Коррекционная работа по развитию памяти старших дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития) Учитель – дефектолог МС(к)ОУ VIII вида Ростова Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП
Advertisements

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов Картина мира у человека складывается.
Дипломная работа Коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня Выполнила: студентка.
Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
ПАМЯТЬПАМЯТЬ. Это психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании информации ПАМЯТЬ.
Воспитатель МБДОУ «Подольский детский сад» Гаврилова Тамара Александровна.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления.
Современный урок в коррекционной школе КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Шишканова Снежана Егоровна.
Тема выпускной квалификационной работы « Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения с использованием игровых.
Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
Запомни! Помнишь? В беспамятстве Опомниться Рыться в памяти Памятка Вспоминай…
Слуховая Зрительная (образная) Вкусовая и обонятельная Смысловая ( логическая ) Эмоциональная Тактильная (осязательная) Двигательная (моторная)
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
Выполнила: студентка 4 курса Группы Воронецкая Анна Александровна Научный руководитель: к.пед.н.,доцент Лащенко Н.Д.
Принцип наглядности и его реализация в обучении детей с нарушениями интеллекта (старшее звено, на уроках швейного дела) © Тангел Светлана Тадеушевна- учитель.
Коррекция психических процессов на логопедических уроках Арефьева Елена Александровна, учитель-логопед ППЦ «Здоровье»
Психические процессы развитие психических процессов является основной целью коррекционно-развивающей работы с учащимися.
Транксрипт:

Коррекционная работа по развитию памяти старших дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития) Учитель – дефектолог МС(к)ОУ VIII вида Ростова Г. В. г. Копейск 900igr.net

Цель: определить направления коррекционной работы по развитию произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития

Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; 2. Выявить особенности развития произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития; 3. Подобрать комплекс игр, направленных на развитие произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития; 4. Экспериментально проверить влияние использования данных игр на повышение уровня развития произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития

Структура работы: 1. Понятие «память» в психологии; 2. Развитие памяти дошкольников в онтогенезе; 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития; 4. Особенности произвольной памяти детей с задержкой психического развития

Виды памяти по времени сохранения материала по преобладающему в процессах памяти органу чувств по использованию мнемотехнических средств по участию воли в процессах памяти по участию мышления в процессах памяти - мгновенная - кратковременная - оперативная - долговременная - генетическая - зрительная - слуховая - двигательная - осязательная - обонятельная - вкусовая - непосредственная - опосредствованная - непроизвольная - произвольная - механическая - логическая

Особенности развития памяти детей с ЗПР значительное ослабление памяти (ограничены объём запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации) значительное ослабление памяти (ограничены объём запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации) склонность к механическому бездумному заучиванию материала склонность к механическому бездумному заучиванию материала сложности в воспроизведении словесного материала сложности в воспроизведении словесного материала сложности в самоорганизации мнемонической деятельности сложности в самоорганизации мнемонической деятельности

Следствия нарушения памяти: - трудности в усвоении программы воспитания и обучения; - снижение продуктивного потенциала; - школьная дезадаптация

Пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленной памятью учёт и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух); учёт и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух); организация смыслового запоминания на основе выделения главного; организация смыслового запоминания на основе выделения главного; визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных таблиц, схем); визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных таблиц, схем); многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию; многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию; определение рационального объёма запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения); определение рационального объёма запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения); обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти. обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.

Параметры диагностического обследования: - определение уровня развития мнемических процессов; - определение уровня развития зрительного запоминания; - определение умения пользоваться приемами опосредованного запоминания

Методики диагностического обследования: 1. Методика «Опосредованное запоминание». В основу задания положены методики, разработанные Л.С. Выгодским, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым. 2. Методика «Чтение стихов, потешек». Автор Е.А. Стребелева. Автор Е.А. Стребелева. 3. Методика «Исследование зрительной памяти». Авторы Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Условия проведения диагностического обследования: тестовые задания проводились в утренние часы в виде игры тестовые задания проводились в утренние часы в виде игры было увеличено время экспозиции предъявляемого материала было увеличено время экспозиции предъявляемого материала учитывались индивидуальные особенности психофизического развития каждого ребенка учитывались индивидуальные особенности психофизического развития каждого ребенка

Диаграммы Уровень развития слухоречевой памяти Уровень развития зрительной памяти Уровень развития опосредованного запоминания

Комплекс игр 1 блок: Игровые задания по коррекции и развитию слухоречевой памяти. 2 блок: Игровые задания по коррекции и развитию зрительной памяти. 3 блок: Игровые задания по коррекции и развитию логических приёмов запоминания

Требования к дидактическим играм: процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как цвет, форма, величина, пространственное расположение и т.д. процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как цвет, форма, величина, пространственное расположение и т.д. процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предмета) процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предмета) должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализа ошибок необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализа ошибок игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строиться с учётом выделенных этапов этого процесса игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строиться с учётом выделенных этапов этого процесса

«Медвежонок спит» Как под горкой снег, снег. И на горке снег, снег. Как под елкой снег, снег. И на елке снег, снег. А под елкой Спит медведь Тише, тише Не шуметь!

Результаты констатирующего и контрольного экспериментов Уровень развития слухоречевой памяти Уровень развития зрительной памяти Уровень развития опосредованного запоминания

Влияние коррекционной работы на процесс развития произвольной памяти - способствует увеличению объема и продолжительности смысловой информации - положительно влияет на развитие познавательной деятельности ребенка - способствует развитию самоорганизации мнемонической деятельности - предупреждает проявление школьной дезадаптации

Спасибо за внимание !