АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий.
Advertisements

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий.
Анатомо –физиологические особенности сердечно-сосудистой системы детей и подростков.
Анатомо-физиологические особенности ССС у детей Выполнила: студентка 416 группы педиатрического факультета Кузнецова Е. В. Нижний Новгород 2016.
Органы и системы органов. Орган часть тела, имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций.
Преддошкольный и дошкольный возраст. ПЕдиатрия
Возрастные особенности сердечно - сосудистой системы.
С ИСТЕМЫ ОРГАНОВ В ОРГАНИЗМЕ Четвертая лекция 1 Julia Kjahrenova.
ВРЕД КУРЕНИЯ. 6090% заболеваний раком бронхов и легких; 30% заболеваний раком поджелудочной железы; 3070% заболеваний раком мочевого пузыря; 30% заболеваний.
Развитие человека после рождения. Выберите правильные утверждения: 1.В большинстве случаев с яйцеклеткой сливается только один сперматозоид. 2.Оплодотворение.
{ Функционирование мочевыделительной системы у новорожденных.
Учёт возрастных особенностей детей в младшем школьном возрасте при занятиях легкой атлетикой Подготовила Кельгаева П. 1 Москва 2014 Презентация на тему.
Выполнила: Шувалова Анжела ПДД-115. Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным даже легким, и тем.
§ 37. Строение и деятельность внутренних органов 7 класс биология.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬ НАЯ СИСТЕМА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Пищеварительная система человека (лат. systema digestorium) - осуществляет переваривание пищи (путём её.
Заболевание органов кровообращения
Основные особенности подросткового возраста 1. Ростовой скачок 2. Психо–нейро–эндокринная перестройка 3. Период бурного полового развития 4. Вегетативные.
Содержание 1.Общая характеристика гипоксии 2.Классификация гипоксии 3.Типы гипоксии 4.Структурно – функциональные нарушения при гипоксии 5.Компенсаторно.
Дыхательная система Зачем нашему организму кислород?
Кровообращение плода. В период внутриутробного развития кровообращение плода проходит три последовательные стадии : желточное аллантоидное плацентарное.
Транксрипт:

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий

Периоды детского возраста : 1. Период внутриутробного развития: Эмбриональный (от зачатия до нед.) Фетальный (с нед. до родов) 2. Период новорожденности – от рождения до 28 дней жизни: Ранний неонатальный – первая неделя жизни Поздний неонатальный от 7 по 28 сутки жизни 3. Грудной период – 28 дней- 1 год жизни 4. Преддошкольный (ясельный) период – от 1 года до 3 лет 5. Дошкольный период – от 3 до 6 лет 6. Период младшего школьного возраста или отрочества – от 6 до 12 лет 7. Период старшего школьного возраста или период полового созревания – от 12 до 18 Подростковый период 10 – 18 (20) лет

Особенности периода новорожденности: Основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия Наблюдаются пограничные состояния Болезни имеют свои особенности, при этом чаще встречаются: внутриутробные инфекции, врождённые пороки развития, повреждения нервной системы, гнойно-септические заболевания, склонность к генерализации процесса

Высокие темпы физического и психического развития, а именно: Масса тела к году – утраивается, рост увеличивается на 25 см окружность головы увеличивается на 12 см активно развиваются условные рефлексы и к концу года – речь В первые 3-4 мес. повышенная устойчивость к инфекциям (иммунитет матери) Высокая чувствительность к вирусно-бактериальным инфекциям Склонность к генерализации воспалительного ответа, к общей реакции на любое воздействие. Особенности грудного периода:

Особенности преддошкольного периода: Темпы психического развития опережают физическое развитие Увеличивается восприимчивость к детским инфекциям Часто наблюдается рахит, респираторные заболевания

Особенности дошкольного периода: Процессы роста замедляются, но совершенствуются функциональные возможности Возраст подражания Период активного развития тонких навыков Заметно снижается склонность к генерализации процессов Часты детские инфекции Часто проявляются детские болезни

Особенности младшего школьного возраста: Завершается структурная дифференцировка тканей Появляются сила, быстрота, выносливость (нарастает мышечная масса, крепнет скелет) Происходит стабилизация функций ФВД Происходит смена зубов Высокая частота аллергических и иммунокомплексных заболеваний

Особенности старшего школьного возраста: Период полового созревания Период формирования характера и личности Характерны функциональные расстройства нервной, сердечно сосудистой систем, дисфункция эндокринной системы Обостряются ранее перенесённые заболевания (аллергические, хронические, инфекционные и др.)

Особенности кожи: Эластичные волокна появляются с 4 мес. Защитная функция слабее, чем у взрослых Кожа богато васкуляризирована На тепло и холод дети до года реагируют расширением сосудов Потоотделение начинается с 1 мес. Сальные железы функционируют внутриутробно. Наиболее активны на 1 году и в пубертате Число жировых клеток увеличивается на 1 году жизни, а размеры – с рождения до 6 лет Жир в раннем возрасте отличается большей плотностью,т.к. больше содержит насыщенных жирных кислот.

