Трудовое воспитание в средней группе полезная и увлекательная деятельность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы и методы организации нравственно- трудового воспитания детей среднего возраста.
Advertisements

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Старшая речевая группа «Улыбка» ВОСПИТАТЕЛИ: Образцова Т.В. Соловьева Н.А.
Тема: Проектная деятельность в группе раннего возраста МДОУ д/с 145 о.в. г. Магнитогорск Подготовила: воспитатель Комягина Марина Александровна.
Воспитание трудолюбия у дошкольников через организацию хозяйственно – бытового труда Подготовили: Михайлова М.М.
Выполнила: Воспитатель Пеннер. Н. И. МДОУ «ЦРР дет.сад 102 »
Трудовое воспитание в средней группе. Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно- волевых качеств: самостоятельности,
Подготовила Кочанова И.В. воспитатель МБДОУ д/с 47 ЗАТОг.Североморск.
ГБОУ детский сад 1807 Трудовая деятельность в детском саду Трудовая деятельность в детском саду Подготовила старший воспитатель Осадчева М.Н.
Консультация для родителей Трудовое воспитание ребенка в семье.
Методика трудового воспитания в ДОУ. Презентация изготовлена для показа воспитателям МАДОУ 200.
ПРОЕКТ ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ. группа 9 воспитатели: С.В Аверьянова Я.П Овсянникова г.Барнаул.
Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к.
Приобщение старших дошкольников к хозяйственно- бытовому труду.
Подготовила воспитатель Шибут Елена Владимировна Г. Зеленогорск 2010 год Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего.
Автор : Волынкина В. В., Педагог высшей Педагог высшей квалификационной квалификационной категории категории МАДОУ 18 МАДОУ 18 «Детский.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 16 «Берёзка» Родительское собрание в форме мастер-класса младшая группа.
Щербакова Ольга Анатольевна воспитатель разновозрастной группы.
Консультация для воспитателей по теме : «Труд в природе»
Основным видом деятельности детей во второй половине дня является игра.
Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала.
Транксрипт:

Трудовое воспитание в средней группе полезная и увлекательная деятельность

Формирование человеческой личности начинается в раннем детстве. Маленький дошкольник с удивлением и радостью познаёт окружающий мир, а задача родителей и педагогов сделать так, чтобы стремление к созиданию стало его жизненной позицией. Труд оказывает огромное влияние как на умственное, так и на нравственное развитие ребёнка, и войти в его жизнь он должен как можно раньше. Поэтому современная дошкольная педагогика очень большое внимание уделяет именно этому направлению. Что касается средней группы, то в этот дошкольный период заметно вырастает объём трудовых задач, которые ставятся перед детьми. Ребята активно овладевают самыми различными навыками, которые помогут им стать более взрослыми и самостоятельны

Содержание 1 Зачем нужна трудовая деятельность детям среднего дошкольного возраста 2 Виды трудовой деятельности в детском саду и формы их организации 3 Приёмы, актуальные для работы с малышами средней группы 4 Картотека тем занятий по трудовому воспитанию 5 Как замотивировать детей на трудовую деятельность 6 Таблица: конспекты занятий по трудовой деятельности в средней группе детского сада (фрагменты) 7 Использование фольклорного материала в процессе трудового воспитания дошкольников 8 Диагностика и анализ результатов трудового воспитания

Зачем нужна трудовая деятельность детям среднего дошкольного возраста Трудовое воспитание в средней группе нацелено на реализацию различных задач

Образовательные задачи трудовой деятельности в средней группе Продолжать учить малышей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать (в кабинку, на стульчик) предметы гардероба, приводить одежду в надлежащий вид под присмотром взрослого (сушить, чистить), прививать стремление к опрятности. Учить дошкольников подготавливать рабочее место к продуктивной деятельности, а также убирать его по завершении работы (промывать кисточки, непроливайки, протирать стол и т. д.). Формировать умение содержать в порядке своё групповое помещение (уборка игрушек), участок (подбирать мусор, в зимнее время расчищать снег), содействовать педагогу в мелком ремонте книг, коробок и т. д. Учить дошкольников дежурству по столовой: объяснять, как правильно расставлять чашки и блюдца, глубокие тарелки, салфетницы, хлебницы, раскладывать столовые приборы в определённом порядке. Закладывать основы правильного ухода за комнатными растениями: аккуратно поливать их, рыхлить землю, протирать пыль на листьях. Также учить малышей кормить рыбок, наливать воду в поилку, мыть её, накладывать для птиц корм в кормушки (все эти действия осуществляются при помощи воспитателя). Приобщать ребят к работе на огороде, в цветнике (высевать семена, поливать клумбу, грядки, помогать взрослым или старшим дошкольникам в сборе урожая). Учить помогать педагогу приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе трудовой деятельности (чистить и просушивать его, относить в положенное место). Учиться выполнять поручения как индивидуальные, так и коллективные. При выполнении коллективного задания учить дошкольников распределять обязанности, стремиться своевременно завершить совместную работу. Расширять представления дошкольников о трудовой деятельности взрослых, различных профессиях, вызывать интерес к тому, какие профессии у родителей

