Как разработать педагогический проект Крупская О.А., ст. преподаватель ОГБУ «РЦРО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Advertisements

Разработка проекта перспективного развития ОУ На основе направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Управления образования,
Разработка педагогического проекта. Проектная деятельность Проект - «брошенный вперед», прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.
Использование технологии проектной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Профессиональная компетентность педагога в области проектировочной деятельности обуславливается : объективными характеристиками педагогической деятельности.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ПРЕДМЕТНИКА РАБОТА НАД ТЕМОЙ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Валюшина Наталья Михайловна, ст. методист к афедры русского и иностранных.
Заседание – практикум «Работа по созданию проекта как вида современной научно-исследовательской деятельности»
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
ГМО МЕТОДИСТОВ УДОД г. ВОЛЖСКА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ По материалам методического пособия для руководителей образовательных учреждений Как разработать программу.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Проектирование - это конструирование организации действия, направленного на достижение определенной цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Программа развития ОУ Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания.
Транксрипт:

Как разработать педагогический проект Крупская О.А., ст. преподаватель ОГБУ «РЦРО»

Задание. Выделите в нижеследующих определениях проекта ключевые слова. Составьте модель понятия «проект», используя выделенные слова. 1. Проект – это идея, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение определенной цели (изменение определенной ситуации), в ограниченное время и с использованием заранее определенных ресурсов, конечным результатом выполнения которой должно стать желаемое изменение ситуации (решение проблемы). !!! Проект – это не список мероприятий. 2.- это оформленный комплекс инновационных идей в образовании… Проект изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование (В. И. Слободчиков). 3. В суть понятия «проект» положена идея прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практической или теоретической проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Сущностные признаки проекта: направлен на решение конкретной проблемы; предполагает практическую деятельность направленную на преобразование действительности; описывает новое (лучшее)состояние объекта или процесса, то, каким оно(он) будет в будущем; содержит инновационную идею в продукте и/или процессе; предполагает эксперимент; направлен на получение продукта/результата; содержит нестандартные, альтернативные решения; имеет план реализации замысла (последовательность действий, сроки, исполнители).

Педагогический проект Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для достижения оптимальных результатов.

Педагогическое проектирование позволяет педагогу прогнозировать изменения, как в педагогическом процессе, так и в росте собственного профессионального мастерства Принципиальная необходимость в проектировании возникает тогда, когда должен быть осуществлен «шаг развития», переход системы образования из одного состояния в другое

Наброски проблемного поля (эмпирический путь) Задание 3: Какие проблемы в Вашей профессиональной деятельности Вы хотели бы решить в первую очередь?

Структура проекта 1. Обоснование необходимости проекта (актуальность). 2. Проблема 3. Цели и задачи проекта. 4. Предмет и объект проектирования 5. Участники проекта. 6. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей. 7. Рабочий план реализации проекта. 8. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты/продукты реализации проекта. 9. Оценка эффективности реализации проекта. 10. Оценка рисков. 11. Дальнейшее развитие проекта.

1 шаг. Диагностика ситуации (предпроектное исследование) 1.Определите, что именно не устраивает в педагогической практике (результатах обученности и развития школьников, организации пед. процесса, образовательной среде, в своих профессиональных умениях)? Ознакомьтесь с примером 2. Оцените. 2. Обоснуйте противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием (есть-должно быть) Смотрите пример 1. Выделите состояния «есть» и «должно быть», определите + и -.. Количественная и качественная оценка педагогической ситуации. Выделение «болевых» точек и точек роста. Построение системы аргументов необходимости внесения изменений в педагогическую практику.

Методы изучения состояния педагогической ситуации Педагогическая ситуация «как есть»: Изучение анализов, отчетов по школе, классу; Анкеты, опросы, наблюдения; И д.р.

Методы изучения требуемого оптимального состояния педагогического процесса (как должно быть) Изучение нормативных документов; Анкеты, опросы

Проблемно-ориентированный анализ по В.С. Лазареву и М.М. Паташнику Профессиональны й уровень педагога Характеристика 1)образовательного процесса 2)учебные средства Результаты образовательного процесса Недостаточный, низкий уровень…. Не сформированы… 1)Преобладает…. Недостаточно…. Отличается … 2). направлены на…, носят … являются…. Предпочитает… Не владеет … Затрудняется… ПОЧЕМУ?

Шаг 1. Разработка раздела «Актуальность проекта» 1. Прочитайте «Пример 3». Выделите основные содержательные линии, составьте план раздела «Актуальность проекта». 2. В соответствии с составленным планом разработайте подробную схему раздела «Актуальность проекта» по вашей теме. Используйте материалы диагностики ситуации (слайд 8).

