Министерство Образования и Науки Республики Казахстан Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби Высшая школа Экономики и Бизнеса Кафедра «Финансы»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимодействие в процессе формирования бюджета Астана год.
Advertisements

1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
Оценка государственных программ Джамиля Асанова мая 2010 Новосибирск.
Бюджет, ориентированный на результат Астана, март 2007 г.
Принципы построения бюджетной системы РК. Бюджетная система - совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принцип прозрачности (открытости) Принцип единства.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Бюджетный процесс в Республике Казахстан* Предоставление администраторами бюджетных программ (АБП) в управление экономики и бюджетного планирования (УЭБП)
Семинар «КОНЦЕПЦИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТЫ, И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ЕЕ ВНЕДРЕНИЮ»
Бюджетный процесс в Республике Казахстан (местный уровень) Предоставление администраторами бюджетных программ (АБП) в Управление экономики и бюджетного.
Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК. Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Реализация принципа бюджетирования, ориентированного на результат в системе образования Республики Алтай.
Вашему вниманию представлен Гражданский бюджет на годы, который содержит информацию об основных показателях бюджета района, параметрах его формирования.
Основные подходы к разработке проекта Закона Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» Антонов Андрей Александрович - заместитель.
Тема: Бюджетирование, ориентированное на результат Подготовили студентки группы СЭ-41 Кутарева А.А. Погорянская А.В. Бансадзе А.Г. Понасюк Н.Ю.
Транксрипт:

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби Высшая школа Экономики и Бизнеса Кафедра «Финансы»

Лекция по дисциплине «управления государственными финансами» На тему: Бюджетное планирование и его роль в блюджетном механизме

1. Прогноз социально-экономического развития и блюджетных параметров Долгосрочная Стратегия развития «Казахстан-2030» (1997 г) предусматривает семь базовых приоритетов, обеспечивающих национальную безопасность; внутриполитическую стабильность и консолидацию общества; экономический рост; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи; профессиональное правительство. Эти долгосрочные приоритеты являются постоянными ориентирами при выработке планов и программ развития страны. Казахстан первым на всем постсоветском пространстве выбрал путь стратегического планирования.

Система государственного планирования определяется Президентом Республики Казахстан. В блюджетном процессе используются следующие документы: 1)прогноз социально-экономического развития и блюджетных параметров Республики или региона; 2)закон о республикканском блюджете, решение маслихата о местном блюджете; 3)стратегические планы государственных органов: 4)операционные планы.

Цель социально-экономического развития - (плановое) состояние экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое определяется участниками государственного стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями:

Ключевыми параметрами социально- экономического развития национальной экономики Казахстана можно отметить: 1)повышение уровня и качества жизни населения 2)обеспечение национальной безопасности 3 ) обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития 4)обеспечение сбалансированного регионального развития 5)повышение эффективности государственного управления

В соответствии с нормами Бюджетного Кодекса РК прогноз блюджетных параметров должен содержать: 1) на центральном уровне государственного управления: 1) - основные направления налогово-блюджетной политики Республики Казахстан: 2) -прогнозы государственного и республикканского блюджетов, Нацио¬нального фонда Республики Казахстан, консолидированного блюджета Рес¬публики Казахстан; 3) -прогнозируемые объемы расходов по администраторам республик¬канских блюджетных программ; 4) 2) на местном уровне государственного управления: 5) -основные направления налогово-блюджетной политики региона; 6) -прогнозы соответствующих местных блюджетов; 7) -прогнозируемые объемы расходов по администраторам местных блюд¬жетных программ.

Основные направления налогово-блюджетной политики Республики Казахстан: -прогнозы государственного и республикканского блюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, консолидированного блюджета Республики Казахстан; -прогнозируемые объемы расходов по администраторам республикканских блюджетных программ; 2) на местном уровне государственного управления: -основные направления налогово-блюджетной политики региона; -прогнозы соответствующих местных блюджетов; -прогнозируемые объемы расходов по администраторам местных блюджетных программ.