Развивающие задачи трудовой деятельности в средней группе Трудовая деятельность помогает развитию мыслительных операций, познавательной активности: в процессе труда малыши узнают для себя много нового, интересного, приобретают важные знания, начинают их анализировать, сравнивать, сопоставлять. Труд совершенствует способности к концентрации внимания, развивает сообразительность и творческое воображение. Выполнение того или иного вида работы способствует социализации дошкольников, помогает учиться выстраивать отношения со взрослыми и ровесниками, договариваться, оказывать взаимопомощь

Воспитательные задачи трудовой деятельности в средней группе Трудовая деятельность воспитывает в детях такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, усидчивость, силу воли, умение планировать своё время, формирует активную жизненную позицию. В процессе труда затрагиваются и вопросы эстетического характера: малыши учатся видеть красоту природы, рукотворных вещей, замечать некоторые недостатки в окружающей среде и стремиться их устранить

Виды трудовой деятельности в детском саду и формы их организации В среднем дошкольном звене трудовое воспитание представляет собой следующие виды деятельности: углубление и расширение представлений о рабочей деятельности взрослых людей; самообслуживание (удовлетворение своих повседневных потребностей); хозяйственно-бытовой труд (приведение в порядок группового помещения и участка); ручной труд (простейший ремонт игрушек, подклеивание книжек и коробок); трудовые задания в природе (работа на огороде, цветнике, в экологическом уголке комнаты группы). В процессе реализации этих видов деятельности педагог использует разнообразные формы организации детского труда: поручения (индивидуальные либо же объединяющие нескольких человек); дежурства; коллективные задания; игры (подвижные, дидактические, речевые)

Расширение представлений о профессиональной деятельности взрослых В среднем дошкольном звене воспитатель продолжает знакомить малышей с трудом взрослых, при этом воспитывая позитивное отношение к труженику. Такие занятия представляют собой наблюдения за тем, как работает представитель определённой профессии. Проще всего это сделать в пределах детского сада. Например, ребята отправляются на кухню и смотрят, как повар варит вкусную кашу, в другой раз как он нарезает овощи или готовит аппетитные котлетки

Таким образом, малышей подводят к пониманию сущности труда определённой профессии (помимо повара это также труд воспитателя, прачки, няни, музыкального работника, дворника). Подобные наблюдения обязательно воплощаются в сюжетно-ролевых играх, которые становятся более глубокими по содержанию («Мы поварята», «Прачечная»), дидактических («Кому что нужно для работы»), подвижные («Съедобное несъедобное»). Также воспитатель предлагает малышам картинки для рассматривания, а ещё периодически читает малышам художественные произведения, пословицы и поговорки, загадки на тему профессий, прививая тем самым уважительное отношение к любой работе. Можно порекомендовать следующую литературу: Б. Заходер «Строители», «Шофер»; С. Маршак «А что у вас?», «Почта»; А. Кардашов «Наш доктор»; В. Берестов «Больная кукла».

Самообслуживание Основной вид самостоятельной трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте это самообслуживание. Педагог продолжает стимулировать к нему детский интерес, совершенствовать имеющиеся у ребят трудовые навыки (умывание, мытьё рук, одевание и раздевание), прививает новые (причесаться, помыть за собой чашку). Дошкольники этого возраста учатся называть, в каком порядке они снимают и надевают одежду. Также перед детьми ставятся и более сложные задачи: собираясь на прогулку, они должны стараться сами завязать себе шарфик, пробовать зашнуровать ботиночки. В средней группе у дошкольников часто появляется желание научить чему-то товарища. Педагог, конечно же, должен поддерживать это стремление для воспитания у детей важных навыков взаимопомощи и доброжелательности. Однако нельзя допускать, чтобы одни ребята злоупотребляли помощью других

Хозяйственно-бытовой труд В жизни детей 4–5 лет всё большее значение начинает уделяться элементарному бытовому труду. Как и в более раннем возрасте, основной его формой остаётся выполнение поручений. Поскольку ребята ещё недостаточно хорошо владеют соответствующими навыками, воспитатель даёт задание одному ребёнку либо же небольшой группе (из 2–3 человек). Конкретные примеры: протереть влажной тряпочкой полки, вымыть в тазике игрушки, снять с кукол одежду и постирать её. Коллективные поручения (на всех) только начинают практиковаться, при этом педагог всячески помогает воспитанникам, распределяет между ними обязанности

