Введение в специальность Космачев Валентин Михайлович профессор каф.82, директор СЗЦИТ kvm@aanet.ru 2009 Санкт-Петербургский государственный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
Advertisements

Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Колмыкова Оксана Владимировна Кафедра ИСПИ Ауд
Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ БИЗНЕС - ИНФОРМАТИКА Направление подготовки : Профиль подготовки : « Информационные.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ Тема 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Подготовил Иванов А.Н.
Урок 2. Информационные процессы в обществе и природе.
Программа повышения квалификации «Обеспечение функционирования ситуационных центров органов государственной власти субъектов РФ с учетом требований информационной.
ООП в соответствии со стандартами третьего поколения в бакалавриате экономического факультета.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Мировые информационные ресурсы Классы информационных ресурсов Тема2.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Подготовила: ст.гр. ВТ-13-3 Баймуханбетова Ж. 1. Основные задачи теории систем 2. Краткая историческая справка 3. Понятие информационной системы (ИС).
БИЗНЕС – ИНФОРМАТИКА ( БАКАЛАВРИАТ ) Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ а.
Информационные системы. СистемаЭлементы системыГлавная цель системы ФирмаЛюди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров КомпьютерЭлектронные.
Г. Москва, тел.: +7 (495) , Internet: Методы бизнес-анализа в системе Бизнес-инженер.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Транксрипт:

Введение в специальность Космачев Валентин Михайлович профессор каф.82, директор СЗЦИТ 2009 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

2 1. Введение. Литература. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, – 768 с. Информатика.: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, – 256 с. Степанов А.Г., Мичурин С.В. Информатика и программирование. Учебное пособие/СПбГУАП. СПб., – 120 с. Информатика. Методические указания для выполнения курсовых работ Санкт-Петербург, Юсупов Р.М. Наука и национальная безопасность. СПб.: Наука, 2006, -290 с.

3 Введение Цель изучения дисциплины: познакомить студентов с выбранной областью деятельности, формами научной работы, специальностью, вузом и кафедрой и подготовить их к освоению всей программы обучения.

4 1. Введение Основная задача изучения дисциплины: приобретение студентами базовых знаний в области теоретической и прикладной информатики, знакомство с методами и формами научной и учебной деятельности.

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИЯ 1. Любые сведения о каких-либо ранее неизвестных событиях 2. Содержательное описание объекта или явления 3. Результат выбора 4. Содержание сигнала 5. Мера разнообразия 6. Отраженное разнообразие 7. Сущность, сохраняющаяся при вычислимом изоморфизме 8. Уменьшаемая неопределенность 9. Мера сложности структур, мера организации 10. Результат отражения реальности в сознании человека, представленный на его внутреннем языке 11. Семантика или прагматика синтаксиса языка представления данных 12. Продукт научного познания, средство изучения реальной действительности 13. Основное содержание отображения 14. Бесконечный законо-процесс триединства энергии, движения и массы с различными плотностями кодовых структур бесконечно-беспредельной Вселенной 15. Непременная субстанция живой материи, психики, сознания 16. Вечная категория, содержится во всех без исключения элементах и системах материального мира, проникает во все поры жизни людей и общества 17. Свойства материи, ее атрибут. Некая реалия, существующая на ряду с материальными вещами или в самих себя 18. Язык мира как живого целого

Информация – отчужденное знание (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления), которое может быть записано на материальный носитель для того, чтобы быть доступным кому-либо. – продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Данные это зарегистрированные сигналы. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов, то есть, все сигналы имеют в своей основе материальную энергетическую природу.

Свойства информации – Объективность и субъективность информации. – Полнота информации. – Достоверность информации. – Адекватность информации – Доступность информации – Актуальность информации

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ Н.Винер [1948]: «Информация есть информация, а не материя и энергия. Тот материализм, который не признает этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время». Т.Сарацевич [1979]: «Все недовольны тем, что информационная наука не хочет потрудиться над определением информации … на самом деле ни одна современная наука не имеет определений своих основных феноменов. В биологических науках нет определения жизни, в медицинских – здоровья, в физике – энергии, в электротехнике – электричества, в ньютоновских законах – противодействия. Это просто основные явления, и эта их первичность и служит им определением».

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ Н.Н.Моисеев [1998]: «Ныне существует обширная наука, именуемая информатикой. И ей посвящает свои усилия едва ли не половина всего научного персонала (даже не осознавая этого). А феномен этой дисциплины состоит в том, что центральное ее понятие «информация» до сих пор не имеет четкого и общепринятого определения – его используют главным образом на интуитивном уровне … я уверен, что строгого и достаточного универсального определения информатики не только нет, но и быть не может».

ПРОБЛЕМА – РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ Атрибутивный подход – информация является неотъемлемым свойством (атрибутом) материи, может проявлять себя во всех объектах, процессах и явлениях как жвой, так и неживой природы (А.Д.Урсул, К.К.Колин и др.) Функциональный подход – информация присуща только объектам живой природы, для которых характерны целенаправленные действия (принятие решений) (Н.Винер, Н.Н.Моисеев и др.)

Процесс создания документированной информации Порядок и технологии ее сбора, накопления и хранения Процесс потребления - обработки, поиска и распространения информации Механизм создания и развития средств обеспечения (программных, технических, лингвистических, правовых, организационных по документированию информации, организационных по выполнению информационных процессов). Информатизация

Информационные технологии – Совокупность методов и программно- технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

– Информационные процессы – Документированная информация – Информационные ресурсы – Пользователь – Информационная система Основные понятия

– Информационные процессы – Информационные процессы процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации Основные понятия

– Документированная информация – Документированная информация информация, зафиксированная на материальном носителе и имеющая реквизиты для ее идентификации. Основные понятия

– Информационные ресурсы – Информационные ресурсы отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Основные понятия

– Пользователь – Пользователь субъект, обращающийся к собственнику или владельцу за получением необходимых ему информационных ресурсов или информационных технологий. Основные понятия

– Информационная система – Информационная система - упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий. Основные понятия

