Тема 5. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 1. Анализ формирования и выполнения производственной программы 1.1. Анализ объема продукции 1.2. Анализ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ производства и реализации продукции. Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей.
Advertisements

Выполнила: студентка группы 2-09-НФО Пузанова Галина Яковлевна.
Анализ объема производства и продаж продукции М.Н. Бубин к.г.н. Юргинский технологический институт Томского политехнического университета.
1 Планирование производственной программы 1. Определение оптимального объема производства продукции 2. Разработка производственной программы 3. Производственные.
2.1 Производственная мощность предприятия 2.2 Виды производственных мощностей. Баланс загрузки оборудования 2.3 План производства продукции 2.4 Показатели.
8. СТАТИСТИКА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 8.1. Понятие и показатели себестоимости продукции Статистическое изучение изменения себестоимос- ти однородной.
Статистика промышленности. Разрабатывает систему показателей, характеризующих номенклатуру и объем производства промышленной продукции, анализируя отраслевую.
АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. 1. Понятие себестоимости, состав затрат и общая оценка себестоимости продукции (работ, услуг) 2. Анализ затрат на рубль.
Тема 1. Статистика производства и реализация промышленной продукции Промышленная продукция и методы ее измерения 1.2. Система стоимостных показателей.
Free Powerpoint Templates Page 1 Free Powerpoint Templates Анализ затрат на производство.
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Лобашевская Е.К.
ТЕМА 5: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ 1 Общая характеристика основных фондов. 2. Анализ обеспеченности предприятия.
Анализ затрат товарной продукции на 1 сом затрат.
8. СТАТИСТИКА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 8.1. Понятие себестоимости продукции Показатели себестоимости продукции Статистическое изучение состава.
9. СТАТИСТИКА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 9.1. Показатели прибыльности и рентабель- ности Статистическое изучение прибыли Статистическое изучение.
Производственная программа Выполнил: Бакытжан Нурбол Группа: ЭМС 15-1 Проверила: Пернеева Г. А. 1.
СТАТИСТИКА Громова Т.В. ст. преподаватель Кафедра менеджмента ИСГТ НТБ.
5. Анализ использования материальных ресурсов 1. Задачи анализа, понятие материальных ресурсов, их составов, источники информации. 2. Анализ обеспеченности.
ЛЕКЦИЯ СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ § 1. Экономический эффект и эффективность. Прибыль Экономический эффект: производственный (выпуск и ВДС); хозяйственный.
АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. 1.Цели и содержание управления себестоимостью 2. Факторный анализ себестоимости 3. Анализ затрат на один рубль произведенных.
Транксрипт:

Тема 5. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 1. Анализ формирования и выполнения производственной программы 1.1. Анализ объема продукции 1.2. Анализ ассортимента продукции 1.3. Анализ структуры продукции 2. Анализ качества продукции 3. Анализ ритмичности выпуска продукции 4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Анализ работы предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы: 1. Анализ формирования и выполнения производственной программы; 1.1. Анализ объема продукции; 1.2. Анализ ассортимента продукции; 1.3. Анализ структуры продукции; 2. Анализ качества продукции; 3. Анализ ритмичности производства; 4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. 1 «Баланс предприятия», ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер 1, карточки складского учета готовой продукции и др.) Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным. Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного»фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном стандарте IASC 15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты. Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу.

При этом могут применяться следующие методы: пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции); корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

0 Jц = VВП 1 Ц 0 : VВП 0 Ц 0, где VВП 1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении; VВП 0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении; Ц 0 – цена единицы продукции в базисном периоде. Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП 1 ЦП) рассчитываем по формуле ВП 1 ЦП = ВП 1 : Jц, где ВП 1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении. С применением вышеназванныхметодов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

1.1. Анализ объема продукции Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.1). Год Товарная продукция в сопоставимы х ценах, сом Темпы роста, % Базисные Цепные Тб=ТПi/ТПо х 100% Тц= ТПi /ТПi-1 х 100% Таблица 1 – Динамика товарной продукции Где: ТПi-1; ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения. На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

Тпр = Тср – 100.

Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 2. Таблица 2 – Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год Изделие (цех) Объем производства продаж, тыс. сом Отклонение план выпуска от прошлого года Отклонение фактического выпуска продукции Прош. год Отчет. год тыс. сом % От плана от прошлого года тыс. сом% тыс. сом% План Факт А , , ,3 …….. ……. ….…………… Итого: , , ,75

В приведенном примере отклонение фактического выпуска товарной продукции от прошлого года имеет небольшую величину 11,75%, а фактического выпуска от плана всего 5%. Оперативныйанализвыпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общегосударственном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории Кыргызской Республике. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру. Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере табл.3.