Шаг 2. Формулировка актуальной педагогической проблемы Ситуация «как есть» Ситуация «как должно быть» Противоречие (несоответствие) Пример противоречия: Возникает противоречие между - -требованиями к системе образования по формированию духовно-нравственных качеств личности и падением в детско-школьной среде нравственно-этических идеалов; -между большими возможностями музыки в плане развития духовных качеств и ориентацией уроков музыки на сумму предметных знаний Пример проблемы: Слабое использование потенциала уроков музыки для духовно- нравственного развития школьников вследствие преимущественной направленности методического аппарата музыкального общего образования на формальные результаты образования (предметные знания, умения).

Задание Сформулируйте противоречие и педагогическую проблему по вашей теме проекта.

Определение причин возникновения проблемы (ответ на вопрос: Почему так происходит?) Задание 3. Определите, в чем причины определенной вами педагогической проблемы Устранение каких причин возможно вашими силами? Причина 1Причина 2 Причина 3Причина 4

причины последствия Ключевая проблема Задание. Заполните схему «Ключевая проблема, причины, последствия» по аналогии с приведенной ниже схемой

Обращение к последствиям идентифицирует показатели и ожидаемые результаты Превращение проблемы в позитивную формулировку помогает определить цель Обращение к причинам проблемы идентифицирует задачи и действия причины последствия Шаг 3. Сформулируйте цель, задачи и ожидаемые результаты проекта и их показатели Шаг 3. Сформулируйте цель, задачи и ожидаемые результаты проекта и их показатели

Структура формулировки цели Общее действие Установление качества Установить целевую группу Установить место (география) Установить количество Установить время © Улучшение положения в здравоохранении © «Природа цели» - снижение уровня смертности © детской смертности © в городе Шелехове © с X% до Y% к 2015 году к 2015 году

Причины возникновения проблемы Алгоритм действий по достижению цели Задачи (шаги в реализации цели)

Примерные задачи педагогического проекта: 1. Освоить основные теоретические положения ……..(по теме проекта). 2. Разработать или (подобрать)…… (необходимые дидактические, методические, программные и др. материалы). 3. Аппробировать или внедрить в образовательный процесс разработанные (подобранные) ………. Материалы. 4. Проанализировать и описать……….. результаты проекта.

Шаг 4. Предмет проектирования Предполагаемый продукт, то созданию чего посвящена проектная деятельность Образовательная система: Образовательные программы Образовательные стандарты Типы ОУ Методические центры Педагогический процесс: Цели Содержание Технология Содержание образования: Концепция Учебная программа Учебный план Дидактические материалы

Шаг 4. Объект проектирования Это среда или процесс, в контексте которых происходят изменения. образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты содержание образования на всех уровнях формирования образовательное и информационно-коммуникативное пространство социально-педагогическая среда все виды педагогической деятельности система педагогических отношений педагогические ситуации качество педагогических процессов

Шаг 5. Участники проекта Указывается основная целевая аудитория/участники проекта, а также критерии их отбора. Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.

Шаг 6. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей Описание общих подходов к выполнению каждой задачи проекта и мероприятий по их достижению. Описание ресурсов. Описание партнеров, если таковые планируются, их роли в реализации проекта. Задание: Ознакомьтесь с примером 4. Обозначьте структуру данного раздела проекта.

Этапы реализации проекта 1. Подготовительный Цель: 2. Проектировочный Цель: 3. Внедренческий Цель: 4. Заключительный Цель:

Шаг 7. Рабочий план реализации проекта Задачи МероприятияСроки начало/конец Участники Результат/продукт Задача 1Мероприятие 1 Тема «» Мероприятие 2 Тема «» Мероприятие 3 Мероприятие 4 И т.д.

Результаты - последствия решения проблемы Продукты – разработанные материалы Конечный продукт - эффект после реализации проекта Шаг 8. Результаты и продукты проекта

Шаг 9. Оценка эффективности реализации проекта описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики

Шаг 10. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта. Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения. Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте. На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.

Шаг 11. Дальнейшее развитие проекта По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта. Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.

Возможные риски проектной деятельности Нарушение целостности структуры проектной деятельности Выбор неподходящего объекта для приложения проектных усилий, который не нуждается в преобразовании или внутренне не готов к тому, чтобы с ним происходили изменения Несоответствие природы проектирования как специфической формы совместной активности детей и взрослых заявленным педагогическим целям. Стремление планировать работу под имеющийся ресурс, а не поиск (создание) дополнительных или новых ресурсов под необходимую программу. Плохое знание культурных аналогов проектируемого предмета Непонимание подлинного контекста предстоящих изменений, утопичность проекта. Возможность негативного влияния последствий педагогического проектирования на объект преобразований, окружающую среду. Психологическая неготовность субъектов проектной деятельности к каким- либо кардинальным изменениям