Особенности методики проектирования. Цели: Образовательная: познакомить с особенностями проектного мышления. Развивающая: развитие познавательных интересов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическое проектирование Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Гашунской СОШ 4 Нечаева Л.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Advertisements

Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Проектирование учебной рабочей программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Проектное обучение Работа выполнена Ишковой Н.Н. МОУ СОШ 31.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Транксрипт:

Особенности методики проектирования. Цели: Образовательная: познакомить с особенностями проектного мышления. Развивающая: развитие познавательных интересов при изучений требовании к учебному проекту. Воспитательная: воспитание информационной культуры.

План лекции Требования к учебному проекту. Виды и разновидности учебных проектов. Этапы работы над проектом. Основные вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Особенности проектного мышления. 2. Особенности поведения и системы отношений участников проектирования. 3. Формирование умений педагогического проектирования деятельности педагога

1. Особенности проектного мышления. Необходимо состояние открытости сознания новому, неизведанному. Проективное сознание ориентировано на извлечение знания из опыта и способно порождать на основе знания, полученного опытным путем. Некие образы, выполняющие опережающую функцию относительно будущих состояний объектов. Проектное воображение сродни творческому воображению. Развито не у всех и с возрастом его формирование все больше затрудняется. С проблемой включения проектного воображения сопряжена педагогическая проблема развития и формирования культуры восприятия действительности в рамках проектирования.

Проектное воображение сродни творческому воображению. Развито не у всех и с возрастом его формирование все больше затрудняется. С проблемой включения проектного воображения сопряжена педагогическая проблема развития и формирования культуры восприятия действительности в рамках проектирования.

Особенности проектного мышления проявляются в умении примысливать будущее, используя для этого определенные процедуры. Проектное мышление носит методологический характер. Характеристики и функциональное назначение методологического мышления многообразны. Проектному мышлению свойственна рефлексивность. Основные функции которой в проектировании: проблематизация, концептуализация, пере нормирование деятельности, самоопределение в проектном поле.

Проектный тип мышления отличается дисциплинированностью, способностью к структурированию, умением увидеть связи внутри объекта и его с внешней средой, следовать за логикой построения нормированных мыслительных процедур.

2. Проектное отношение выражается в эмоционально окрашенном желании целенаправленного преобразования объекта. Проектное отношение аксиологично, реалистично. Проектировочное действие отличается нормированностью.

У участников проектной деятельности вырабатывается концептуальность поведения. Под этим подразумевается: способность осознанно осуществлять целеполагание; устойчивость принципов и норм осуществления деятельности в проекте; присутствие логики действий; умение структурировать свою деятельность; способность творчески ориентироваться в любой ситуации проектной деятельности; использование рефлексии для оценки, коррекции и развития своей деятельности в проекте.

3. Формирование умений педагогического проектирования деятельности педагога через проектирование дидактических целей учебного предмета, внеклассной деятельности (имеет полное представление о необходимости диагностичной постановки целей, которые сформулированы через деятельность учащихся, легко контролируются и оцениваются), проектирование дидактических принципов (имеют место оригинальные дидактические принципы, четко прослеживается нетрадиционная их реализация), путей);

проектирование содержания материала занятия (четкое осознание роли работы с образовательным материалом, который выстроен логично, в соответствии с требованиями программы к качеству, количеству и уровню подготовленности учащихся);

проектирование форм (форма и структура занятия соответствует дидактическим целям, принципам, содержанию, обоснован выбор формы и структуры занятия, четкое представление в реализации каждого элемента занятия);

проектирование содержания деятельности педагога и учащихся (предусмотрено рациональное использование диалога, применяются проблемные вопросы, оправданные спецификой образовательного занятия. В работу вовлечено большое количество учащихся. Есть четкое осознание процесса активизации деятельности учащихся.);

проектирование методов (сочетание методов соответствует поставленным целям занятия, содержанию, структуре, особенностям учащихся, удачно используются активные.); проектирование системы контроля (избранное сочетание методов контроля соответствует поставленным задачам, представляет собой стройную систему контроля. Четко обоснован выбор методов контроля).

Проект должен быть выполнен на высоком уровне как по содержанию так и по оформлению. При представлении применяются разнообразные дидактические средства, удачно подкрепленные сложными объяснениями, основанными на применении методических терминов.

«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении» Рассмотрим пример. Название проекта:

Проблема-это всегда препятствие Преодоление препятствий-движение, неизменный спутник развития; Решая проблемы, человек преодолевает трудности. Проблемные уроки актуальны. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. Актуальный –это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Если урок актуален, то он обязательно закладывает основания для будущего.

Анализ и литература Исследования в области проблемного обучения начались в 60-е годы прошлого века и ведутся сейчас. Исследования Наиболее активными исследователями в области проблемного обучения являются: С.Л. Рубинштейн Д.Н. Богоявленский Н.А. Менчинская, А.М. Матюшкин, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов И.Я. Лернер.

традиционное проблемное 1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу. 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения задач теоретических и практических 2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня Темп передачи информации ориентирован на более сильных учащихся. 3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы средних или слабых учащихся 4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. 5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике. 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности Педагогические противоречия обучение

Без проблемной составляющей урока личностно-ориентированного образования не бывает. «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение поэтому неизбежно строится проблемно» творчески И.Я. Лернер

Формирование познавательного интереса у учащихся в ходе проблемного обучения Проблема

Проблемные преграды, которые нужно преодолеть: отсутствие критичности ; самоуверенность; раздражительность; несовместимость с соседом по парте; застенчивость; слабое здоровье; неуверенность; грубость; лень.

