LOGO Современная российская политика Лекция 17 – Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг - Part 1 Кафедра «Прикладная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Актуальность, проблемы и перспективы развития профессионального признания в России Владивосток 2011.
Advertisements

Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
Company LOGO Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Калиниченко Ольга Владимировна,
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги Калиниченко Ольга Владимировна, начальник сектора комплексного анализа.
Проблемы формирования комплексной системы мониторинга состояния конкурентной среды в сфере услуг образования Заседание Комитета МТПП по вопросам образования.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Государственная политика в сфере образования АОУ ДПО РБ «РИКУиО» Кафедра ЭиУО Мункуева А.А., к.п.н., доцент.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
ИжГТУ в рейтингах. Указ Президента РФ от «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»: вхождение к 2020.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
О проведении независимой системы оценки качества работы образовательных организаций М.П. Гераськина, начальник отдела дошкольного и общего образования.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ СЕКЦИЯ «Региональная.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Независимая оценка качества работы образовательных организаций с участием общественности Седельников Александр Александрович к.п.н. председатель общественного.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Транксрипт:

LOGO Современная российская политика Лекция 17 – Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг - Part 1 Кафедра «Прикладная политология» Для направления «Политология» (программа подготовки бакалавра) Москва 2016

LOGO 2 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг План лекции Механизмы взаимодействия двух форм аккредитации вузов: государственной и общественно- профессиональной. Менеджмент качества образовательных услуг. Оценка качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга. Соответствие специализированного образования требованиям работодателей. Анализ востребованности выпускаемых специалистов, подготавливаемых отечественными вузами. Практика институционального согласования интересов рынка труда и сферы образования. Базовые кафедры как средство содействия трудоустройству выпускников вуза. Формальные и неформальные профессиональные группы и сообщества. Рейтингование вузов, основные причины отставания отечественных вузов в наиболее авторитетных международных рейтингах.

LOGO 3 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Суть проблемы 1 Отсутствуют институциональные механизмы взаимодействия и партнерства в сфере образования между образовательной системой, работодателями и общественными институтами 2 В российском обществе только формируется культура внешнего (негосударственного) непрерывного мониторинга качества образовательных услуг 3 Необходимость перспективных прогнозов спроса и предложения на рынке труда и их согласования с получаемыми образовательными услугами, коррекция числа обучающихся по требуемым ОП

LOGO 4 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Пути обеспечения качества образовательных услуг Государственный контроль Лицензирование Аттестация Аккредитация Два похода к обеспечению качества образовательных услуг Общественный контроль Общественно- профессиональная аккредитация Рейтинговые модели в образовании

LOGO 5 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Государственно-общественное управление – особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также в части полномочий, закрепленных за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных учреждений), с другой стороны, субъектов и их органов, выражающих интересы гражданского общества, населения.

LOGO 6 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Объединение усилий заинтересованных сторон Качество образовательных услуг Общество Работодатели Организации общественного контроля Академическое сообщество

LOGO 7 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Потребители общественных оценок Абитуриенты и их родители Органы управления субъектами образования Государство Работодатели и инвесторы Руководство вузов Кредитные организации Целевые аудитории

LOGO 8 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Изучение развития национальных образовательных институтов независимыми аналитиками Национальнаяобразовательнаясистема Рейтинговый мониторинг Квалиметрия Количест- венные и качественные показатели Факторный анализ Исследования конкурентной среды Методы исследований: Разработка системы количественных и качественных показателей (индикаторов) развития и регулярного мониторинга конкурентной среды в сфере услуг образования (статическая и динамическая оценки) Цели исследований: Оказание практической и методической помощи образовательным учреждениям в сфере развития и конкуренции, выявление дисфункций и предложения по их преодолению

LOGO 9 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Методы сбора информации об объекте исследования Социологические исследования Публичные отчеты Анкетирова- ние вузов Экспертные опросы Запросы официальной информации

LOGO 10 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг На сегодняшний день на российском рынке образовательных услуг наиболее заметны такие структуры общественно-профессиональной аккредитации как: Автономная некоммерческая организация по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК); Российская ассоциация бизнес-образования (Москва) (РАБО), область аккредитации: программы MBA (Master of Business Administration); Аккредитационный центр экономического образования, область аккредитации: программы в сфере малого бизнеса и предпринимательства; Международная академия открытого образования (Москва), область аккредитации: программы для открытого образования; Ассоциации юридических вузов РФ, область аккредитации: юридические программы.