Детям среднего дошкольного возраста воспитатель может давать задания, которые, казалось бы, не будут иметь ощутимого результата (к примеру, куда-нибудь сходить, подойти к няне и что-то ей сказать). Однако они очень важны для формирования самостоятельности, ответственности. Элементарный бытовой труд можно предлагать малышам в любое время дня: и утром, и вечером, включая часы, проведённые на прогулке. Дети учатся поддерживать порядок в окружающей среде наравне со взрослыми. К примеру, на участке воспитатель предлагает ребятам очистить скамейки или беседку от снега, мотивируя свою просьбу тем, что нужно помочь дворнику (одному ему никак не справиться) При выполнении хозяйственно-бытового труда крайне важно, чтобы ребята научились доводить начатое дело до конца, делая при этом волевое усилие

Поручая детям те или иные задания, нельзя допускать перенапряжения: оно чревато переутомлением и, как следствие, негативным отношением к труду. Продолжительность непрерывной рабочей деятельности для малышей 4–5 лет не должна превышать 10 минут Дежурство по столовой в средней дошкольном возрасте практикуется с начала года. При этом первое время педагог обстоятельно объясняет дежурным все приёмы работы. Например, чашку нужно брать за ручку, а тарелки нести двумя руками. Поскольку малышам до шести лет трудно координировать свои действия с работой других детей, каждый стол всегда сервирует один ребёнок

Ручной труд В средней группе дети уже довольно хорошо работают с бумагой, могут смазать большую поверхность клеем, учатся пользоваться ножницами и линейкой. Поэтому при участии воспитателя ребёнок уже может подклеить книгу или коробку. В этом возрасте малышам также можно доверить заточить карандаши с помощью точилки. Ручной труд также учит дошкольников бережно относиться к вещам

Труд в природе В детском саду взрослый показывает дошкольникам пример заботливого отношения к миру природы, одновременно вовлекая их в трудовую деятельность Осенью малыши могут поучаствовать в сборе урожая на огороде дошкольного учреждения. Зимой же они с радостью будут подкармливать пернатых на участке (кстати, предварительно можно устроить семейный конкурс на изготовление самой красивой кормушки)

Кормить птиц нужно не эпизодически, а каждый день, чтобы дошкольники осознали важность этой работы и ответственно относились к живым существам

У малышей 4–5 лет ещё не развито абстрактное мышление, поэтому в ходе трудового воспитания взрослый должен приводить конкретные примеры, иллюстрирующие мысль, которую он хочет донести до воспитанников Например, ребёнку объясняют, что если он долго не может найти после прогулки свою сменную обувь, то это потому, что он не убрал сразу её на место, а рубашка мятая, поскольку он не повесил её аккуратно на спинку стула перед тем, как отправиться спать. Нужно постоянно подчёркивать для малышей значимость их работы. К примеру, если воспитатель хочет попросить детей аккуратно расставить на полочке строительный материал, то говорит, что доверяет им очень важное дело, а после этого излагает просьбу. В процессе выполнения работы педагог должен хвалить детей, сообщать им о конкретных результатах их действий (например, «Маша хорошо завязала шарфик, и теперь она не простудится»), поощрять их к самоанализу («Давайте проверим, правильно ли мы надели варежки»)

Трудовое воспитание неразрывно связано с использованием индивидуального подхода. Он начинается с учёта личностных особенностей каждого ребёнка, уровня его трудовых навыков. Это очень важно если требования педагога завышены, то дети быстро устанут, потеряют уверенность в себе. Также при реализации индивидуального подхода учитываются нравственные качества ребёнка (активность или, наоборот, застенчивость). Трудовое воспитание ребёнка должно осуществляться при тесном взаимодействии педагогов с семьёй: требования воспитателей и родителей не должны противоречить друг другу. Воспитатель рекомендует мамам и папам, чтобы и у себя дома ребята имели определённые обязанности Эффективнее будет, если привлекать и родителей к вопросу трудового воспитания

В весенний период воспитанники средней группы наблюдают, как взрослые перекапывают огород, цветник, обрезают кустарники, сажают цветы и овощи. Нужно показать малышам, как воспитанники старшего звена сами высевают семена. Всё это вызывает у них стремление самим активно поучаствовать в трудовой деятельности. Педагог должен предоставить детям такую возможность: например, он вырывает сорняки, а ребята аккуратно складывают их в кучку. Летом малыши вполне могут ухаживать вместе со взрослыми за цветущей клумбой поливать растения из леечек. Другое важное направление трудовой деятельности в природе привлечение детей к уходу за комнатными растениями. Хотя дежурство в групповом уголке природы начинается лишь со старшей группы, малыши четвёртого-пятого года жизни могут под присмотром воспитателя поливать цветы, рыхлить землю, аккуратно протирать листочки. Вместе с ребятами педагог регулярно осматривает экологическую зону в группе, чтобы ребята учились видеть происходящие там изменения