Электронная вычислительная машина, компьютер комплекс аппаратно-программных средств, предназначенных для автоматизированной обработки информации Основные понятия

Проектирование и эксплуатация информационных систем обеспечиваются следующими средствами –Программными –Техническими –Лингвистическими –Правовыми –Организационными

–Программные средства - –Программные средства - программы для компьютеров различного назначения

–Технические средства - средства вычислительной техники и связи, обеспечивающие размещение и обработку информационных ресурсов на персональных компьютерах, в локальной (ведомственной) сети, в региональной сети, в сети международного информационного обмена

–Лингвистические средства - –Лингвистические средства - словари, классификаторы, тезаурусы

–Правовые средства - –Правовые средства - положения, уставы, должностные инструкции

–Организационные средства –Организационные средства инструкции, методики, схемы, описания и другая эксплуатационная документация

Информатика Информатика это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения Основной акцент на свойствах информации и аппаратно-программных средствах ее обработки Кибернетика Кибернетика это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др. Основной акцент на разработке концепций и построении моделей объектов с использованием, в частности, информационного подхода

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ «БЛИЗОСТИ» ИНФОРМАТИКИ И КИБЕРНЕТИКИ Информатика развивалась в недрах кибернетики, практически на единой технической базе – вычислительная техника и средства связи и передачи данных Основным объектом исследования в кибернетике является управление. Управление – в значительной мере информационный процесс. Поэтому кибернетика объективно была вынуждена заниматься вопросами сбора, обработки, хранения и передачи информации

28 Кибернетика «реакционная лженаука, возникшая в США после второй мировой войны и получившая широкое распространение и в других капиталистических странах; форма современного механицизма» [Краткий философский словарь, под ред. М. Розенталя, П. Юдина, 4-е изд., дополненное и исправленное. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954, с ]

КИБЕРНЕТИКА Н.Винер (1948). Наука об управлении и связи в животном и машине А.И.Берг (1959) - Представляет собой теоретическую основу изучения процессов управления и строения управляющих систем (1959) - Наука о целеустремленном управлении развивающимися процессами. Содержание кибернетики заключается в сборе, переработке и передачи информации с целью улучшения управления для достижения поставленной задачи (1964) - Наука об оптимальном управлении Энциклопедия кибернетики (1974). Наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах

«Информатика – кибернетика на современном этапе» (Бирюков Б.В., 1989) «… совокупность научных направлений, называемых теперь информатикой, именовалась по разному. Сначала объединяющим названием был термин «кибернетика», затем на роль общего названия той же области исследований стала претендовать «прикладная математика» … Поэтому, говоря об истории информатики в бывшем СССР и теперешней России, по сути, надо излагать историю отечественной кибернетики и частично прикладной математики и вычислительной техники» ( Поспелов Д.А. «Становление информатики в России», 1998)

СТРУКТУРА КИБЕРНЕТИКИ (А.И.Берг, 1968 г.) 1.Теория управляющих систем 2.Теория оптимального и помехоустойчивого кодирования информации 3.Теория построения информационных систем 4.Теория адаптивных систем 5.Теория планирования эксперимента 6.Биокибернетика, медицинская кибернетика, нейрокибернетика, бионика биомиметика 7.Инженерная психология 8.Применение кибернетики в обучении 9.Теория больших систем 10.Теория научно-технической информации 11.Эвристическое программирование.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИБЕРНЕТИКИ И ИНФОРМАТИКИ КИБЕРНЕТИКАИНФОРМАТИКА ОпределениеНаука об общих законах и закономерностях управления и связи в сложных системах различной природы Наука об информации, методах и средствах обработки, хранения, передачи, представления и защиты информации Объект исследованияУправление, процессы управления Информация, информационные процессы Предмет исследованияСистемы и технологии управления Информационные системы и технологии Основные понятияУправление, процессы управления, система управления, обратная связь, модель, информация, технология управления … Информация, информационные процессы, системы, технологии, каналы связи и передачи данных, модель … Основная прикладная задача Анализы и синтез технологий и систем управления Создание информационных технологий и информационных систем

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАТИКИ И КИБЕРНЕТИКИ – адаптивные компьютерные системы; – проактивные компьютерные системы; – адаптивные предприятия; – киберпространство; – киберпреступление и т.д. ИНФОРМАТИКА КИБЕРНЕТИКА –информационное управление; –управление информацией; –интеллектуальное управление (ситуационные, нейроуправление, –многоагентное, управление на основе эволюционных алгоритмов, основанное на знаниях); –программная кибернетика и т.д.

34 2. Информатика как научная дисциплина Современная информатика может рассматриваться: как научная дисциплина; как предмет обучения; как учебная дисциплина.

35 Информатика как научная дисциплина Информатика – это: дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности [БСЭ, 1972]

36 Информатика как научная дисциплина Информатика – это: фундаментальная естественная наука, изучающая процессы передачи и обработки информации [А.А. Дородницин и А.П. Ершов, 1986]

37 Информатика как научная дисциплина Информатика – это [К.К. Колин] : наука о закономерностях и формах движения информации в природе и обществе; комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер;

38 Информатика как научная дисциплина Информатика – это [К.К. Колин] : одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Информатика Технические средства Программные средства Алгоритмические средства

Информатика

ДЕРЕВО ИНФОРМАТИКИ (Д.А.Поспелов, 1994 г. )

Информатика

43 Наука, которая изучает общие свойства информации и информационных процессов, а также законы и закономерности протекания информационных процессов. Теоретическая информатика

44 Объекты изучения теоретической информатики: информация; информационные процессы. Теоретическая информатика

45 Предметы изучения теоретической информатики: общие свойства информации и информационных процессов; законы и закономерности протекания информационных процессов. Теоретическая информатика

46 Теоретическая информатика Информация представляет собой пригодные для обеспечения активных действий результаты процесса отражения, протекающего при любом взаимодействии любых объектов, а также сведения о ком-нибудь, о чем-нибудь.

