Консультация для педагогов на тему: ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила: Коптева Н.А г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 38
Речь -удивительно сильное средство, НО нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель Достоинство речи быть ясной и не быть низкой. Аристотель Надежней конь без узды, чем речь без связи. Теофраст (Феофраст)
В пустых стенах ребенок не заговорит –Е. И. Тихеева. Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка,функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда - рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.
Принципы построения развивающей среды в группе: 1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения». 2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
3. Принцип «стабильности-динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры». 4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».
Уголок «Речевого развития»
Уголок «Тетрализации»
Уголок «Изодеятельности»
Уголок «Конструирования»
Уголок «Экологический»
Уголок «Сюжетно-ролевых игр»
Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно- речевых способностей. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги должны следить за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат. Важно!!!, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Благодарю за внимание!