Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Рассказ «Волки» Урок литературного чтения в 7 «ә» классе средней школы 25 г.Астана Презентация составлена Бексеитовой А.К
Дмитрий Наркисович Мамин- Сибиряк « Человек, который понимает природу,- благороднее, чище ». Л. Леонов
Об авторе Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году на Урале, в заводском посёлке. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. Сними было интересно, они многое могли рассказать из своей жизни, знали столько сказок и преданий, а иногда кто – нибудь затягивал старинную песню и остальные дружно подхватывали её. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал Детский мир. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности Мамин-Сибиряк немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. Часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор. Он написал десятки романов и повестей, сотни рассказов и очерков о жизни родного края, Урала. В 1890-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшими классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка», «Приемыш», «Волки» и др.).
Какие его произведения вы помните?
О ком говорят? « Сколько его ни корми, всё равно он в лес смотрит»?
Цель урока: формирование умения анализировать текст; развитие познавательного интереса учащихся к творчеству писателя; развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся; создать условия для пробуждения чувства любви к природе, милосердия и сострадания «к братьям нашим меньшим».
Работа в группах 1 группа – Работа над рассказом (составляет вопросы по тексту). 2 группа - Готовит сообщение «Всё интересное о волках». 3 группа - Какие пословицы и поговорки о волках вы знаете?
Много ли знаем мы о волках? Волки некогда считались священными животными бога богатства и плодородия Велеса. Как священное животное, волк весьма почитался славянами, и отголоски этих почитаний сохранились и поныне в сказках и легендах, где волк, между прочим, является одним из самых честных персонажей. Есть у волков довольно нехарактерные для других зверей качества и обычаи. Даже беззащитные птицы, в случае нападения на гнездо отважно бросаются защищать птенцов, но волки, почему-то, так не делают - волчата тщетно зовут на помощь более старших сородичей и могут спастись лишь бегством. Но при этом, что волки довольно трепетно относятся к своему потомству - они обучают волчат, много возятся с ними и играют. И еще - у волков довольно странные отношения с собаками: казалось бы, волкам ничего не стоит "зарезать" гончих псов во время охоты (и, более того, волки часто нападают на собак в деревнях, в самом их логове), однако в лесу «серые акулы» даже и не пытаются справиться с собаками, безвольно убегая и попадая прямо под выстрелы охотников..
Рассказ « Волки» Задай свой вопрос к прочитанному рассказу
Ваши вопросы по тексту Почему он назван «Волки», а не «Волк»? Как выглядел старый волк? Бывают ли у волков «товарищи и братья»? Верно ли убеждение, что все волки злые? Правда ли, что волки бывают добрыми и заботливыми? Каким встретился волк автору? Кто и как заботится о дедушке – волке? Какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим слово «волк»?
Пословицы и поговорки о волках Волков бояться - в лес не ходить. И волки сыты, и овцы целы. Отольются волку и овечкины слезки. Сколько волка ни корми, он в лес смотрит. Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех... Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? Серовато, зубовато. По полям рыщет, Телят, ягнят ищет.
Словарная работа Голодный-аш Лютый- қатал Злой- акулы Мстительный- кекшіл Кровожадный-қанды, қанішер Хищник-жыртқыш Забота-қамқор, инта доброта - мейірімділік
«Непонятки», или Забытые слова и выражения Знаете ли вы, что такое.... пасть –азу, аран сторожка-домик лесника логово – алан Братия-товарищи, жолдастар Подивились-танғалды
Самые главные вопросы В чем заключается братство волков? Чем этот рассказ отличается от прочитанных нами ранее? Правильно ли ведут себя молодые волки по отношению к старику-волку? Чему учит вас произведение? Как вы понимаете смысл выражения: «проявление милосердия и сострадания «к братьям нашим меньшим» ?
1 группа составить план 2 группа разделить на смысловые части 3 группа Определить идею рассказа
Сформулируем выводы Этот рассказ о доброте и заботливости волков. Мы узнали как молодой волк выхаживал старого волка. Приносил еду, кормил как волчица своего волчонка. Старые люди тоже нуждаются в поддержке, и в помощи молодых. Мы должны быть чуткими, заботливыми, добрыми.
«Верно -неверно» Ребята, каждый из вас индивидуален. Ваши мнения расходятся, и это правильно. Пометьте, какое из этих утверждении верно или неверно, опираясь на свой жизненный опыт Волки всегда злые Есть люди жестокие как волки Человек отличается от волков сознанием Доброта и забота - неотделимые понятия 5 ---На земле добрых людей больше
ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ, или… …Что поразило, заинтересовало меня в рассказе «Волки»?
ПОДУМАЕМ… Зачем нужно было читать этот рассказ?
О ДОБРОТЕ Добрым быть – добрым и слыть. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Доброе дело само себя хвалит. Доброго держись, а от худого отдались. Доброе братство лучше богатства.
И в заключение… Рассмотрим рисунки наших художников. Обратим внимание на книжную выставку. И всех поблагодарим за внимание.