физкультминутка «Маме дружно помогаем» Текст Действия Маме дружно помогаем: Сами в тазике стираем. Наклоны вперёд. И рубашки, и носочки Для сыночка и для дочки. Движения, имитирующие стирку, полоскание. Через двор растянем ловко Для одежды три верёвки. Потягивание руки в стороны. физкультминутка «Башмачок» Текст Действия Раз! Два! Три! Четыре! По дорожке я скачу.Дети скачут на двух ногах. Раз! Два! Три! Четыре! Башмачок скакать учу.Прыжки на месте. Раз! Два! Три! Четыре! Обломился каблучок.Дети приседают. Раз! Два! Три! Четыре! Заблудился башмачок. Разводят руки в стороны пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнём» Текст Действия Тесто ручками помнём,Сжимать и разжимать пальчики. Сладкий тортик испечём.Круговые движения пальцами по ладони. Серединку смажем джемом,Прихлопывать ладонями. А верхушку сладким кремом.Круговые движения пальцами по ладони И кокосовою крошкой мы посыплем торт немножко. Сыпем «крошку» пальчиками обеих рук. А потом заварим чай…Пальцы «щепотью», круговые движения кистями обеих рук. В гости друга приглашай!Ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы

Использование фольклорного материала в процессе трудового воспитания дошкольников Трудовое воспитание детей будет более эффективным при использовании средств художественной литературы. В первую очередь речь идёт о фольклоре. Он всегда вносит в занятие эмоциональную ноту. Нельзя научить ребёнка трудиться, используя потешку, пословицу или загадку, однако с помощью этих фольклорных жанров можно вызвать у дошкольника интерес к трудовой деятельности, стремление быть похожим на того, кто работает, помочь детям понять важность труда для общества

Потешки на тему гигиены Чище мойся, воды не бойся! Кран откройся, нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Мойся шейка, хорошенько! Мойся, мойся, обливайся, Грязь, смывайся, Грязь, смывайся! Чистая водичка моет Вове личико. Танечке ладоши, пальчики Антоше. Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся

Саша у нас зайчик, Зайчик-побегайчик! Зайчик Саша скок-поскок, Подберёт штаны, носок. Свои вещи не теряет И на место убирает. Как у солнышка лучики горят, Так у Светочки волосики блестят. Если девочка опрятна на неё смотреть приятно! Кран! Откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, Оба глаза! Мойтесь, уши, Мойся, шейка! Шейка, мойся Хорошенько! Мойся, мойся, Обливайся! Грязь, смывайся! Грязь, смывайся

Пословицы и поговорки о труде и лени У русского народа очень много пословиц о труде. Они прославляют его и, наоборот, высмеивают леность. Народная мудрость учит детей любить свою работу и уважать труд других людей: Всякому молодцу ремесло к лицу. Маленькое дело лучше большого безделья. Землю красит солнце, а человека труд. Дерево смотри в плодах, а человек в делах. Птицу узнают в полёте, а человека в работе. При работе с воспитанниками средней группы педагог должен использовать лишь пословицы и поговорки, понятные детям. В противном случае от их употребления не будет никакого эффекта

Например, когда малыши только начинают какую- нибудь работу, важно сразу их поддержать, настроить на успешный результат: Доброе начало половина дела. Была бы охота заладится всякая работа. Если кто-то из детей с нежеланием принимается за работу, то пословица выразит огорчение взрослого, заставит малыша задуматься о том, как себя повести: У лодыря Егорки всегда отговорки. В работе разгар, а он на базар. Если в процессе выполнения задания ребята ссорятся, не могут договориться, то с помощью пословицы можно сгладить ситуацию, подтолкнуть к поиску решения конфликта: На сердитых воду возят, на надутых кирпичи. Ум хорошо, а два лучше. В одиночку не одолеешь и кочку. Когда работа сделана, педагог подчёркивает, какие дети молодцы, сколько старания они вложили в свой труд: Золотые руки золотые дела. Каков мастер такова и работа. Кто работы не боится, у того и работа спорится Меткая пословица может сделать для трудового воспитания малыша больше, чем длительные нотации

Загадки на тему труда и гигиены Дошкольники обычно любят отгадывать загадки. При работе с детьми среднего дошкольного возраста желательно, чтобы правильный ответ воспитатель сопровождал демонстрацией соответствующей картинки. Так, ребятам понравятся загадки про предметы личной гигиены Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне Пусть отмоет руки мне. (Ответ: мыло) Костяная спинка, Жёсткая щетинка, С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. (Ответ: зубная щётка) Вафельное и полосатое, Ворсистое и мохнатое, Всегда под рукою Что это такое? (Ответ: полотенце) Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Ответ: расчёска)