Семинар - практикум на тему: Оптимизация выбора методов и форм обучения при организации различных видов урока.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ШКОЛА, ГДЕ СОГРЕВАЮТ СЕРДЦА И РАСТЯТ ТАЛАНТЫ.. Тема педагогического совета: «Современные формы и методы проведения урока – залог повышения качества.
Advertisements

Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Требования к современному уроку в рамках ФГОС. четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Анализ современного урока В помощь учителю
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Структура современного урока. Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими.
Этапы урока Дидактические задачи Дидактические методы и приемы Достигаемый результат I. Организационно е начало урока Подготовка обучающихся к работе на.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Транксрипт:

Семинар - практикум на тему: Оптимизация выбора методов и форм обучения при организации различных видов урока.

Основой реализация Государственного стандарта основного общего образования служит системно-деятельностный подход. Сегодня главная задача учителя не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить интерес к учению, научить учиться, применять знания в практической деятельности. Как же привить интерес к предмету? Как мотивировать обучающихся к изучаемому предмету и стимулировать их активность на протяжении всего урока?

- через самостоятельность и активность, - через поисковую деятельность на уроке и дома, - создание проблемной ситуации, - разнообразие форм урока м методов обучения, - через новизну материала, - эмоциональную окраску урока, - через применение в учебном процессе активных методов и форм работы на уроке и во внеурочное время. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках помогает формировать не просто знания- репродукции, а умения и потребности применять эти знания

Современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где преподаватель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. В методической подготовке к уроку формирование целей играет основополагающую роль. Педагог должен четко знать, зачем идет на урок.

Приступая к формулировке целей, преподаватель: -изучает требования образовательного стандарта и программы; -обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся; -определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть учащемуся; -выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения. Приступая к формулировке целей, преподаватель: -изучает требования образовательного стандарта и программы; -обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся; -определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть учащемуся; -выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения. Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - обучающая, - развивающая, - воспитательная. Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - обучающая, - развивающая, - воспитательная.

Обучающая цель - формирование (закрепление, обобщение, систематизация, расширение) знаний, умений, навыков обучающихся. Определить основную обучающую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящен данный урок: -изучению нового материала (одна обучающая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материала); -закреплению нового материала и ранее пройденного (одна обучающая цель – закрепление); -контрольный урок (одна обучающая цель – контроль за полученными знаниями); -урок систематизации и обобщения (две обучающие цели - повторение и обобщение: на повторительно-обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока). - комбинированный урок (три обучающие цели - повторение, закрепление, сообщение нового материала). Определить основную обучающую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящен данный урок: -изучению нового материала (одна обучающая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материала); -закреплению нового материала и ранее пройденного (одна обучающая цель – закрепление); -контрольный урок (одна обучающая цель – контроль за полученными знаниями); -урок систематизации и обобщения (две обучающие цели - повторение и обобщение: на повторительно-обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока). - комбинированный урок (три обучающие цели - повторение, закрепление, сообщение нового материала).

Примеры некоторых формулировок обучающих целей урока: Формировать навыки культуры речи; научить…; закрепить…; подвести к выводу…; проанализировать степень усвоения материала; сформировать понятие…; дать общую характеристику явления…; устранить пробелы в знаниях…; выработать знания и умения; Формировать навыки культуры речи; научить…; закрепить…; подвести к выводу…; проанализировать степень усвоения материала; сформировать понятие…; дать общую характеристику явления…; устранить пробелы в знаниях…; выработать знания и умения;

изучить основные этапы творческого пути…; исследовать зависимость…; научить анализировать, выделять (главное, существенное)…; охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды…; приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.; обобщить знания, умения, навыки по…; проконтролировать степень усвоения следующих основных ЗУН, изученных и сформированных на предыдущих уроках; сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения и навыки по данному учебному материалу. изучить основные этапы творческого пути…; исследовать зависимость…; научить анализировать, выделять (главное, существенное)…; охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды…; приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.; обобщить знания, умения, навыки по…; проконтролировать степень усвоения следующих основных ЗУН, изученных и сформированных на предыдущих уроках; сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения и навыки по данному учебному материалу.

Развивающая цель урока – Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, проф задатков и способностей).