47 Теоретическая информатика Информационный процесс – это процесс сбора, накопления, хранения, обработки, распределения, распространения, представления, восприятия и использования информации.

48 Прикладная информатика Наука, которая изучает общие свойства информационных технологий и систем, а также способы и методы их применения.

49 Прикладная информатика Объекты изучения прикладной информатики: информационные технологии; информационные системы.

Прикладная информатика наука, которая изучает общие свойства информационных технологий и систем, а также способы и методы их применения. Объекты изучения прикладной информатики: информационные технологии; информационные системы.

51 Прикладная информатика Информационная технология есть совокупность способов и приемов реализации информационных процессов в различных областях человеческой деятельности при производстве информационного продукта. Информационная система представляет собой систему, назначением которой является осуществление каких-либо информационных процессов.

52 Прикладная информатика Информационный продукт – информация, представляющая собой результат деятельности какого-либо лица. Информационный продукт включает в себя информацию (данные, знания), носители информации, информационные средства и технику, прочий продукт, обеспечивающий информационную деятельность.

53 Прикладная информатика Предметы изучения прикладной информатики: свойства информационных технологий, а также способы и методы реализации информационных процессов в соответствующих информационных технологиях; свойства информационных систем, а также способы и методы организации функционирования этих систем для реализации соответствующих информационных технологий.

54 Прикладная информатика Информационная технология есть совокупность способов и приемов реализации информационных процессов в различных областях человеческой деятельности при производстве информационного продукта.

55 Прикладная информатика Информационная система представляет собой систему, назначением которой является осуществление каких-либо информационных процессов.

56 Прикладная информатика Информационный продукт – информация, представляющая собой результат деятельности какого-либо лица. Информационный продукт включает в себя информацию (данные, знания), носители информации, информационные средства и технику, прочий продукт, обеспечивающий информационную деятельность.

57 Содержание теоретической информатики как науки

58 Содержание теории информации как научной дисциплины

59 Определения информации – отчужденное знание (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления), которое может быть записано на материальный носитель для того, чтобы быть доступным кому-либо.

60 Определения информации – продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Данные это зарегистрированные сигналы. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов, то есть, все сигналы имеют в своей основе материальную энергетическую природу.

61 Содержание теории информационных процессов

62 Содержание прикладной информатики как науки

63 Прикладные вопросы математики.

64 Информатизация Информатизация – это процесс создания, развития и массового применения информационных средств и технологий, обеспечивающих достиженеи и поддержание уровня информированности всего населения, необходимого и достаточного для кардинального улучшения условий труда и жизни каждого человека

65 3. Информатика как предмет обучения Система научных знаний по информатике, которая берется в качестве основы для разработки методической системы обучения информатике, неизбежно представляет собой некую абстрактную модель реальной научной дисциплины.

66 Понятие модели Модель некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства, например, в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования.созерцанияанализа синтеза

67 Информатика как предмет обучения В зависимости от целей и условий подготовки приходится рассматривать ту или иную степень абстракции знаний, что неизбежно влияет и на само определение информатики как предмета обучения.

68 Модели информатики как предмета обучения Профильное обучение Базовое обучение

69

70 Информатика как учебная дисциплина Информатика как учебная дисциплина рассматривается как позиция учебного плана подготовки

71 Информатика как учебная дисциплина в средней школе Информация и информационные процессы Представление информации Компьютер Моделирование и формализация Алгоритмизация и программирование Информационные технологии Компьютерные коммуникации

72 Учебно-методические объединения по специальности УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ СТАТИСТИКИ, АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ, МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ЭКОНОМИКЕ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ УМО создано приказом Комитета по Высшей школе от , 711.

73 Учебно-методические объединения по специальности Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и Российский государственный гуманитарный университет являются базовыми вузами: Учебно-методического объединения по образованию в области прикладной информатики (специальность Прикладная информатика (по областям).

74 Дисциплины профильной подготовки по информатике в высшей школе теоретические основы информатики, теория информации, дискретная математика, численные методы, теория алгоритмов, архитектура компьютера, программирование, элементы абстрактной и компьютерной алгебры, аналитика текста, социальные коммуникации,

75 Дисциплины профильной подготовки по информатике в высшей школе правовая защита информации, организационная защита информации, моделирование систем, методы оптимизации, основы теории управления, сети ЭВМ и телекоммуникации, системы искусственного интеллекта, корпоративные информационные системы, надежность информационных систем

76 Информатика как учебная дисциплина в высшей школе – Финансы и кредит – Бухгалтерский учет и аудит – Мировая экономика – Менеджмент организации – Маркетинг Реклама – Налоги и налогообложение Коммерция (торговое дело) Прикладная информатика в экономике

77 Дисциплины, связанные с информатикой, при подготовке по экономическим специальностям Информатика Информационные системы в управлении социально – трудовой сферой Информационные системы в экономике Информационные технологии в экономике Информационные системы маркетинга Информационные технологии в статистике Базы данных и знаний Информационные технологии в коммерческой деятельности.

78 Дисциплины, связанные с информатикой, при подготовке по менеджменту Информатика Информационные технологии управления Информационные технологии в антикризисном управлении Информационные технологии управления персоналом

79 4. Учебные дисциплины, раскрывающие содержание информатики ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ БАЗЫ ДАННЫХ ВЫСОКОУРОВНЕВЫЕ МЕТОДЫ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, СРЕДЫ И ОБОЛОЧКИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

80 5. Требования государственного стандарта по специальности «Прикладная информатика (по областям)» Информатик (с квалификацией в области) должен обладать: специальной подготовкой в предметной области; знаниями перспективных информационных технологий проектирования, создания, анализа и сопровождения профессионально-ориентированных информационных систем; специализацией, определяемой перечнем дисциплин из предметной области и из области информатики; профессиональной способностью прогнозирования, моделирования и создания информационных процессов в конкретной области применения; умением выполнять работы по развитию возможностей профессионально- ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла; пониманием основных тенденций развития информационных систем, связанных с изменениями условий в области применения; коммуникационной готовностью решения неинформационных задач предметной области;