Прогноз социально-экономического развития в системе государственного планирования

В основе составления Прогноза социально-экономического развития Казахстана заложено применение различных моделей макроэкономического прогнозирования. Перечень показателей определяется Правилами разработки Прогноза социально-экономического развития. Разработка Прогноза социально-экономического развития страны на пятилетний период включает в себя следующие мероприятия. 1 Этап. Разработка проекта Прогноза социально-экономического развития страны на пятилетний период: -Центральные исполнительные органы - представление в МЭРТ прогноза показателей и предложений к разделам Прогноза социально-экономического развития страны в соответствии с формами и перечнем показателей, утвержденных приказом МЭРТ (не позднее 15 марта): -в свою очередь МЭРТ осуществляет разработку и вынесение на

Республиканскую блюджетную комиссию проект Прогноза социально- экономического развития страны (не позднее 15 апреля) -в случае одобрения на первом этапе, МЭРТ направляет Прогноз социально- экономического развития центральным и местным исполнительным органам 2Этап. Уточнение прогноза показателей и разделов проекта Прогноза социально- экономического развития страны -Центральные исполнительные органы осуществляют представление в МЭРТ уточненного прогноза показателей и информации к разделам Прогноза социально-экономического развития страны в соответствии с формами и перечнем показателей, утвержденных приказом МЭРТ (не позднее 15 июня) -МЭРТ осуществляет доработку и вынесение на Республиканскую блюджетную комиссию проект Прогноза социально-экономического развития страны на предстоящий пятилетний период (не позднее 1 августа) - МЭРТ вносит доработанный проект Прогноза социально-экономического развития страны в Правительство (не позднее 15 августа) 3 Этап Одобрение проекта Прогноза социально-экономического разви¬тия страны Правительством (не позднее 1 сентября)

Государственное стратегическое планирование - деятельность органов государственной власти и иных участников процесса государственного стратегического планирования по: -прогнозированию социально-экономического развития; -программно-целевому планированию; -стратегическому контролю. Стратегическое планирование в масштабах реализации общегосударственных направлений развития выражается в установлении: -общих принципов организации и функционирования системы государственного стратегического планирования; -порядка осуществления процесса государственного стратегического планирования; -основ и порядка применения классификации целей социально-экономического развития; -целей социально-экономического развития Республики Казахстана и приоритетов социально-экономической политики, а также способов достижения целей;

В 2007 году Постановлением Правительства Республики Казахстан 1297 была утверждена Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, которая предусматривает внедрение новых подходов к разработке и содержанию программных документов, качественный пересмотр процедуры формирования блюджетных программ. Данная Концепция излагает основу стратегического планирования в Казахстане. Новая система стратегического планирования направлена на: -обеспечение эффективной гармонизации существующего в Казахстане стратегического, экономического и блюджетного планирования; -ориентирование деятельности государственных органов на достижение стратегических целей и задач государства, получение конкретных результатов; -обеспечение перехода от краткосрочного блюджетного планирования к среднесрочному, прозрачное распределение и максимально эффективное

-Новая система государственного планирования основа планирования блюджета

Стратегический план государственного органа определяет основные направления, цели и задачи государственного органа на 3-х летний период во взаимосвязи с выделяемыми ему блюджетными лимитами. В двухнедельный срок со дня утверждения стратегических планов государственных органов руководители государственных органов разрабатывают меморандумы. Меморандум представляет собой документ, подтверждающий намерения руководителя государственного органа обеспечить в пределах блюджетных средств, предусмотренных в республикканском блюджете на очередной финансовый год, достижение прямых и конечных результатов деятельности государственного органа, предусмотренных в стратегическом плане. Меморандум государственного органа утверждается на очередной финансовый год. Верховный Суд, Конституционный Совет, Хозяйственное управление Парламента Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия и исполнительные органы, финансируемые за счет местных блюджетов, меморандумы не утверждают.

Для реализации стратегического плана государственный орган разрабатывает операционный план. Операционный план - документ, содержащий конкретные действия государственного органа в текущем финансовом году, увязанные по ресурсам, ответственным исполнителям и срокам осуществления мероприятий по достижению целей, задач и показателей результатов стратегического плана. Операционный план разрабатывается ежегодно и утверждается до 10 января текущего финансового года ответственным секретарем (руководителем) государственного органа.