LOGO 11 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг СТРАТЕГИЯ инновационного развития РФ на период до 2020 года УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г р Получат дальнейшее развитие системы и механизмы государственно- общественного управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений, обеспечивающие развитие в образовательных учреждениях духа инициативы и предпринимательства, современного инновационного уклада; Будут совершенствоваться федеральные государственные образовательные стандарты, расширяться требования к инновационным компетенциям выпускников, повышаться роль государственно-общественного управления в сфере образования, системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и выпускников вузов, а также общественной аккредитации вузов. введение норм, позволяющих выстраивать эффективные модели управления в образовательных учреждениях, в том числе механизмов государственно-общественного управления, попечительских и наблюдательных советов Планируется увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до 4 единиц (в 2010 году - 1 вуз).

LOGO 12 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Конкуренция вузов в глобальном образовательном пространстве, борьба за привлечение высококачественных человеческих, материальных и нематериальных ресурсов, непосредственно связана с демонстрацией уровня развития вуза и качества образования в нем. Инструментами, более или менее объективно отражающими эти факторы, в последнее время становятся мировые и локальные рейтинги высших учебных заведений. На сегодняшний день, когда уже можно говорить о сложившемся институте рейтингования высших учебных заведений, исследователи обращают пристальное внимание на пути совершенствования позиций отдельных национальных университетов в рейтингах, а также улучшение сложившихся систем рейтингования, с учетом опыта и ошибок прошлых лет

LOGO 13 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг О возросшем государственном интересе к проблеме рейтингования российских вузов свидетельствует майский 2012 г. Указ вновь избранного Президента РФ В.Путина «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (выдержки): …в) обеспечить достижение следующих показателей в области образования: …вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов; увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов; …г) обеспечить достижение следующих показателей в области науки: …увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 процента; …увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента.

LOGO 14 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг IREG - International Ranking Expert Group ( Эксперты по оценке высшего образования в 2004 году объединились в международную некоммерческую ассоциацию IREG – Международная обсерватория по академическим рейтингам и превосходству, которая в конце 2009 года приобрела статус международной некоммерческой организации. Именно эксперты IREG в 2006 году выработали принятые остальными рэнкерами принципы академического ранжирования университетов – так называемые «Берлинские принципы». Эксперты ассоциации регулярно встречаются, пристально изучают опыт ранжирования в разных странах мира.

LOGO 15 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг IREG - цели и задачи ранжирования: 1. Быть одним из ряда многообразных подходов к оценке затрат на высшее образование, процессов и результатов сферы высшего образования. 2. Ясно представлять задачи и целевую аудиторию. Индикаторы, разработанные для определенной задачи или целевой аудитории, не пригодны в иных случаях. 3. Признавать разнообразие учебных заведений и принимать во внимание различие их миссий и задач. Оценка качества исследовательских университетов в корне отличается от оценки вузов, дающих массовое высшее образование и т.п. 4. Обеспечить ясность спектра источников, которые представляют информацию для ранжирования, и индикаторов, полученных на основе каждого из ресурсов. Актуальность результатов ранжирования зависит от того, на какую аудиторию оно рассчитано и от источников информации (базы данных, студенты, преподаватели, работодатели). 5. Учитывать лингвистический, культурный, экономический и исторический контекст системы высшего образования, проходящей ранжирование. Не все страны и системы образования единодушны в своих взглядах на то, что представляет из себя «качество» обучения в вузах, и рейтинги не предназначены для того, чтобы нагнетать такого рода сравнения.