81 5. Требования государственного стандарта по специальности «Прикладная информатика (по областям)» Информатик (с квалификацией в области) должен знать: задачи предметной области и методы их решения; рынки информационных ресурсов и особенности их использования; принципы обеспечения информационной безопасности; технологии адаптации профессионально-ориентированных информационных систем; требования к надежности и эффективности информационных систем в области применения; перспективы развития информационных технологий и информационных систем в предметной области, их взаимосвязь со смежными областями; методы научных исследований по теории, технологии разработки и эксплуатации профессионально-ориентированных информационных систем; информационные системы в смежных предметных областях; основные принципы организации интеллектуальных информационных систем; сетевую экономику;

82 5. Требования государственного стандарта по специальности «Прикладная информатика (по областям)» Информатик (с квалификацией в области) должен уметь: формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных информацион­ных систем с использованием различных методов и решений; ставить задачу системного проектирования и комплексирования локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей инфор­мационных систем; ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой; проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально- ориентированных инфор­мационных систем; формулировать основные технико-экономические тре­бования к проектируемым профессионально-ориентированным информационным системам; создавать и внедрять профессионально-ориентированные информационные системы в предметной области; разрабатывать ценовую политику применения информационных систем в предметной области;

83 5. Требования государственного стандарта по специальности «Прикладная информатика (по областям)» Информатик (с квалификацией в области) должен владеть: методиками анализа предметной области и проектирования профессионально- ориентированных информационных систем; методами системного анализа в предметной области; Информатик (с квалификацией в области) должен иметь опыт: работы с основными объектами, явлениями и процессами, свя­занными с информационными системами, и использования мето­дов их научного исследования; разработки проектных решений и их реализации в заданной инструментальной среде; выбора методов и средств реализации протоколов в сетях интег­рального обслуживания пользователей информационных систем; опыт работы с программно-техническими средствами диалога человека с профессионально-ориентированными информационными системами; компоновки информационных систем на базе стандартных ин­терфейсов.

84 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 686 от 02 марта 2000 года Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (по областям)» при очной форме обучения 5 лет

85 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Перечень областей применения: экономика, юриспруденция, политология, психология, социология, политология, психология, экология, гуманитарно- социальные и другие области, в которых применяются профессионально-ориентированные информационные системы для реализации информационных технологий в соответствии со спецификой этой области.

86 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Информатик (с квалификацией в области),– это специалист, который: получил специальное образование в области информатики и занимается созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессионально-ориентированных информационных систем в предметной области (экономики, юриспруденции, социальной и др.); является профессионалом в области применения информационных систем, решает функциональные задачи, а также управляет информационными, материальными и денежными потоками в предметной области с помощью таких информационных систем

87 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Информатик (с квалификацией в области) в большей степени имеет дело с профессионально-ориентированной оболочкой (которую он проектирует, создаёт и применяет), состоящей из специальных программных средств, информационного обеспечения и организационных мероприятий поддержки функционирования конкретных процессов в области применения, и в меньшей степени имеет дело с ядром информационной системы (разработкой комплекса вычислительных средств, операционной системы, систем управления базами данных и др.).

88 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Выпускник – информатик (с квалификацией в области) должен иметь специализацию, определяемую областью применения методов информатики и профессионально-ориентированных информационных систем, перечнем изучаемых дисциплин в конкретной области, информационных дисциплин и выпускной квалификационной работой

89 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Выпускник – информатик (с квалификацией в области) в своей практической деятельности анализирует, прогнозирует, моделирует и создает информационные процессы и технологии в рамках профессионально- ориентированных информационных систем

90 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Объектами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области) являются: информационные процессы, которые определяются спецификой предметной области; события, функциональные процессы и базы данных в предметной области, действия по выработке управленческого решения или по разработке экспертного заключения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и иные нематериальные, денежные и др.) в организациях, характерных для предметной области (органы государственного и муниципального управления, финансовые и экономические учреждения, органы налогообложения, органы правопорядка и социальной защиты, воспитательные и образовательные учреждения, суды, органы юстиции, таможня, образовательные и воспитательные учреждения, информационные центры, архивы, фонды и библиотеки, органы государственной статистики, органы управления на предприятиях различных организационно-правовых форм: администрация, бухгалтерия, экономические отделы, служба юрисконсульта и др.); новые направления деятельности в области применения, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов; профессионально-ориентированные информационные системы

91 О бщая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» в области экономики: информационные системы в административном управлении, информационные системы в банковском деле, информационные системы в страховом деле, информационные системы в налогообложении, информационные системы в бухгалтерском учете и аудите, информационные системы фондового рынка, информационные системы в антикризисном управлении, информационные системы в таможенном деле, информационные системы в оценочной деятельности, информационные системы в маркетинге и рекламе;

92 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Основные виды профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области), это организационно-управленческая, проектно- технологическая, маркетинговая, экспериментально-исследовательская, консалтинговая, аналитическая, эксплуатационная деятельность.

93 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Информатик (с квалификацией в области) по специальности «Прикладная информатика (по областям)» подготовлен к решению следующих профессиональных задач: внедрение методов информатики в предметной области: экономики, статистики, информационных систем и математических методов в экономике, историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейной деятельности и научно-технической информации, юриспруденции, правоохранительной деятельности, педагогики, психологии, политологии, экологии, в других областях;

94 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Информатик (с квалификацией в области) по специальности «Прикладная информатика (по областям)» подготовлен к решению следующих профессиональных задач: развитие возможностей и адаптация профессионально- ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла: создание информационно-логических моделей объектов, разработка нового программного и информационного обеспечения в предметной области, стыковка информационных систем из разных предметных областей в связи с появляющимися новыми задачами, перевод систем на новые аппаратные и информационные платформы; оптимизация информационных процессов обработки информации: рациональное управление взаимосвязанными материальными, денежными и информационными потоками, постановка и решение оптимизационных задач, разработка имитационных моделей процессов для менеджеров в предметной области,

