Педагог - психолог МБДОУ г. Иркутска детского сада 25 Печерская Ольга Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метафорические карты как инструмент работы педагога-психолога Метафорические карты как инструмент работы педагога-психолога Педагог-психолог МБОУ ЦПМСС.
Advertisements

Педагог-психолог Матуа Е.В. ГБС(К)ОУ 565 г. Санкт-Петербург.
Психологические принципы и подходы Главной целью моей работы является охрана психического здоровья детей, создание условий, которые способствуют их эмоциональному.
Free Powerpoint TemplatesPage 1Free Powerpoint Templates Актуальные технологии активизации профессиональной ориентации учащихся Подготовили:педагог-психолог.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Группа 4 «СОЛНЫШКО». С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые : солнце.
Руководители: Виноградова Ирина Васильевна. Специальность: учитель истории; психолог и преподаватель психологии. Любимова Светлана Владимировна. Специальность:
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Тема: «Использование проектного метода как способа организации познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
Педагогический совет «Создание условий для совершенствования познавательно- интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста путем развития креативного.
Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
МБДОУ детский сад 10 «Сказка» общеразвивающего вида (г. Гусиноозерск). Педагог – психолог: Аверина А.В. Коррекция социального поведения дошкольников через.
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
Новикова Лариса Евгеньевна, педагог-психолог МДОБУ «Детский сад 17 «Сказка"
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Линия чувств направлена на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Педагог-психолог МАДОУ «Центр развития.
Транксрипт:

Педагог - психолог МБДОУ г. Иркутска детского сада 25 Печерская Ольга Владимировна

Работа психолога в детском саду требует постоянного повышения профессиональной квалификации. А так как функции педагога - психолога весьма широки, и запросы клиентов разнообразны, работать только в одной психотерапевтической парадигме весьма сложно. Поэтому я являюсь сторонником интегративного подхода, и постоянно занимаюсь самообразованием, чтобы использовать в каждом конкретном случае индивидуальный подход. Кроме того, в наше динамичное время участники образовательного процесса не настроены на длительную терапию, все хотят быстрых результатов, поэтому востребовано краткосрочное консультирование.

Актуальной задачей для педагога - психолога является выработка собственного пути эффективной работы с педагогами, с детьми, с семьями, поиск инновационных технологий и инструментов индивидуальной и групповой работы, обладающих высокой степенью экологичности, безопасности, результативности и эффективности. Одним из таких инструментов являются метафорические ассоциативные карты ( МАК ), которые ныне достаточно популярны в среде практических психологов разных направлений во всем мире.

А. И. Копытин, врач - психотерапевт, доктор медицинских наук, председатель Российской арт - терапевтической ассоциации, на вопрос целесообразности применения МАК, говорит следующее : « Использование ассоциативных метафорических карт не является традиционным для арт - терапии. Арт - терапевт в принципе может обойтись и без них, полагаясь на то, что в арт - терапевтической среде существует достаточное количество инструментов для того, чтобы клиент смог выразить себя. Но метафорические ассоциативные карты в последние годы стали часто применяться и в нашей стране, и за рубежом. Они часто используются консультирующими психологами, психотерапевтами, вовсе не обязательно имеющими определённую арт - терапевтическую подготовку, но тем не менее, конечно, следует признать, что арт - терапевты могут использовать их для того, чтобы стимулировать творческую активность клиента и включить его образное мышление, а привлечение образов в терапевтический процесс и использование определённых визуальных стимулов вполне оправдано. Особенно в тех случаях, когда у клиента возникают определённые сложности в создании рисунка или же, когда у него сильно выражено сопротивление, а также в некоторых других случаях. Но эксплуатировать визуальные стимулы нецелесообразно, потому что тогда у клиента будет поддерживаться зависимость от готовых образов, и он будет уходить от создания своих ».

Метафорические ассоциативные карты ( МАК ), известные также как проективные, ассоциативно - метафорические, терапевтические являются качественным, удобным проективным дидактическим материалом, используемым в консультировании, коучинге, психотерапии, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Как мы видим, диапазон применения метафорических карт огромен. Метафорические ассоциативные карты ( сокращённо МАК ) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку.

