Тема: «Культура речи. Качества хорошей речи ». Задачи урока: · Систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль языка в жизни человека. Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл.
Advertisements

Урок русского языка по теме «Роль языка в жизни человека» для 5 класса Никулина Татьяна Геннадьевна, Никулина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка.
Тема: «Заповеди» Косенкова Татьяна Викторовна Сергиево-Горская ООШ Вязниковский район.
: Язык всем знаниям и всей природе ключ, во всех словах содержится картина. Г. Р. Державин.
Значение языка в жизни человека. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
Роль моего предмета в будущей жизни учеников Выступление на педсовете Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Родионова В.О.
МОУ Спасская СОШ Краеведческий кружок «ПОИСК» Руководитель: Макаева А.Р,
Понятие о литературном языке Урок русского языка в 5 классе.
Обидное слово Цели: воспитание эмоционально-ценностного отношения к людям; повышение самооценки, возможность сделать приятное другому человеку.
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23 б – 36%)
Много слов на Земле. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Творческая площадка, 2012 г. Кожевникова И. В.. По отступлениям от норм литературного языка ( в сочинениях и изложениях ) судят о состоянии речевой подготовки.
Нашему языку присущи: «великолепие испанского» «живость французского» «крепость немецкого» «нежность итальянского» М.В. Ломоносов «великолепие испанского»
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово... А.А. Ахматова Подготовила учитель русского языка Котова Марина Викторовна.
Нашему языку присущи: «великолепие испанского» «живость французского» «крепость немецкого» «нежность итальянского» М.В. Ломоносов «великолепие испанского»
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
Роль языка в жизни человека и общества. Роль языка в жизни человека и общества учебный год 8 класс МБОШ «СОШ 25»
Урок русского языка в 6 классе Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
1. Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, омонимах). 2. Совершенствовать навыки работы.
Прочитайте эпиграф. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно.
Транксрипт:

Тема: «Культура речи. Качества хорошей речи »

Задачи урока: · Систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: орфографии, орфоэпии, лексике, синтаксису и т. д.; · Обобщить представления об экспрессивных возможностях синтаксических конструкций и показать необходимость их использования; · Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста; · Совершенствовать навыки правописания.

Цель: закрепить навыки соблюдения норм литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные; развивать навыки комплексного анализа текста. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. А. Н. Толстой

- Как вы понимаете слова А.Н.Толстого - Почему язык – это Родина? - А каким должен быть язык? - Что значит грамотная речь? - А какие качества вы бы выделили, характерные для хорошей речи?

культура речи - раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи формы языка :устная и письменная нормы устной и письменной формы языка: орфоэпические ( хар-ны для устной формы)акцентологические ( хар-ны для устной формы); орфографические и пунктуационные нормы (хар- ны для письменной формы) Словообразовательные нормы Лексические нормы Морфологические нормы для устной и письменной формы Синтаксические нормы Стилистические нормы речевая ошибка – нарушение норм литературного языка.

Добыча, прибывший, асимметрииия, закупорить, примеровать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдаатай, облегчить, приткнутый, зовучение, ивовый

доб Ыча, приб Ывший, асимметрии Ия, зак Упорить, примеров Ать, вероиспов Едание, водопров Од, избалов Ать, обесп Ечение, догов Ор, завсегда Атай, облегч Ить, пр Иткнутый, зов Учение, Ивовый

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ? 1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги. 2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю. 4) Танцоров одели в национальные костюмы. 2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ? 1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой. 2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия. 3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина. 4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ? 1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции. 2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал. 3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур. 4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание. Надеть что-либо - Одеть кого-либо. Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать Проверка. Код ответов: 1, 4, 2

1. Впереди лидирует команда наших спортсменов. 2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа 3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать 4. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 5. Родители хотели устроить праздник более пышнее. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА. Новый ученик (Ф. И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

Комплексный анализ текста. ( 1) Язык – это мерило бытия нации, ее веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. (2) Через язык человек познает добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. (3) И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом. (4) Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека - это не только метафора, а физическая реальность… Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несет в себе отпечатки увиденного и услышанного. (6) Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращенное слово к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.

1. Озаглавьте текст. Укажите ключевые слова. 2. Определите тему и основную(ые) мысль (и) текста. 3. Объясните значение слов МЕРИЛО, ВСУЕ, БОГОСЛОВ. 4. Подберите синонимы к слову ИНТУИТИВНО. 5. Из предложений 2-3 выпишите антонимы. 6. Из предложений 5-6 выпишите причастия и деепричастия. 7. Выберите грамматически правильный вариант предложения: Постигнув силу слова, А) были созданы замечательные произведения русской классики; Б) добро сможет победить зло; В) происходит выбор между добром и злом; Г) человечество всегда очень осторожно обращалось с ним. 8. Определите способ образования слова НРАВСТВЕННОСТИ в 1 предложении. 9. Укажите тип связи слов в словосочетании ОПЫТНО ПОСТИГНУВ.

В Шефнер «Слова» Много слов на земле. Есть дневные слова – В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу, – Как знамёна в чехле, их в душе берегу. Кто их часто твердит – я не верю тому, Позабудет о них он в огне и дыму. Он не вспомнит о них на горящем мосту, Их забудет иной на высоком посту. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленный прах, Тех, что в тёмных лесах и в траншеях сырых, Не твердя этих слов, умирали за них. Пусть разменной монетой не служат они, – Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту – Береги изначальную их чистоту. Когда радость – как буря, иль горе – как ночь, Только эти слова тебе могут помочь! 1956

ДЗ Доработать текст в соответствии с требованиями к хорошей речи. Вариант 15 задание С Параграф 107 – 109