95 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Информатик (с квалификацией в области) по специальности «Прикладная информатика (по областям)» подготовлен к решению следующих профессиональных задач: применение методов системного анализа и алгоритмов математического программирования при адаптации информационных систем в предметной области; решение задач унификации профессионально- ориентированного программного и информационного обеспечения предметной области: сертификация программных продуктов, приведение их к требованиям действующих стандартов, использование международных стандартов обработки информации и обмена данными, создание интерфейсов для информационных система, использующих разные стандарты;

96 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Информатик (с квалификацией в области) по специальности «Прикладная информатика (по областям)» подготовлен к решению следующих профессиональных задач: использование международных информационных ресурсов и решение задач, возникающих при их использовании ; обеспечение информационной безопасности функционирования информационной системы при взаимодействии с информационными рынками по сетям или с использованием иных методов обмена данными, оценка эффективности приобретаемого программного обеспечения и информационных баз данных для предметной области; и другие, определяемые требованиями государственного образовательного стандарта.

97 Общая характеристика специальности «Прикладная информатика (по областям)» Информатик (с квалификацией в области) должен иметь опыт: работы с основными объектами, явлениями и процессами, свя­занными с информационными системами, и использования мето­дов их научного исследования; разработки проектных решений и их реализации в заданной инструментальной среде; выбора методов и средств реализации протоколов в сетях интег­рального обслуживания пользователей информационных систем; опыт работы с программно-техническими средствами диалога человека с профессионально-ориентированными информационными системами; компоновки информационных систем на базе стандартных ин­терфейсов.

98 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОБЛАСТЯМ)» Основная образовательная программа подготовки информатика (с квалификацией в области) должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дис­циплин и итоговую государственную аттестацию: цикл ГСЭ общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины; цикл ЕН общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД общепрофессиональные дисциплины; цикл СД специальные дисциплины; цикл ДС дисциплины специализации; ФТД факультативы.

99 ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ ПРАВОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКА

100 ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА ИНФОРМАТИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

101 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ БАЗЫ ДАННЫХ ВЫСОКОУРОВНЕВЫЕ МЕТОДЫ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, СРЕДЫ И ОБОЛОЧКИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

102 СПЕЦИАЛЬНЫЕ дисциплины ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

103 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОБЛАСТЯМ)» ДИСЦИПЛИНЫ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ФАКУЛЬТАТИВЫ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

104 СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОБЛАСТЯМ)» Виды деятельности в процессе освоения образовательной программыВ неделях 1Теоретическое обучение (включая лабораторные практикумы и научно-исследовательскую работу студентов) до153 2Экзаменационные сессиидо29 3Практикане менее 18 в том числе: производственная (на предприятиях, в лабораториях или учебно-тренировочных фирмах Вуза) 4 недели преддипломная14 недель 4Подготовка выпускной квалификационной дипломной работы (дипломного проекта) не менее 12 5Итоговая государственная аттестацияне менее 4 6Каникулыне менее 30 7Последипломный отпускне менее 4 Общий срок освоения:260

105 СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОБЛАСТЯМ)» Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки информатика (с квалификацией по областям) по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются Вузом до одного года относительно нормативного срока, установлен­ного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандар­та.

106 СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОБЛАСТЯМ)» Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавли­вается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и вне­аудиторной (самостоятельной) учебной работы Объем аудиторных занятий студента при очной форме обу­ чения не должен превышать в среднем за период теоретического обу­ чения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и заня­тия по факультативным дисциплинам При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем ауди­ торных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю При заочной форме обучения студенту должна быть обеспе­ чена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

107 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОБЛАСТЯМ)» Перечень задач, решаемых информатиком (с квалификацией по областям): оптимизация процессов обработки информации, управление взаимосвязанными материальными, денежными и информационными потоками в предметной области; внедрение методов информатики в предметной области; создание информационно-логических и имитационных моделей объектов предметной области; разработка программного и информационного обеспечения, ориентированного на работу специалистов в области применения;

108 Требования к профессиональной подготовленности специалиста. По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в области философии, отечественной истории, культурологии, психологии, педагогики: иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней; знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления; иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними; иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества; иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в ХХ веке; понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; знать основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях; знать основные функции психики, ориентироваться в основных проблемах психологической науки; иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения; иметь представление о мотивации поведения и деятельности, психической регуляции поведения и деятельности; знать основные потребности человека, эмоции и чувства; знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования; владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов; знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; владеть современными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни; области социологии, экономики, политологии и права: знать основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории; уяснить определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого; иметь представление об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений; иметь представление об основных этапах культурно-исторического развития обществ, механизмах и формах социальных изменений; освоить социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах, понятия социализации и социального контроля; иметь представление о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий; понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах; знать особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности; понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов; знать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; иметь представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности; уметь анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; иметь представление о процессе и методах эмпирического социологического исследования; знать типы экономических систем и основные экономические институты; понимать суть экономических моделей; разделять микро- и макроэкономические проблемы; перечислять основные экономические институты и объяснять принципы их функционирования; различать элементы экономического анализа и экономической политики; выделять (определять) элементы традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике; уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; знать характерные признаки переходной экономики; понимать суть и приводить примеры либерализации, структурных и институциональных преобразований; знать понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений; знать основные разновидности современных систем и режимов; иметь научные представления о сущности власти и ее функциях; разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации; разбираться в современной системе международных отношений, геополитической обстановке, в национально-государственных интересах России и ее новой роли в международной политике; иметь научное представление о государстве и праве, системах права и особенностях их функционирования, о теориях права, его сущности и формах; знать основные особенности российской правовой системы и российского законодательства, системы и организации государственных органов Российской Федерации; знать основы правового статуса человека в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации; знать основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

109 Требования к профессиональной подготовленности специалиста в области иностранного языка, русского языка и культуры речи: иметь представление об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделях; владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи; владеть формами деловой переписки, иметь представление о форме договоров, контрактов, патента; владеть навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности; освоить нормы официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов; изучить характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения; уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения; владеть навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста, способами установления лингвистических связей между языками; уметь работать с оригинальной литературой по специальности; иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразеологических единиц); владеть основной иноязычной терминологией специальности, знать русские эквиваленты основных слов и выражений профессиональной речи; владеть основами реферирования и аннотирования литературы по специальности;

110 Требования к профессиональной подготовленности специалиста в области физической культуры: осознавать социально-гуманитарную ценностную роль физической культуры и спорта в профессионально- личностном развитии; знать и владеть основами формирования физической культуры личности и здорового образа жизни; овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья.

