. реконструкция действующих и строительство новых подземных хранилищ природного газа, нефте- и мазутохранилищ.

Основные меры по энергосбережению в жилищно-коммунальном секторе Директива 3 обязывает органы государственного управления и иные организации (в соответствии с их компетенцией) обеспечить реализацию ряда значимых мер по экономному и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов в системе жилищно- коммунального хозяйства. перевод в 2008 году котельных, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (за исключением районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС) и работающих на топочном мазуте, на использование в основном местных видов топлива. В частности, предусматривается перевод в 2008 году котельных, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (за исключением районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС) и работающих на топочном мазуте, на использование в основном местных видов топлива. замена электрокотельных и электронагревателей на котлоагрегаты и водонагреватели, работающие преимущественно на местных видах топлива. В 2007–2009 гг. с учетом технологической и экономической целесообразности будет осуществлена замена электрокотельных и электронагревателей на котлоагрегаты и водонагреватели, работающие преимущественно на местных видах топлива. до 1 января 2008 г. будут разработаны первоочередные меры по приведению их теплотехнических характеристик в соответствие с современными требованиями. По результатам обследования многоквартирных домов жилищного фонда до 1 января 2008 г. будут разработаны первоочередные меры по приведению их теплотехнических характеристик в соответствие с современными требованиями.

оснащению до 2010 года одноквартирных и блокированных жилых домов индивидуальными устройствами для отопления и горячего водоснабжения, а также по оборудованию в 2007–2008 гг. всех квартир (индивидуальных домов) приборами индивидуального учета расхода холодной и горячей воды Директивой поставлена задача по оснащению до 2010 года одноквартирных и блокированных жилых домов индивидуальными устройствами для отопления и горячего водоснабжения, а также по оборудованию в 2007–2008 гг. всех квартир (индивидуальных домов) приборами индивидуального учета расхода холодной и горячей воды за счет средств граждан, кредитных ресурсов и собственных средств организаций жилищно-коммунального хозяйства. Отпуск в межотопительный период с преимущественным использованием местных видов топлива и установкой баков-аккумуляторов. Отпуск в межотопительный период, начиная с 2007 года, горячей воды потребителям в районных центрах, городских поселках и сельской местности (кроме районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС) предусматривается проводить с преимущественным использованием местных видов топлива и установкой баков-аккумуляторов. К 2012 году ежегодное использование местных видов топлива для нужд отопления и горячего водоснабжения предполагается довести не менее чем до 900 тыс. т условного топлива. Повсеместная реализация этих энергосберегающих мер позволит значительно сократить расход тепла и воды в жилищном секторе без снижения качества предоставляемых населению услуг по отоплению и водоснабжению.

Контроль за рациональным использованием и ответственность за неэффективное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов организации на всех уровнях и во всех звеньях государственного управления жесткого и эффективного контроля В Директиве 3 особое внимание уделяется организации на всех уровнях и во всех звеньях государственного управления жесткого и эффективного контроля за рациональным использованием топливно- энергетических и материальных ресурсов, снижением удельных материальных затрат на единицу выпускаемой продукции при одновременном росте производства и его модернизации. установлены жесткие требования по выполнению доведенных государственным организациям показателей по экономии ресурсов. Введены меры ответственности руководителей государственных органов и иных организаций за несоблюдение установленных показателей. Для органов государственного управления, иных государственных организаций установлены жесткие требования по выполнению доведенных государственным организациям показателей по экономии ресурсов. Введены меры ответственности руководителей государственных органов и иных организаций за несоблюдение установленных показателей. Особое внимание должно быть уделено предоставлению Министерству статистики и анализа полной и объективной государственной статистической отчетности об использовании субъектами хозяйствования топливно-энергетических и материальных ресурсов.

Соблюдение государственными органами и иными организациями законодательства по рациональному использованию ресурсов поручено контролировать Комитету государственного контроля. Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь на постоянной основе осуществляет в организациях государственный надзор за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии, реализацией пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов и соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии. Будет ужесточена ответственность организаций жилищно- коммунального хозяйства и их должностных лиц за нерациональное использование тепла, электроэнергии, природного газа и воды. ответственность родителей Кроме того, усиливается и ответственность родителей за умышленное уничтожение или повреждение их детьми государственного имущества, а также по возмещению причиненного ущерба за счет средств этих родителей. активно привлекаются работники милиции. К проведению профилактических мероприятий по предотвращению порчи имущества в жилых домах, на улицах и в других общественных местах активно привлекаются работники милиции.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, СМИ, НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ДИРЕКТИВЫ