Особенности костной системы: Кости более мягкие, эластичные, легко изгибаются и деформируются, менее ломкие В костях новорожденного много воды и мало солей Физиологическое состояние на 1 году- плоскостопие и небольшая косолапость

Особенности органов дыхания 1.НОС: Относительно малые размеры Узкие носовые ходы Отсутствует нижний носовой ход Слизистая рыхлая и легко отекает Придаточные пазухи формируются к 2 годам Широкий слёзно-носовой проток 2.ГЛОТКА: Слабо развиты крипты и сосуды миндалин Частая гиперплазия лимфоидной ткани к концу 1 года 3.ГОРТАНЬ: Узкий просвет с сужением в подсвязочном пространстве Интенсивно растёт на 1 году жизни и в пубертате Ложные голосовые связки растут от 3 до 7 лет

Бронхолёгочная система 1. Угол отхождения обоих бронхов в раннем возрасте одинаков 2. Грудная клетка относительно мала, основное место занимает средостение 3.Рёбра расположены горизонтально 4.Лёгочная ткань и бронхиальное дерево богато васкуляризированы 5. Короткое расстояние между надгортанником и бифуркацией бронхов 6. Слабые механизмы очищения трахеобронхиального дерева 7. В паренхиме лёгких больше коллагеновых волокон 8. Диафрагмальный тип дыхания

Особенности дыхательной системы Глубина дыхания, абсолютный и относительный объёмы одного дыхания меньше, чем у взрослого Частота дыхания тем больше, чем моложе ребёнок Газообмен осуществляется более энергично, чем у взрослых Возраст Частота дыхания 1 мес.48 6 мес.40 1 год 35 3 года 28 6 лет лет лет 17

Особенности сердечно сосудистой системы: 1.Сердце: Баталлов проток закрывается к 6 неделе, аранциев к 2-3 мес., овальное окно к 6-7 мес. Неравномерное увеличение отделов сердца Горизонтальное до 2-3 лет, затем к 3-4 годам – косое расположение сердца До 2 лет рассыпчатый тип кровоснабжения, до 5-7 лет – сниженный и после 7 лет – магистральный 2.Сосуды: Просвет сосудов относительно широк, артерии равны венам Стенки артерий более эластичны и АД поэтому ниже Вены растут более интенсивно Проницаемость капилляров у детей выше

Функциональные особенности сердечно сосудистой системы: 1. Высокий уровень выносливости и трудоспособности детского сердца 2. Сердце выполняет относительно большую работу, чем у взрослого 3. Физиологическая тахикардия 4. Ограниченные резервные возможности сердца в раннем возрасте из-за ригидности миокарда, короткой диастолы, тахикардии 5. Неравномерность роста отдельных частей сердца

Частота сердечных сокращений у детей (в мин) Возраст СредняяБрадикардия Тахикардия Новорожденный дней мес года года лет лет лет лет САД до года = 76+2n; САД после года = 90+2n ДАД = 1/2-2/3 от САД

Особенности системы пищеварения 1. Особенности ротовой полости: Малый объём ротовой полости, Относительно большой язык, Хорошо развитые мышцы рта и щёк 2. Слюнные железы до 3-4 мес. функционируют недостаточно 3. Желудок расположен горизонтально, дно и кардиа развиты слабо, а пилорический сфинктер – хорошо. 4. Секреторный аппарат на 1 году развит слабо, кислотность и ферментативная активность более низки 5. Рост и дифференцировка поджелудочной железы продолжается до 14 лет 6. Печень имеет относительно большие размеры, дифференцировка завершается к 8 годам.

7. Кишечник относительно длиннее, брыжейка более длинная. 8. Сигмовидная кишка относительно длиннее 9. Слизистая и подслизистый слои прямой кишки слабо фиксированы 10. Активность секреторного аппарата кишечника более низкая 11. Всасывательная способность более выше 12. Время прохождения пищевых масс у детей короче 13. Биоценоз кишечника легко нарушается.

Особенности мочевыделительной системы: 1. Морфологическое созревание коркового вещества почки заканчивается к 3-5 годам, всей почки – к 7 годам. 2. Для выведения равного количества шлаков детям требуется больше воды, чем взрослым, поэтому обезвоживание у них наступает быстрее 3. Мочеточник в раннем возрасте относительно шире, более извилист, гипотоничен, что предрасполагает к застою мочи и инфекции 4. В раннем возрасте эффективность почки в регуляции КОС ниже, чему взрослых.

1. Особенности этапности кровообращения в процессе развития плода и ребёнка (желточный мешок, печень, селезёнка, костный мозг и лимфоузлы, тимус) 2. Трансформация красного костного мозга в жёлтый в 4 года 3. Легко возникающая метаплазия и переход к эмбриональному кровообращению 4. Метаплазия лимфоидной ткани 5. В костном мозге больше в 2-4 раза не дифференцируемых бластов и миелобластов, чем в норме у взрослых 6. На протяжении 3-4 мес. циркулирует фетальный гемоглобин 7.Перекрёст нейтрофилов и лейкоцитов на 5 день жизни и на 4-6 году жизни Особенности системы крови

Возрастная динамика изменения нейтрофилов и лимфоцитов

Изменения содержания иммуноглобулинов в крови детей в зависимости от возраста

Особенности нервной системы 1. Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 5 лет. 2. Кора новорожденного не зрелая, основная функция- таламо-паллидарной системы 3. Развития всех рефлексов зависит от зрелости нервной системы и самих рецепторов. 4. Новорожденные реагируют на вкусовые раздражители, слышат, отмечается светобоязнь

У новорожденного выражен суммарный пищевой рефлекс, существуют рефлексы Моро, Робинзона, Бабинского На 2-3 нед.- рефлекс на положение при кормлении и при покачивании в люльке Со 2 мес. – ориентировочные реакции, держит хорошо голову В 3 мес. натуральный зрительный рефлекс, узнаёт мать, начинает гулять В 4 мес. отличает цвета и звуки, переворачивается, тянет руки В 5 мес. узнаёт близких, сидит. В 6 мес. выражены эмоциональные, голосовые и мимические реакции В 7 мес. играет погремушкой, лепечет, хорошо сидит В 8 мес. отыскивает предмета взглядом, сам сидит и стоит В 9 мес. ищет игрушки, пытается ходить В 10 мес. ориентируется в названии предметов, повторяет слоги и звуки В год произносит до слов, ходит, приседает