LOGO 16 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Международная практика рейтингования вузов На сегодняшний момент наибольшую репутацию снискали следующие международные рейтинги мировых университетов: ARWU (Шанхайский рейтинг), THE WUR (рейтинг мировых университетов Times Higher Education), QS WUR (Рейтинг мировых университетов QS). Рейтинг сайтов университетов Webometrics уже не пользуется той популярностью, характерной несколько лет назад; его результаты обсуждаются в фоновом режиме. Находится в завершающей стадии проект ЕС по созданию европейской (континетальной) версии международного рейтинга университетов - U-Maltirank. Академическим рейтингом мировых университетов (ARWU, Шанхайский рейтинг) проводится оценивание степени превосходства мировых университетов исключительно в научно-исследовательской сфере деятельности. Аудитории: академическое сообщество, экспертное сообщество, политики различного уровня, международные и национальные компании; абитуриенты и их родители (домохозяйства), причем домохозяйства демонстрируют снижение интереса к этому рейтингу.

LOGO 17 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Академический рейтинг университетов мира (Шанхайский рейтинг ARWU 2013) / (с) Институт высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун

LOGO 18 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Методика расчета ARWU (рейтинг существует с 2003 г.): выпускников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии (10 процентов),Нобелевской Филдсовской премии сотрудников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии (20 процентов), «часто цитируемых исследователей в 21 категории» (20 процентов), статьи, опубликованные в журналах Nature или Science (20 процентов),NatureScience индексы цитирования для естественных и гуманитарных наук Института научной информации (англ. Institute for Scientific Information, ISI) Science Citation Index и Social Sciences Citation Index, а также индексы ведущих журналов Arts and Humanities Citation Index (20 процентов),Института научной информацииангл.Science Citation Index Social Sciences Citation IndexArts and Humanities Citation Index размер этого университета (10 процентов). МГУ в ARWU место, место, место, место, место, место, место, место, место место.

LOGO 19 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг QS WUR 2012/13. (с) Quacquarelli Symonds

LOGO 20 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг

LOGO 21 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг QS WUR Значительный рост числа российских вузов (и вузов стран бывшего СССР) среди оцениваемых университетов явился следствием развития прямых связей компании QS с вузами РФ, странами Восточной Европы и Средней Азии.

LOGO 22 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг

LOGO 23 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Рейтинг THE WUR (рейтинг мировых университетов Times Higher Education) гг.

LOGO 24 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Рейтинг THE WUR (рейтинг мировых университетов Times Higher Education - репутационный) 2013 гг.

LOGO 25 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Рейтинг THE WUR:

LOGO 26 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Группа Times Higher Education составляла рейтинг с 2004 года, сначала – в партнерстве с Quacquarelli Symonds (международная компания, занимающаяся обучением студентов и аспирантов из разных стран за рубежом). В 2010 году ТНЕ прекратил сотрудничество с QS и создал новую методологию рейтинга вузов вместе с Reuters. Теперь рейтинг составляется в значительной степени на основе данных о цитируемости, предоставленных агентством Thomson Reuters. Новая методология рейтинга учитывает 13 отдельных показателей, сгруппированных по пяти категориям: преподавание (репутация и звания преподавателей) – 30% от оценки; исследования (репутация исследований) – 30%; цитируемость (влияние исследований) – 32,5%; международное сотрудничество (наличие иностранных студентов и преподавателей) – 5%; доходность – 2,5%.

LOGO 27 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг

LOGO 28 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Рейтинг THE WUR: THE Alma Mater Index: Global Executives

LOGO 29 Общественный контроль как средство обеспечения качества образовательных услуг Вузы стран бывшего СССР в рейтинге Webometrics – февр. 2013

LOGO Click to edit company slogan. Продолжение во второй части лекции