Проблема жанра Жанровая природа «Вишневого сада» всегда вызывала споры. Сам Чехов назвал ее комедией «комедией в четырех действиях» (хотя и комедией особого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ вишнёвого сада Символ красоты Символ Родины Прошлое Настоящее Будущее Имение Дачи Покупка/ продажа Любовь Андреевна, Гаев Лопахин Аня, Петя Трофимов.
Advertisements

Антон Павлович Чехов «Вишневый сад». Принципы «новой драмы»: Театр настроения Театр настроения Нет ни злодеев, ни ангелов Нет ни злодеев, ни ангелов Диалог.
Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Задание 1 А.П. Чехов родился в А. Таганроге; Б. Мелихове; В. Москве.
А.П. Чехов «Вишнёвый сад» (1903 г.) Жанровое своеобразие «Вишнёвого сада»; Система персонажей; Прошлое, настоящее и будущее вишнёвого сада.
СИМВОЛ « САДА » ДЛЯ ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА « ВИШНЕВЫЙ САД » Владимирова Анастасия 11 а.
Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди.
Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте.
А. П. Чехов «Вишнёвый сад» Цуркан Алла Владимировна учитель русского языка и литературы общеобразовательная школа 20 г. Одесса.
Жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад». Вышла у меня не драма, а комедия. Последний акт будет веселый, да и вся пьеса веселая, легкомысленная. А.П.
«Вишневый сад» А.П.Чехова: основные образы, символический смысл названия, художественные особенности пьесы.
Стецкая Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение открытая (сменная)
Чехов "Вишневый сад"(+тест) презентация
«Вишневый сад» А.П.Чехова: основные образы, символический смысл названия, художественные особенности пьесы Урок литературы 10 класс Автор - Малицкая И.Г.
Выполнил студент группы Э-11-2 Антюшин Дмитрий. Цель проекта: Проанализировать пьесу Вишневый сад Задачи 1. Формировать представление о нравственных идеалах.
Цель урока: проанализировать пьесу «Вишневый сад». Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы, определить особенности сюжета, конфликта, образной.
Правильные ответы: 1 - Б 1 - Б 2 - В 2 - В 3 - Б 3 - Б 4 - В 4 - В 5 - В 5 - В 6 - В 6 - В.
Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова весной 1901 года (первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л.Книппер он сообщил,
Драма А.П.Чехова «Вишневый сад». Презентация подготовлена ученицами 10 класса «А» ГОУ СОШ 983 Мытник Татьяной Викторовной Трошиной Александрой Владимировной.
Викторина по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» Подготовила Ефремова Л.Р., учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ 12 г. Ноябрьск Подготовила Ефремова.
Цель урока: проанализировать пьесу «Вишневый сад» Основные задачи: обучать интерпретации драматического произведения; развивать умение видеть в произведении.
Транксрипт:

Проблема жанра Жанровая природа «Вишневого сада» всегда вызывала споры. Сам Чехов назвал ее комедией «комедией в четырех действиях» (хотя и комедией особого типа). К. С. Станиславский считал ее трагедией. М. Горький назвал «лирической комедией». Нередко пьесу определяют как «трагикомедию», «ироническую трагикомедию».

Проблема жанра Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. Сочетание комического и серьезного отличительная черта чеховской поэтики

Внешний сюжет и внешний конфликт Внешний сюжет «Вишневого сада» смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. Четко обозначены противодействующие силы, отражающие и расстановку социальных сил в России того времени: «Старая» Россия: Гаев, Раневская «Новая» Россия: Петя, Аня Предпринима тели: Лопахин

В начале пьесы сад, которому грозит опасность, притягивает к себе всю семью, собравшуюся после пятилетней разлуки. Но спасти его не дано никому, и в четвертом действии все вновь разъезжаются. Гибель сада привела к распаду семьи, развела по городам и весям всех бывших обитателей имения. Наступает тишина завершается пьеса, смолкает мотив сада. Таков внешний сюжет пьесы.