В отличие от стратегического планирования оперативное планирование касается конкретных операций, действий, их последовательности, составления конкретных графиков, четкого определения ресурсов, необходимых для выполнения тех или иных пунктов плана, отраженных в графиках и т.п. В целом оперативное планирование можно считать стадией детализации, операционализацией стратегии, перевода ее в конкретные показатели деятельности различных структур и организаций.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что составляющими операционного плана деятельности являются: -постановка задач; -описание деятельности (разработка мероприятий); -выбор показателей результативности; -финансовое обоснование; -мониторинг показателей результативности; -оценка результатов.

Бюджетирование, ориентированное на результаты (БОР) - формирование и исполнение блюджета с целью достижения конкретных результатов в соответствии со стратегическими направлениями, целями, задачами государственной политики (четкая взаимосвязь между результатами и блюджетными расходами).

Основой новой организации блюджетного процесса в Казахстане становится широко применяемая в мире концепция блюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР), в рамках среднесрочного финансового планирования. Суть БОР заключается в распределении блюджетных ресурсов между администраторами блюджетных программ с учетом или в прямой зависимости от достижения ими конкретных результатов (предоставления услуг). Эти результаты оцениваются в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах объемов блюджетных средств, прогнозируемых на долгосрочную перспективу

Основные отличия традиционной системы блюджетного планирования заключается в следующем: -блюджетные программы слабо увязаны с программными целями; -освоение блюджетных средств "любой ценой"; -акцент на соблюдении правил, норм и инструкций; -блюджетные программы направлены на обеспечение деятельности государственных органов, учреждений и предприятий.

Для традиционной системы характерно четкое закрепление целевого использования средств в соответствии с утвержденным планом; детальная функциональная и экономическая классификация блюджетных расходов; контроль затрат по критериям план-факт; наличие внешнего контроля и высокая степень централизации в принятии решений. В условиях блюджетирования, ориентированного на результат: -блюджетные программы взаимоувязаны со стратегическими целями развития; -блюджетные ресурсы выделяются на достижение результатов; -акцент на целесообразности и эффективности расходов через предоставление самостоятельности;

-блюджетные программы направлены на оказание услуг населению, бизнесу и государственными органами друг другу. Для системы ориентированной на результат характерно четкое закрепление целевого использования средств на соответствие целям и результатам; ведомственная и программная классификация; контроль расходов наряду мониторингом результатов; внутренний контроль и подотчетность; делегирование управленческих полномочий на уровни эффективного ис¬полнения.

Критерии и показатели эффективности/результативности расходов

- Схема взаимоувязки стратегического плана и блюджетной программы

На стадии исполнения блюджета (республикканского и местного) механизм БОР обеспечивает внедрение системы внутреннего и внешнего мониторинга достижения результатов. Бюджетные программы рассматриваются как текущие блюджетные программы и программы развития. В свою очередь и те и другие формируют базовые расходы и расходы на новые инициативы. -Базовые расходы - это сложившиеся расходы государственного органа на текущий и последующие годы, расходы постоянного характера, а также расходы на начатые (продолжающиеся) проекты. -Новые инициативы - это расходы, связанные с распределением дополнительных средств на новые приоритетные направления развития государственного органа.

Для планирования расходов блюджета администраторы блюджетных программ представляют в уполномоченный орган по государственному планированию: 1)проект стратегических планов; 2)отчеты о реализации стратегического плана за отчетный финансовый год; 3)блюджетные заявки.

Бюджетная заявка представляет собой совокупность документов, составляемых администратором блюджетных программ на очередной плановый период для обоснования объемов расходов. Расходы блюджета подразделяются на базовые расходы и расходы на новые инициативы. Базовыми расходами являются расходы постоянного характера, капитальные расходы, а также расходы на начатые (продолжающиеся) блюджетные инвестиционные проекты и концессионные проекты на условиях софинансирования из блюджета.

При составлении блюджетных заявок в зависимости от вида блюджетных расходов применяются натуральные нормы. Проекты стратегических планов и блюджетные заявки администраторов блюджетных программ рассматриваются МЭРТ или местными органами по государственному планированию. При этом предметом рассмотрения служит их соответствие: -стратегическим и программным документам; -прогнозу социально-экономического развития; -прогнозу блюджетных параметров; -законодательству; -действующим натуральным нормам; -стандартам государственных услуг.

Спасибо за внимание!