Примеры некоторых формулировок развивающих целей: развивать интерес к конкретной деятельности на уроке; развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы; формировать (закрепление, обработка) умение планирования и самоконтроля; содействовать развитию воли и настойчивости; развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций); развивать интерес к предмету; развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость; развивать память, мышление, речь, познавательные интересы; развивать интерес к конкретной деятельности на уроке; развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы; формировать (закрепление, обработка) умение планирования и самоконтроля; содействовать развитию воли и настойчивости; развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций); развивать интерес к предмету; развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость; развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;

учить устанавливать межпредметные связи; развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия; развивать самостоятельное мышление, речь учащихся; формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю; учить вести и составлять конспекты, тезисы. учить устанавливать межпредметные связи; развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия; развивать самостоятельное мышление, речь учащихся; формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю; учить вести и составлять конспекты, тезисы.

учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки; учить устанавливать межпредметные связи; развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия; развивать самостоятельное мышление, речь учащихся; формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю; учить вести и составлять конспекты, тезисы. учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки; учить устанавливать межпредметные связи; развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия; развивать самостоятельное мышление, речь учащихся; формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю; учить вести и составлять конспекты, тезисы.

Воспитательная цель урока Воспитательная цель урока – формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).

Требования к воспитательной цели занятия: воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета; воспитательная цель занятия должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета; основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т.д. воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета; воспитательная цель занятия должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета; основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т.д.

Примеры некоторых формулировок воспитательных целей: пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности); пробудить чувства ответственности, долга… вызвать чувство удивления и гордости… подвести учащихся к выводу… убедить учеников в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения. показать учащимся… дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии; пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности); пробудить чувства ответственности, долга… вызвать чувство удивления и гордости… подвести учащихся к выводу… убедить учеников в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения. показать учащимся… дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;

создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций; содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе занятия раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения; формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию. создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций; содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе занятия раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения; формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.

Основные типы уроков: 1. Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний; 2. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний; 3. Урок комплексного применения знаний практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; 4. Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему; 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками 6. Комбинированный урок - работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.

п.п. Этапы урока Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 1. Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе на занятии Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. 2. Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов 3. Подготовка к основному этапу занятия Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний 4. Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий 5. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся 6. Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Этапы урока Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 7. Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей 8. Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения 9. Подведение итогов занятий Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения 10. Рефлексия Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества 11. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Классификация методов В методике приводится следующая классификация методов обучения: Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся пассивны. Такие методы признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов лекция. Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик. Интерактивные (ИМО) наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

Предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.активных и интерактивных методовдейственных и эффективных Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения. Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). Метод развития критического мышления через чтение и письмо Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.осмысленияразмышления Эвристический метод объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований. Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников организовать исследовательскую работу по изучению проблемы. Метод модульного обучения содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий: цели обучения; уровня подготовленности учащихся; возраста учащихся; времени, отведенного на изучение материала; оснащенности школы; теоретической и практической подготовленности учителя. Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Форма урока это формат, в котором построен весь урок. В структуре предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно. Классификация форм уроков Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль. Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет. Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут. Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.суд Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры. Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз. Интегрированные уроки. Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.

Формы обучения Формы обучения – это виды организации взаимодействия учащихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между собой и с учителем в рамках того или иного вида занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная). В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная). Формы обучения – это виды организации взаимодействия учащихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между собой и с учителем в рамках того или иного вида занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная). В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная). Фронтальная (задействованы одновременно все ученики, цель для всех общая, работают по принципу «каждый за себя», рассчитана на «среднего» ученика). Парная (преподаватель – ученик - работа парами, например, «сильный ученик – слабый ученик», «двое равных по успеваемости учащихся» и т.п.). Коллективная (бригада, группа, цель общая только для членов коллектива, задачи в коллективе могут быть разные, отношения взаимоответственности и взаимозависимости, контроль членами коллектива). Индивидуальная (учебная цель для всех общая, но работают самостоятельно, в индивидуальном темпе). Фронтальная (задействованы одновременно все ученики, цель для всех общая, работают по принципу «каждый за себя», рассчитана на «среднего» ученика). Парная (преподаватель – ученик - работа парами, например, «сильный ученик – слабый ученик», «двое равных по успеваемости учащихся» и т.п.). Коллективная (бригада, группа, цель общая только для членов коллектива, задачи в коллективе могут быть разные, отношения взаимоответственности и взаимозависимости, контроль членами коллектива). Индивидуальная (учебная цель для всех общая, но работают самостоятельно, в индивидуальном темпе).

Компоненты обучения: ГОСО, программы, ИМП ЦЕЛЬ ТИП УРОКА ФОРМА УРОКА активные МЕТОДЫ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