План по ассортименту формируется на основе договоров, заключаемых с заказчиками. Невыполнение плана по ассортименту равносильно невыполнению этих договоров. Поэтому индекс выполнения плана по ассортименту характеризует договорную систему предприятия. Ассортимент оказывает большое влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Приемы оценки: 1. Прием наименьшего процента. За показатель выполнения плана по ассортименту принимают выполнения плана производства по изделию с наименьшим процентом выполнения плана его производства. Это способ применим для предприятий, выпускающих небольшое количество изделий. 2. Прием среднего процента. Показатель выполнения плана по ассортименту рассчитывают отношением числа изделий, по которым выполнен или перевыполнен план производства продукции к общему числу выпускаемых изделий. Этот способ целесообразно применять, если удельный вес каждого вида выпускаемой продукции примерно одинаков. 3. Метод зачета. В зачет принимается фактический выпуск каждого изделия в размере не выше планового, т.е. наименьшее число из плановой и фактических величин выпуска. После этого зачетная сумма соотносится с плановым показателем, и таким образом рассчитывается показатель выполнения плана по ассортименту.

Изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.). Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает коэффициент, который определяется следующим образом:

Таблица 3 – Выполнение плана по ассортименту Изделие ТП в план. ценах, тыс. сом Выполнен ие плана, % ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. сом План Факт А , В , С , Итого: ,

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%); по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%); по способу среднего процента по формуле: ВПа = ВПn : ВП 0 х 100%, где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %; ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП 0 - плановый выпуск продукции. Для нашего примера: ВПа = : х 100% = 95,2%.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен. Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

Наименован ие продукции План Факт Засчитано в выполнение плана Отклонение от плана тонн тыс. сом тонн тыс. сом тонн тыс. сом тонн тыс. сом А Б85, ,880285,910125,9-210 В256, , , Г12,95815,16912,9582,211 Д Всего , , Коэффициен т ассортимент а --86,8100,9125,993,2

Вывод: Выполнение плана по производству составил 93,2%, план по ассортименту выполнен на 100,9%. Основными причинами расхождения плана между процентом выполнения плана и коэффициентом ассортимента является не выполнение плана по таким видам продукции как А и Б. План производства в натуральном выражении был выполнен на 125,9%, причем он выше, чем стоимостной, что указывает на увеличение выпуска дешевой продукции. Процент выполнения плана по ассортименту составил 86,8%. Невыполнение плана по ассортименту влияет на невыполнение плана по реализации.

1.3. Анализ структуры продукции Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

При анализе состава выпускаемой продукции определяют: 1) удельный вес продукции, выпускаемой по государственному или муниципальному заказу; 2) состав товарной продукции по следующим группам: основная продукция; работы промышленного характера; товары народного потребления; прочая продукция. 3) показатели выполнения плана по отдельным видам продукции.

Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции характеризует устойчивое состояние производства. Снижение удельного веса основных видов продукции является индикатором спада производства. Причинами структурных сдвигов являются: а) изменение потребности в продукции; б) изменение условий поставок: сырья, материалов и т.п.; в) сбои в производстве; г) разновыгодность продукции для ее изготовителей и др.

Для исчисления обобщающего показателя, характеризующего выполнение плана по структуре, необходимо плановый выпуск продукции по отдельным изделиям умножить на показатель выполнения плана по общему объему продукции. Полученные таким путем показатели сопоставляют с отчетными данными и в счет выполнения плана по структуре продукции засчитывают фактические показатели, не превышающие пересчитанные плановые показатели. Уровень выполнения плана по структуре определяют отношением суммы продукции, засчитываемой в выполнение плана по структуре, к фактическому выпуску товарной продукции, т.е.

где ΤΠ CTP - объем продукции, засчитываемый в счет выполнения плана по структуре.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим приводит к изменению ее структуры, что влияет на изменение всех экономических показателей. (Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, то же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции.) Расчет влияния структуры на уровень объема выпуска можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов кроме одного, т.е. структуры продукции.