111 Требования к профессиональной подготовленности специалиста. По циклу математических и естественнонаучных дисциплин знать и уметь использовать: основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, аналитической геометрии, дискретной математики, дифференциальных уравнений; методы теории вероятности и математической статистики; методы теории нечетких множеств, нечетких алгоритмов, элементы теории неопределенности; теорию систем и методы системного анализа; современные методы и средства разработки алгоритмов и про­грамм на языке высокого уровня, этапы производства программного продукта, способы отладки, испытания и доку­ментирования программ информационных систем; иметь опыт: употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов; использования основных приемов обработки экспериментальных данных; аналитического и численного решения алгебраических уравнений; исследования, аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений; программирования и использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения; выбора технологии и разработки, составления, отладки, тестиро­вания и документирования программы на языках высокого уровня для задач обработки числовой, символьной и текстовой информации; разработки программ с применением объектно-ориентированных методов информатики; иметь представление: о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений; о фундаментальном единстве наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития, применения новых математических методов, появляющихся в естественно-научных дисциплинах, в исследованиях в предметной области; дискретности и непрерывности в природе и обществе; о соотношении порядка и беспорядка в природе и обществе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; о современных алгоритмических языках.

112 Требования к профессиональной подготовленности специалиста По циклу общепрофессиональных дисциплин знать: современные достижения вычислительной техники (вычислительные машины, системы и сети телекоммуникаций); об общей характеристике процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; о технических и программных средствах реализации информационных процессов; современные операционные среды и области их и эффективного применения; математические методы в предметной области и методы оптимизации; методы имитационного моделирования процессов в предметной области; методы финансовой математики и способы выполнения актуарных расчетов; теорию информационных систем в предметной области; информационные технологии в информационных системах в предметной области; методы проектирования и разработки адаптируемых программных средств; основные методы ана­лиза информационных процессов; информационные закономерности, специфику информацион­ных объектов и ресурсов, информационных потребностей в предметной области; информационные модели знаний и методы представления зна­ний в базах информационных систем; основные классы моделей и принципы построения моделей ин­формационных процессов; принципы организации, структуры средств систем мультимедиа и компьютерной графики; методы управления профессионально-ориентированной информационной системой; основные принципы организации баз данных информационных систем, способы построения баз данных; уметь использовать: современные математические методы в предметной области и оптимизацию; компьютерные методы имитационного моделирования процессов в предметной области; методы статистического анализа; инструментальные средства мультимедиа и графического диало­га в информационных системах; современные системные программные средства: операционные системы, операционные оболочки, обслуживающие сервисные про­ граммы; сетевые программные и технические средства информационных систем в предметной области; инструмен­тальные средства, поддерживающие разработку программного обеспечения профессионально-ориентированных информационных систем; информационно-поисковые средства локальных и глобальных вычислительных и информационных сетей; информационные технологии и знания общей информационной ситуации, информационных ресурсов в предметной области; иметь опыт: разработки имитационных моделей процессов на предприятиях и в организациях различных отраслей предметной области; применения математических моделей и методов для анализа, расчетов, оптимизации детерминированных и случайных информаци­онных процессов в предметной области; современного программирования и использования возможностей вычислитель­ной техники и программного обеспечения; решения формализуемых и трудно формализуемых задач, а так­же проектирования информационных процессов; иметь представление: о современных международных стандартах программного обеспечения, о сертификации; о качественных и количественных методах описания профессионально-ориентированных информационных систем; о тенденциях развития компьютерной техники и программных средств, технических средств информатизации; о способах представления текстовой и нетекстовой информации в информационных системах, использовании средств мультимедиа и тенденциях их развития; об автоматизации моделирования процессов в предметной области, информационных систем с использованием диалоговых режимов и баз данных моделирования; о методах оценки информационных и экономических показателей эффек­тивности сложных профессионально-ориентированных информационных систем; о стандартизации и совместимости информационных сетей; о распределенной обработке информации, сетевых программных и технических средствах информационных сетей; о методах анализа и моделирования информационных процессов в сетях интегрального обслуживания; о тенденциях развития банков данных и знаний, складов (хранилищ) данных; о программных средствах, использующих методы фрактальной математики.

113 Требования к профессиональной подготовленности специалиста. По циклу специальных дисциплин знать: задачи предметной области и методы их решения; рынки информационных ресурсов и особенности их использования; принципы обеспечения информационной безопасности; технологии проектирования профессионально-ориентированных информационных систем; требования к надежности и эффективности информационных систем в области применения; перспективы развития информационных технологий и информационных систем в предметной области, их взаимосвязь со смежными областями; методы научных исследований по теории, технологии разработки и эксплуатации профессионально-ориентированных информационных систем; информационные системы в смежных предметных областях; основные принципы организации интеллектуальных информационных систем; сетевую экономику; уметь: формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных информацион­ных систем с использованием различных методов и решений; ставить задачу системного проектирования и комплексирования локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей инфор­ мационных систем; ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой; проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально-ориентированных инфор­мационных систем; формулировать основные технико-экономические тре­бования к проектируемым профессионально-ориентированным информационным системам; создавать профессионально-ориентированные информационные системы; разрабатывать ценовую политику применения информационных систем в предметной области; владеть: методиками анализа предметной области и проектирования профессионально-ориентированных информационных систем; методами системного анализа в предметной области; иметь опыт: работы с основными объектами, явлениями и процессами, свя­занными с информационными системами, и использования мето­дов их научного исследования; разработки проектных решений и их реализации в заданной инструментальной среде; выбора методов и средств реализации протоколов в сетях интег­рального обслуживания пользователей информационных систем; опыт работы с программно-техническими средствами диалога человека с профессионально-ориентированными информационными системами; компоновки информационных систем на базе стандартных ин­терфейсов.