Цель: формирование активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать учебные и жизненные проблемы.жизненные

Задачи Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. Выявить противоречия между традиционным и проблемным обучением. Рассмотреть различные подходы в современной педагогике к проблемному обучению. Раскрыть сущность проблемного обучения. Обозначить условия успешности проблемного обучения Определить методы и формы проведения проблемных уроков. Разработать уроки с элементами проблемного обучения и составить подборку проблемных заданий, способствующих интеллектуальному развитию школьников. Организовать исследовательскую работу.

Условия успешности создание условий для успешной учебной деятельности(переживания успеха и уверенности в своих возможностях); создание условий создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучающихся; обеспечение обучаемых совокупностью знаний; формирование умений решения проблемных задач;

Формы и методы работы Групповая(группы постоянного и переменного состава); Групповая(группы микро групповая; работа в парах;в парах; индивидуальная; коллективная. *проблемное изложение знаний; *изложение знаний с проблемным началом; *частично- поисковый; *исследовательский

Основные виды проблемного урока Урок –дискуссия Урок-проблемная лекция Урок-семинар Урок-исследование Версионный урок Эвристическая беседа

Методы обучения на проблемном уроке «коммуникативная атака»; опорные схемы;схемы мозговой штурм; мозговая атака; «атака веером»; «ажурная пила» и другие.

Формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать; Учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника; Учиться Обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций; Продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность; Продуктивно Анализировать факты и информацию; Творчески подходить к учебному материалу.

Ожидаемые результаты Учащиеся приобретут способность: * самостоятельно организовывать свою учебную деятельность(самостоятельно добывать и применять знания);самостоятельно Оценивать результаты своей деятельности; Определять причины возникших трудностей и пути их устранения; Определять причины возникших Осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. У учащихся формируется: *Общая культура и эрудиция; *Готовность жить и действовать в изменяющихся жизненных ситуациях; *Деловитость, ответственность.

Проблемное обучение-обучение, обеспечивающее полноценное и качественное усвоение знаний Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучении.

Участники проекта учитель ученик Динамика уровня развития: не умел-научился; не знал – узнал; не имел- приобрёл; дал слово- сделал. Включение в новую деятельность; Самосовершенство вание; Удовлетворённост ь в создании воспитывающей и развивающей среды *Учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, но актуализирует; *извлекает из сознания ученика знания; *поощряет исследовательскую активность; *создаёт условия для совершенствования ученика

Сроки и этапы реализации 1. Исходный этап- сентябрь 2017 г разработка проектного задания: (определение проблемы, формулирование гипотезы о результатах и путях достижения, определение цели проекта и поэтапных задач)- 2. Этап разработки плана работы Сентябрь 2017 г определение сроков выполнения проекта, выбор средств и методов выполнения, выбор формы работы) 3. Реализация проекта Сентябрь 2017 г сбор, анализ и обобщение информации из разных источников, проведение исследований, подготовка графического материала, видеоматериала, оформление материалов для презентаций, контроль и коррекция промежуточных результатов. Завершение проекта Октябрь 2017 г (презентация, экспертиза проекта, рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы)

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели создать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой

Особенности проектирования рабочих программ учителя

Виды учебных программ: примерные программы по учебным предметам; авторские программы по учебным предметам; рабочие программы по учебным предметам.

к компетенциям образовательного учреждения относятся «разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации»

Виды учебных программ: примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается методистами высшей научной квалификации на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ

Виды учебных программ: авторская программа – нормативно-справочный документ федерального уровня с конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается методистами высшей научной квалификации на основе примерных программ

Виды учебных программ: рабочая программа – нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается педагогом на основе примерных (авторских) программ и допускает изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Типы рабочих программ: 1. оригинальная рабочая программа 2. типовая программа

Технология разработки рабочих программ 1. анализ существующих программ по данному учебному предмету 2. формулирование собственной точки зрения; 3. описание пояснительной записки 4. отбор и структурирование содержания 5. составление календарно-тематического планирования 6. определение необходимого и достаточного перечня средств обучения 7. оформление текста в соответствии с принятыми в конкретной частной методике требованиями 8. экспертиза, доработка и утверждение

Структура рабочей программы Часть программы Состав программы Нормативная (пояснительная записка) Нормативные ссылки. Цели и задачи обучения. Ведущие идеи. Результаты (личностные, метапредметные, предметные) Констатирующая Содержание обучения Информационно-методическая Тематическое планирование. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (литература, средства обучения, оборудование)

Нормативные ссылки 1. Рабочая программа основана на примерной программе и не имеет аналогов. В этом случае в пояснительной записке рекомендуется сделать следующую ссылку: «Данная программа разработана на основе примерной программы по [название учебного предмета] и дать библиографическую ссылку на использованную примерную программу. Эта ссылка может быть или внутри текста или подстраничной, или может находиться в списке литературы в разделе «Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса»

Нормативные ссылки 2. Если рабочая программа представляет собой модифицированную программу другого автора, в пояснительной записке необходимо указать: «В основу рабочей программы положена программа [инициалы и фамилия автора (авторов)]

Нормативные ссылки 3. Наиболее распространенной в практике случай – использование опубликованной авторской (федеральной) программы в качестве рабочей. В этом случае в пояснительной записке указывается: «В качестве рабочей программы используется программа [инициалы и фамилия автора (авторов)]», – и дается соответствующая ссылку на программу

Рабочая (=авторская) программа

Практическая работа Создание МИНИПРОЕКТА: «История педагогики» «Профессия педагог»