Наиме новани е продук ции План, тыс. сом Факт, тыс. сом Удельный вес, % Факт объем при планово й структу ре Засчита но в выполнение плана по структу ре Увеличение или уменьшение объема ТП по изменению структуры планфакт А ,333, Б ,24, В ,98, Г58690,30, Д ,353, Всего Таблица 3 Динамика и выполнение плана по структуре продукции

Вывод: Общая сумма отклонения фактического выпуска от выпуска продукции от планового составляет 1 тыс. сом. При соблюдении плановой структуре выпуск продукции А должен был составить 7348 тыс. сом, а составил 6025, продукции Б – 948, а составил 802 тыс. сом. Уменьшение удельного веса продукции А вызвано снижением спроса на данную продукцию, а по продукции Б связано с отсутствием сырья на данный вид продукции. С целью выполнения плана по объему товарной продукции предприятие было вынуждено увеличить выпуск продукции всех остальных видов продукции. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр. Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле: ВПс = ВП 1 – ВП 1, 0, где ВПс – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; ВП 1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре; ВП 1, 0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции (табл.4) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Изделие Опт. цена за единицу продукци и, сом Объем производства продукции в натуральных измерителях Товарная продукция в ценах плана, тыс. сом Изменение ТПза счет структу ры, тыс. сом План.Факт.План. Факт пересчи- танный на план. структуру Факт = 7-6 А В С Итого: Таблица 4 – Анализ структуры продукции Если коэффициент перевыполнения плана равен 1, ( : ), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит тыс. сом (28800 : 1, ).

Как показывают данные табл.4, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 сом. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы тыс. сом, при фактической структуре он выше на 1553 тыс. сом.

При использовании средних цен расчет производится по формуле: ВПс = (Ц1 – Цо). VВП 1, где Ц 1, Цо - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно, VВП 1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

1. Анализ качества продукции Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят: удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость). Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид

ΔВП = (Ц 1 - Ц о ) × V ВПК; ΔВ = (Ц 1 - Ц о ) × Р ПК; Δ П = [ (Ц 1 - Ц о )×V ВПК ] – [ (C 1 - C о ) × Р ПК ]. где Ц о, Ц 1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; С о, С 1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; V ВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; Р ПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается следующие показатели: 1. Доля продукции каждого сорта и общему объему выпуска 2. Средний коэффициент сортности: - количество продукции высшего сорта к общему количеству - стоимость продукции всех сортов к возможной стоимости по цене высшего сорта

- средневзвешенная цена изделия в сопоставимых ценах В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства. Сорт Цен а за ед., сом Количество тонн Выпуск в стоимостном выражении, т.с. Удельный вес, % Стоимостной выпуск по цене в/с планфактпланфактпланфактпланфакт в/с ,449, , , , ,821,62940 Всег о Таблица 6 Анализ качества продукции

Отклонение по цене Коэффициент сортности в отчетном периоде увеличился по отношению к плану на 2,4% за счет увеличения стоимости выпуска товара на 390 сом. Средневзвешенная цена в отчетном периоде по сравнению с плановой превышает на 0,09 сом за счет увеличения стоимости выпущенной продукции.

2.3. Анализ ритмичности выпуска продукции Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят: коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП 1,0 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП 0 : Крит. = VВП 1,0 : VВП 0 ; коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д. ) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д)

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

Для этого используют: а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции; б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства. В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

Квартал План Факт Удельный вес, % планфакт I ,333 II ,54,8 III ,98,8 IV ,353,4 Всего за год Таблица 5 Анализ ритмичности выпуска продукции

Вывод: Коэффициент ритмичности выпуска продукции предприятия в течение всего периода с учетом удельного веса показывает, что в фактическом периоде в 1 и 2 кварталах происходит снижение на 7,3 и 0,7% соответственно, а в 3 и 4 кварталах наоборот увеличение на 3,9 и 4,1% соответственно. Если бы была соблюдена ритмичность производства, то выпуск продукции составил 7348,3 тыс. сом (18234 × 40,3 / 100 = 7348,3), а выпустили на 6025 тыс. сом. Резерв увеличения для 1 квартала составляет 1323,3 тыс. сом (7348,3 – 6025). Аналогично проводится анализ для 2 квартала. Коэффициент ритмичности составил 93,2% - это говорит о ритмичности выпущенной продукции.

2.4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1). Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид РП = ГП зап.I + ВП - ГП зап.II, где РП - объем реализованной продукции; ГП зап.I, ГП зап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно; ВП - объем выпуска продукции за период.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд): Кд = (ВП0 - ВПн) : ВП0, где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров; ВПн - недопоставка продукции по договорам.

Рис.1. Модель факторной системы объема реализации продукции

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Спасибо за внимание