Главная задача органов власти и управления, руководителей предприятий и организаций заключается в том, чтобы организовать эффективную деятельность по выполнению положений Директивы. В настоящее время в республиканских и местных органах власти, в организациях и на предприятиях разработаны планы мероприятий по реализации требований названного документа. Организован контроль за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, созданы соответствующие комиссии. Задача заключается в том, чтобы избежать формализма в работе, обеспечить реальное выполнение намеченных планов. Уже с нынешнего года Совет Министров Республики Беларусь определяет и доводит государственным органам и государственным организациям показатели по экономии ресурсов. Республиканские органы госуправления, иные государственные организации, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы призваны обеспечивать реализацию отраслевых, областных, городских и районных программ по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов.

не только государственным организациям Кроме того, конкретные показатели по экономии доводятся (по подчиненности) не только государственным организациям, но и негосударственным юридическим лицам (хозяйственным обществам, в отношении которых государство, обладая долями (акциями) в их уставных фондах, может определять решения, принимаемые этими обществами). Бизнес-планы развития таких организаций в обязательном порядке дополняются разделом «Энергосбережение». Особая роль в решении этой задачи отводится руководителям предприятий и организаций. Министерствам, государственным комитетам, концернам, предприятиям и организациям предстоит активно включиться в работу по экономии энергетических и материальных ресурсов, поскольку за 10 лет в республике требуется сократить энергоемкость ВВП в 2 раза. Особая роль в решении этой задачи отводится руководителям предприятий и организаций. Правительство Беларуси, реализуя требования Директивы, уже приняло дополнения и изменения в некоторые постановления Совета Министров по вопросам стимулирования руководителей за экономию и бережливость. Кроме того, расширены критерии оценки работы руководящих кадров республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству, а также облисполкомов и Минского горисполкома.

Следует отметить, что сейчас начал практиковаться и более жесткий подход к той категории населения, которая потребляет услуги жилищно- коммунального хозяйства, но не оплачивает их. Федерация профсоюзов Беларуси Важное место в работе с трудовыми коллективами по реализации Директивы отводится профсоюзам. Федерация профсоюзов Беларуси совместно с Правительством призвана организовать республиканское соревнование за высокие показатели по экономии ресурсов, вести в коллективах целенаправленную разъяснительную деятельность. Хорошие результаты достигаются там, где хозяйственные руководители, профсоюзные и молодежные организации проводят работу по экономии и бережливости целенаправленно, на основе широкого внедрения научно-технических достижений; где в нее вовлечены все члены трудового коллектива. Во многих передовых коллективах накоплен положительный опыт экономии сырья, материалов, топлива, энергии при одновременном повышении качества продукции. Хорошие результаты достигаются там, где хозяйственные руководители, профсоюзные и молодежные организации проводят работу по экономии и бережливости целенаправленно, на основе широкого внедрения научно-технических достижений; где в нее вовлечены все члены трудового коллектива. Закономерно, что, основываясь на таких конкретных примерах и результатах научных исследований, потенциал энергосбережения в республике оценивается Департаментом по энергоэффективности Госстандарта на уровне до 50%. Выполнение планов по экономии и бережливости связано не только с применением новых технологий, но и проведением продуманной кадровой политики.

В реализации положений Директивы 3 важное место отводится организации воспитательного процесса с населением. Принцип экономии и бережливости не стал пока неотъемлемым элементом белорусского менталитета. Особая роль в проведении разъяснительной работы среди населения принадлежит средствам массовой информации. Особая роль в проведении разъяснительной работы среди населения принадлежит средствам массовой информации. В республиканских и местных СМИ необходимо систематически и всесторонне освещать ход реализации Директивы, показывать опыт передовых коллективов страны, создавать обстановку нетерпимости к любым фактам бесхозяйственности и расточительства. В конечном итоге, задача заключается в том, чтобы воспитать экономного и бережливого человека. Работник, привыкший экономить на производстве, заботливо относиться к народному добру, будет бережливым и в быту. Каждый житель нашей страны может и должен внести посильный вклад в осуществление Директивы 3. Это сделает Беларусь еще более сильной, процветающей и независимой. Каждый житель нашей страны может и должен внести посильный вклад в осуществление Директивы 3. Это сделает Беларусь еще более сильной, процветающей и независимой.