Достоинства МАК подробно описаны в литературе, основными из них можно считать следующие : Феномен « инсайта » ( относительно сути своей проблемы и методов ее решения ) и « катарсиса »; Принцип синхронности ( решение проблемы не случайно, а закономерно ). Создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента. Стимуляция мышления, навыков кооперации и ведения дискуссий. Гибкие правила использования. Возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие под требования актуальной ситуации. Широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества. Снижение защитных механизмов клиента и помощь в создании безопасной обстановки. Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что МАК помогают в человеку « раскрыться » перед психологом, в группе - « растопить лед » на начальных стадиях работы, вывести на поверхность глубинные переживания, тем самым способствуя самопознанию ; задействуют в первую очередь иррациональную часть личности и активизируют правое полушарие мозга. Метафоричность МАК позволяет клиенту воспринимать проблемы на расстоянии и находить ресурс для решения проблемы в самом себе.

Вопросы об особенностях использования МАК с детьми и на сей день остаются достаточно актуальными. Исследователи сходятся во мнении, что оптимальным возрастом для работы с дошкольниками с МАК является старший дошкольный возраст (5-7 лет ), так как здесь мы уже можем говорить об определённом уровне абстрактного мышления, необходимого для « адекватного образного ответа ». Однако возможности использования МАК достаточно широки, поэтому их применение оправдано и с детьми среднего дошкольного возраста. В своей работе с детьми данного возраста я использую следующие колоды : « Ёжкины сказочки » художник Евгений Ларионов, психолог Ева Морозовская созданы специально для работы с детьми и подростками, позволяют осознать ряд черт своей индивидуальности, важных во взаимодействии с окружающими, развить навыки конструктивного самовыражения, а также внимание, принятие и уважительное отношение к другим, помогают научиться находить сильные стороны взаимодействия и совместно действовать в конструктивном русле. « Монстрики чувств » Ю. Демидова – основная цель – обучение социальным навыкам, развитие эмоциональной сферы ребёнка. « Я и все - все - все » К. Крюгер – предназначены для решения широкого спектра проблем, волнующих ребенка. « Дитя и зверь » И. Шмулевич – позволяют работать на темы : эмоции, коммуникация, искренность, тревоги и страхи, обучение, качества и черты характера, ресурсы и образ благополучия..

1. Помимо прочего, метафорические карты можно использовать в качестве дидактического пособия для развития познавательных процессов детей. 2. В работе с детьми можно использовать любую колоду, предварительно отобрав карты и удалив те, которые могут травмировать ребёнка. Оптимальным количеством для работы является карт. Для гипер - и - гипоактивных детей, а также детей, имеющих высокий уровень тревожности, это количество должно быть сокращено в два раза. 3. Работу нужно предварять при помощи небольшой вводной " сказочной " части. Например, сказкой о добром волшебнике, который исполняет желания 4. Далее сообщаем ребёнку, что волшебник еще приготовил ему сюрприз в виде особенных картинок, и предъявляем карты. 5. Завершить сеанс работы с картами можно при помощи рисунка по итогам работы.

Я использую МАК в следующих направлениях психологической работы с детьми : проработка Я - образов и образов других людей, различных эмоциональных состояний ; работа с детско - родительскими отношениями ; работа с невротическими страхами ; работа с поиском ресурса ; развивающая работа с использованием карт в качестве стимульного материала, направленная на развитие речи, логического мышления, внимания, памяти, эмоционального интеллекта, креативности.

Спасибо за внимание !

Кац Г. Метафорические карты : Руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина. – М.: Генезис, – 160 с. Морозовская Е. Мир проективных карт : Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. – М.: Генезис, – 168 с. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога : полное руководство / Е. Р. Морозовская. – Одесса, Институт Проективных Карт, – 128 с. Попова Г. Метафорические ассоциативные карты в работе практического психолога : методика и практика / Г. Попова, Н. Милорадова. – Х.: ФОП Бровин А. В., – 224 с.