114 Требования к профессиональной подготовленности специалиста Требования к итоговой государственной аттестации специалиста Итоговая государственная аттестация информатика (с квалификацией в области) Аттестация включает: выпускную квалификационную дипломную работу (дипломный проект) и государственный экзамен. Аттестацию проводит Государственная Аттестационная Комиссия (ГАК). Председатель ГАК и состав ГАК утверждаются в установленном порядке. Квалификационная дипломная работа выполняется в обязательном порядке, в установленные сроки, проходит рецензирование и защищается в ГАК. Решение о необходимости проведения государственного экзамена принимает Вуз: исходя из специфики учебного процесса и региональных особенностей.

115 Требования к профессиональной подготовленности специалиста Требования к выпускной квалификационной работе информатика (с квалификацией в области) Выпускная квалификационная работа информатика (с квалификацией по областям) представляет собой законченную разработку (дипломный проект) в профессиональной области, в которой: сформулирована актуальность и место решаемой задачи информационного обеспечения в предметной области; анализируется литература и информация, полученная с помощью глобальных сетей по функционированию подобных систем в данной области или в смежных предметных областях; определяются и конкретно описываются выбранные выпускником объемы, методы и средства решаемой задачи, иллюстрируемые данными и формами выходных документов, используемых при реализации поставленной задачи информационного обеспечения на модельном примере (но на реальной вычислительной технике, работающей в составе профессионально-ориентированной информационной системы); анализируются предлагаемые пути, способы, а также оценивается экономическая, техническая и (или) социальная эффективность их внедрения в реальную информационную среду в области применения.

116 Требования к профессиональной подготовленности специалиста Требования к государственному экзамену Государственный экзамен по специальности «Прикладная информатика (по областям)» преследует цель произвести комплексную оценку полученных за период обучения знаний, умений и навыков в области профессионально-ориентированных информационных технологий и систем, особенностей их разработки и эксплуатации, с учетом специфики учебного процесса и региональных особенностей Вуза. Он включает вопросы, тесты (задачи) по всем основным циклам дисциплин подготовки информатика (с квалификацией в области) и предполагает: письменный ответ экзаменуемого по теоретическим вопросам; практическое выполнение задания в рамках конкретной профессионально-ориентированной информационной системы по приобретенной специализации.

117 История университета Ленинградский авиационный институт Ленинградкий институт авиационного приборостроения Академия аэрокосмического приборостроения Государственный университет аэрокосмического приборостроения

118 История факультета целевой интенсивной подготовки экономики и менеджмента экономический

119 Структура кафедры Менеджмента науки и образования Прикладных информационных технологий в экономике и менеджменте Прикладной информатики (базовая СПИИ РАН)

120 Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально- экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

121 Отличительные признаки экономической информации: - большие объемы информации; - многократное повторение циклов получения и преобразования информации в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т. д.); - многообразие источников и потребителей экономической информации; - - значительный удельный вес рутинных процедур при обработке экономической информации.

122

123 - деловой, - научной и профессиональной, - социально-политической и правовой, - массовой и потребительской информации. Основные сектора информационного рынка

124 - макроэкономическая; - финансовая; - биржевая; - коммерческая; - статистическая; - деловые новости; Классификация деловой информации

125 - высшие законодательные и исполнительные органы; - местные, региональные, национальные, зарубежные средства массовой информации; - корпоративные форумы; - печатная продукция; - электронная продукция; - корпоративные организации. Источники деловой информации

126 - повышение конкурентоспособности предприятия и продукции на рынке товаров (услуг); - формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для предоставления во внешние организации, а также для управления организацией; - оперативный учет, входной контроль и хранение данных о деятельности организации; - создание и поддержание технологии единого информационного пространства предприятия. Использование информационных ресурсов

127 - информационные технологии (аппаратные средства, программные средства, данные, телекоммуникации); - персонал; - функциональные подсистемы и приложения (производство, бухгалтерия, финансы, кадры, маркетинг, сбыт); - подсистема управления информационными системами (персоналом, пользователями, финансами, безопасностью, качеством, развитием и эксплуатацией). Автоматизированная информационная система

128 Основные универсальные задачи АИС выполнение процессов преобразования информации и выдача ее в удобном для восприятия виде; экономия ресурсов при выполнении процессов преобразования информации; развитие социального статуса работников, занятых в контуре функционирования АИС. Специальные задачи АИС: обеспечение необходимого объема производства продукции; обеспечение ритмичности в производстве продукции или услуг предприятия (фирмы); проведение мероприятий по обеспечению заданного уровня качества продукции; проведение технико-экономического анализа; выполнение материально-технического снабжения предпри­ятия; обеспечение маркетинговой деятельности предприятия; обеспечение организационно-технических мероприятий по развитию предприятия и др.

129 Персонал информационной системы 1.ИС-менеджер. 2.Администратор системы. 3.Прикладные программисты. 4.Системные программисты. 5.Конечный пользователь (потребитель информации).

130 Класификация АИС организации стратегический уровень - исполнительные системы поддержки выполнения Executive Support Systems (ESS); управленческий уровень - управляющие ИС Management Information Systems (MIS) и системы поддержки принятия решений Decision Support Systems (DSS); уровень знаний - системы работы знания Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации делопроизводства Office Automation Systems (OAS); эксплуатационный уровень - системы диалоговой обработки запросов Transaction Processing Systems (TPS).

