Использование народных игр на занятиях по физической подготовке как средство овладения специфическими навыками человека
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства». Е. А. Покровский подчеркивал, что игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели». Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства». Е. А. Покровский подчеркивал, что игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели».
Актуальность исследования Актуальность, социальная научная значимость проблемы и ее недостаточная разработанность в литературе обусловили выбор темы исследования «Использование народных игр на занятиях по физической подготовке как средство овладения специфическими навыками человека». Актуальность, социальная научная значимость проблемы и ее недостаточная разработанность в литературе обусловили выбор темы исследования «Использование народных игр на занятиях по физической подготовке как средство овладения специфическими навыками человека».
Объект, предмет и цель исследования Объект исследования – учебно- воспитательный процесс. Объект исследования – учебно- воспитательный процесс. Предмет исследования – Игра как способ повышения мотивации на занятиях по физической подготовке. Предмет исследования – Игра как способ повышения мотивации на занятиях по физической подготовке. Цель – изучить использование народных игр на занятиях по физической подготовке как средство овладения специфическими навыками человека. Цель – изучить использование народных игр на занятиях по физической подготовке как средство овладения специфическими навыками человека.
Понятие «игра» Игра - это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Формы проявления игры очень разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются. Игра - это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Формы проявления игры очень разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются. С термином "игра" тесно взаимосвязан термин "игровая деятельность". В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, воспитательная, коррекционная, социализирующая, познавательная, игротератевтическая С термином "игра" тесно взаимосвязан термин "игровая деятельность". В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, воспитательная, коррекционная, социализирующая, познавательная, игротератевтическая
Русские народные игры в физической подготовке Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в «Городках» – расстояние до «города» от «кона» или «полу кона». В «Лапте» – количество игроков, длина и ширина площадки. В «Салках» – условия отсаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь. В «Лапте» – размеры биты, мяча; в «Жмурках» размеры повязки; в «Чижике» – размеры чижика, биты или кона и т.д. (А.А. Таран, 2002, 2007). Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в «Городках» – расстояние до «города» от «кона» или «полу кона». В «Лапте» – количество игроков, длина и ширина площадки. В «Салках» – условия отсаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь. В «Лапте» – размеры биты, мяча; в «Жмурках» размеры повязки; в «Чижике» – размеры чижика, биты или кона и т.д. (А.А. Таран, 2002, 2007). Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Молдавские народные игры в физической подготовке Игры в методике распределялись с учетом колебаний в уровне работоспособности в течение недели и учебного дня. Пик работоспособности приходится на середину рабочей недели, нарастание - на начало, спад - на конец недели. Соответственно, игры высокой интенсивности применялись в середине учебной недели (вторник, среда и четверг). Это такие игры, как: «Игра в войска», «Ляпша», «Хромой черт», «Охотник, воробей и пчела», «Катящийся мяч», «Индийский танец», «Четверо ворот», «Ойна в круге». Игры средней интенсивности проводились в начале и конце учебной недели (понедельник, пятница и суббота для учащихся 6 дней) при трехразовых занятиях физической культурой в первом семестре и двухразовых во втором. Это молдавские народные подвижные игры: «Знамя», «В дятла», «Последняя пара убегает», «Крабы и креветки», «Коснись мяча», «Между двух огней», «Одиннадцать», «Овцы, волки и пастух». Подвижные игры низкой интенсивности применялись на контрольных занятиях в конце подготовительной части или в заключительной части занятия: «Лови палку!», «В палки», «Тише едешь - дальше будешь» Игры в методике распределялись с учетом колебаний в уровне работоспособности в течение недели и учебного дня. Пик работоспособности приходится на середину рабочей недели, нарастание - на начало, спад - на конец недели. Соответственно, игры высокой интенсивности применялись в середине учебной недели (вторник, среда и четверг). Это такие игры, как: «Игра в войска», «Ляпша», «Хромой черт», «Охотник, воробей и пчела», «Катящийся мяч», «Индийский танец», «Четверо ворот», «Ойна в круге». Игры средней интенсивности проводились в начале и конце учебной недели (понедельник, пятница и суббота для учащихся 6 дней) при трехразовых занятиях физической культурой в первом семестре и двухразовых во втором. Это молдавские народные подвижные игры: «Знамя», «В дятла», «Последняя пара убегает», «Крабы и креветки», «Коснись мяча», «Между двух огней», «Одиннадцать», «Овцы, волки и пастух». Подвижные игры низкой интенсивности применялись на контрольных занятиях в конце подготовительной части или в заключительной части занятия: «Лови палку!», «В палки», «Тише едешь - дальше будешь»
Народные игры Удмуртии в физической подготовке Для традиционных игр Удмуртии характерна связь их с условиями труда и быта в лесном краю. Здесь много игр с палками, жердями, есть игры с поленом, щепками, деревянными чурками: «Кырен-пучен» («Поляна-жердь»), «Тюрага» («Жаворонок»), «Пуклё бекмыльтыса» («Роняя полено»), «Пу лёгыса шудон» («Игра с разбрасыванием щепок») и др. Даже кости в игре «Бабки» порой заменялись деревянными чурками – козелками (игра «Козлок») (Игры народов СССР, 1985; Долганова Л.Н., Морозов И.А.,2002).
1. Методика применения народных подвижных игр на занятиях по физической подготовке оказала положительное влияние на уровень посещаемости занятий. 1. Методика применения народных подвижных игр на занятиях по физической подготовке оказала положительное влияние на уровень посещаемости занятий. 2. Экспериментальная методика способствовала росту результатов в быстроте, ловкости, выносливости и работоспособности у девушек и юношей. 2. Экспериментальная методика способствовала росту результатов в быстроте, ловкости, выносливости и работоспособности у девушек и юношей.
Выводы: Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход взрослого организма к более высокой ступени развития. Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход взрослого организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает даже взрослого человека, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от человека активной умственной деятельности. Игровая ситуация увлекает даже взрослого человека, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от человека активной умственной деятельности. В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы, развитию его мышления и самостоятельности действий. В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы, развитию его мышления и самостоятельности действий. Итак, народные игры в комплексе с другими средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Итак, народные игры в комплексе с другими средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Спасибо за внимание!