Внутренний сюжет и внутренний конфликт За бытовыми эпизодами и деталями ощущается движение «подводного течения» пьесы. Главное в драмах Чехова скрыто за словами, сконцентрировано в знаменитых паузах (в «Вишневом саде» 32 паузы). Такой «молчаливой» драматургии до Чехова не было. Паузы в значительной степени формируют подтекст пьесы, ее настроение, создают ощущение напряженного ожидания грядущих потрясений.

Мотив одиночества Мотив одиночества, непонимания, растерянности ведущий мотив пьесы. Он определяет настроение, мироощущение всех персонажей…

«...никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться». (Епиходов) «Кто я, зачем я, неизвестно». (Шарлотта Ивановна)

Непонимание, одиночество персонажей, сосредоточенность на собственных переживаниях отражаются в чеховском «диалоге глухих»: Гаев: Вот железную дорогу построили, и стало удобно. Съездили в город и позавтракали... желтого в середину! Мне бы сначала пойти в дом, сыграть одну партию... Лопахин: Только одно слово! (Умоляюще.) Дайте же мне ответ! Гаев (зевая): Кого? Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне): Вчера было много денег, а сегодня совсем мало...»

Суть конфликта Причина разлада, источник конфликта не в борьбе за вишневый сад, а во всеобщем недовольстве жизнью. «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». (Лопахин) Виновник страданий и неудач в пьесе не персонифицирован. Виновно само «сложение» жизни. Главный конфликт чеховских пьес «горькая неудовлетворенность самим сложением жизни» остается неразрешенным.

Вишнёвый сад – символ эпохи В пьесе все живут ожиданием неотвратимо надвигающейся катастрофы: расставания не с вишневым садом, а с целой тысячелетней эпохой тысячелетним укладом русской жизни. Под топором Лопахина погибнет не только сад, но и многое из того, что дорого и Раневской, и Лопахину, и тем, кто верил, что «все будет иначе», Ане и Пете Трофимову.

«Старая Россия»: Раневская и Гаев «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни». (М.Горький)

Раневская Прототипами Раневской были русские барыни, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет... Сколько гибнет здесь русских женщин». (из письма О. Л. Книппер) Вначале образ Раневской кажется привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств.

Приведите примеры из текста пьесы, иллюстрирующие данные черты характера Раневской интеллигента, умна безвольна бескорыстна расточительна легкомысленна

Гаев – «двойник» Раневской Недостатки сестры легкомыслие, непрактичность, безволие становятся у Гаева карикатурными. В собственных глазах он аристократ высокого круга, Лопахина презирает, но его презрение презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» смешно.

Лопахин в пьесе «Вишнёвый сад» Чехов подчеркивал, что роль Лопахина центральная, что «если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится». «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов». (Чехов)

В образ этого героя Чехов внес черты, характерные для некоторых русских предпринимателей начала ХХ века, оставивших свой след в русской культуре, Саввы Морозова, Третьякова, Щукина, издателя Сытина. Лопахин не предлагает погубить сад, он предлагает его переустроить. Он один способен оценить вишневый сад, и сам же его губит. Личные его хорошие качества, добрые намерения нелепо расходятся с действительностью. И причин не может понять ни он сам, ни окружающие. И личного счастья Лопахину не дано…

«Молодая» Россия: Аня и Петя Трофимов «Вся Россия наш сад» Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России- сада...

Аня Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и смотрит в будущее: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, это мечты и надежды самого автора на преображение России. Её решимость и энтузиазм грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам.

Петя Пете 26 или 27 лет, он вечный студент, не кончивший курса, резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать». Петя говорит чаще всего не от себя от имени нового поколения России: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку…» Петя Трофимов из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности.

Образ сада В этом образе соединяются и конкретное, и вечное, абсолютное это сад, «прекрасней которого ничего нет на свете»; это красота, прошлая культура, вся Россия. Название "Вишневый сад" связано с судьбами нескольких поколений героев прошлых, настоящих и будущих. Судьбы персонажей соотнесены с судьбами страны.

Заключение Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишнёвый сад» является одним из величайших произведений ХХ века. Благодаря новаторским чертам («бес событийный» сюжет, отсутствие персонифицированного конфликта, подтекст, жанровое своеобразие) она получила известность за рубежом еще при жизни автора.