131 MRP (Material Requirements Planning) - автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства; MRP II (Manufacturing Resource Planning) - автоматизированное планирование всех производственных ресурсов предприятия (сырья, материалов, оборудования, его производительности, трудозатрат); ERP (Enterprise Resource Planning ) - автоматизация и оптимизация внутренних бизнес-процессов Современная классификация автоматизированных систем управления

132 Основные задачи автоматизированных управленческих ИС Уровни и службы управления Направления деятельности, обеспечиваемые АУИС Руководство предприятия Координация работ и ресурсов Контроль работы служб предприятия Стратегическое планирование деятельности Подготовка прогнозов на будущее Предоставление оперативной информации о негатив­ных тенденциях, их причинах Формирование представления о себестоимости конеч­ного продукта (услуги) по компонентам затрат Финансово- бухгалтерские службы Контроль движения денежных средств Реализация необходимой менеджменту учетной поли­тики и управленческого учета Планирование, анализ и контроль выполнения догово­ров, бюджета и движения финансовых потоков Управление дебиторской и кредиторской задолженно­стями Контроль финансовой дисциплины, бухгалтерской и управленческой отчетности Мониторинг и анализ движения товарно-материальных потоков Управление производством Планирование загрузки и управление использованием производственных мощностей Контроль технологической дисциплины Документационное сопровождение производственных Заказов Определение фактической себестоимости продукции Службы маркетинга и рекламы Анализ рынка сбыта в целях его расширения Формирование политики цен и скидок Ведение статистики продаж Информационно-аналитическая поддержка маркетинга и рекламы Поддержание базы данных о клиентах и проведение активной маркетинговой политики

133 Основные задачи автоматизированных управленческих ИС Окончание таблицы Уровни и службы управления Направления деятельности, обеспечиваемые АУИС Службы сбыта и снабжения Ведение баз данных клиентов, продукции, услуг Планирование сроков поставки и затрат на транспор­ тировку Оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки Автоматизированная подготовка хозяйственных и клиентских договоров Службы складского учета Управление системой складского хозяйства Оптимальное пополнение и размещение на складах с учетом условий хранения Оперативный поиск товара (продукции) по складам Управление поступлениями. Контроль качества. Инвентаризация

134 система учета информации о конкурентах Бенчмаркинг (Benchmarking) система учета и управления взаимоотношениями с потребителями или маркетинга отношений (CRM - Customer Relations Management); система учета и управления взаимоотношениями с поставщика­ми или управления цепочками поставок (SCM - Supply Chain Management). Системы учета и управления

135

136 Совокупность информационно-программно- технических ресурсов, обеспечивающих пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области. Технологическое обеспечение АРМ: организационное, техническое, информационное, математическое, программное, лингвистическое, правовое эргономическое. Автоматизированное рабочее место

137 Информационные технологии - процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

138 Системы управления базами данных (СУБД) OLTP-системы (On-Line Transaction Processing, оперативная транзакционная обработка данных), Объектно-ориентированные БД, мультимедийные БД, многомерные хранилища данных (Data Warehouses) и витрины данных (Data Marts) ИАС (Executive Information Systems – EIS, информационные системы руководителей ) Системы OLAP Браузер Технология корпоративных порталов Информационные технологии в информационных системах организации

139 Не считать ничего сделанным, если кое-что осталось сделать. К.Ф. Гаусс Памятка первокурснику

140 - Определить свои возможности, знать свои положительные стороны и недостатки, особенности своей памяти, внимания, мышления, воли и др. - Найти наиболее пригодные для себя методы самостоятельной работы и заботиться об их улучшении. - Начиная работу, установить ее цель (зачем я работаю, чего должен достичь в своей работе). - Наметить план работы и трудиться, придерживаясь этого плана (что и в какой срок должен я выполнить). - Осуществлять самоконтроль, самопроверку в процессе работы. - Уметь создать благоприятную обстановку для своей работы и постоянно совершенствовать ее. - Выполнять требования гигиены труда, создавать гигиенические условия для труда. - Работать ежедневно, систематически, а не от случая к случаю. Как организовать свою самостоятельную работу:

141 1.Работай ежедневно в одно и то же время (в одни часы) дня. 2.Принимайся за работу быстро, энергично, без промедления. Некоторые студенты затрачивают много времени на раскачивание, втягивание в работу. Поставь своим девизом быть готовым начать работу без промедления. 3.Не жди благоприятного настроения, а создавай его усилиями воли. Нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения и вдохновения. 4.В начале работы всегда посмотри, что было сделано по изучаемому предмету в предыдущий раз. Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то новый материал будет более доступным, лучше понимается и усваивается. 5.Работай сосредоточенно, внимательно, думая только о работе, не отвлекайся от нее. 6.Стремись выработать интерес даже к неинтересной, но нужной работе. Ошибку делают те студенты, которые работают хорошо, с желанием только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как. 7.Работай с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развить в себе уверенность, что ты можешь и должен это сделать. 8.Уделяй больше времени трудному материалу, не обходи трудности, старайся преодолевать их самостоятельно. 9.Пользуйся различными приемами, чтобы заставить себя глубоко и основательно понять изучаемый материал: записывай, составляй схемы, таблицы, зарисовывай и рассказывай материал себе и своим товарищам. 10.Стремись видеть практический смысл в усвоенных знаниях, старайся понять, как эти знания помогут в будущей профессиональной деятельности. Не стесняйся об этом спрашивать преподавателей Правила работы

142 Организация и гигиена умственного труда; культура здоровья Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне лет. Марк Аврелий

143 - Хороший старт - Без опозданий - Планирование деятельности - Соблюдение расписания - Организация рабочего места - Чередование труда и отдыха

144 - Слушать и думать - Сосредотачивать внимание - Конспектировать главное ( тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию, некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу) - Систематическая работа с конспектом - Использование литературы Как слушать и конспектировать лекции

Сначала ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. 2. После этого следует переходить к внимательному чтению - штудированию материала по главам, разделам, параграфам Как работать с учебной книгой

Дословная выписка или цитата с целью подкрепления того или иного положения, авторского довода. 2. Выписка "по смыслу" или тезисная форма записи. 3. Конспективая выписка Формы записи изучаемого