Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель начальных классов МБОУ « СОШ 88 с кадетскими классами Снигирева М.Б.
Advertisements

Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки биологического развития: А). Дефекты органов чувств Б). Соматическая ослабленность В). Особенности.
Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся.
Неуспеваемость школьников Для методического семинара «Причины неуспеваемости школьников» Учитель физики Петунина А.Б. Высшая категория.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого - либо значительного.
Методические рекомендации для работы со слабоуспевающими учащимися Автор: Швецова И.В., заместитель директора по УВР учебный год.
Взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками по работе с неуспевающими учениками, с одаренными детьми для улучшения учебно-воспитательного.
МОУ "Любимовская СОШ" Работа с неуспевающими Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся.
МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися Методическое совещание.
Организация работы с детьми из «группы риска»при подготовке к ГИА Туленкова Н.В. Учитель математики МОУ «Просторская средняя общеобразовательная школа»
Низкий уровень умственного развития; Несформированность учебных навыков; Дефицит внимания с гиперактивностью;
Работа учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно- познавательной деятельности.
РМОУ Станционно- Ояшинская СОШ Модель системы работы школьного методического объединения учителей физики, математики, информатики 2009год.
Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом» Актуальная.
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости.
Работа со слабоуспевающими учащимися (методические рекомендации) Учитель русского языка и литературы Решетникова Галина Николаевна МОУ: Побединская средняя.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Организация самостоятельной деятельности учащихся.
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Транксрипт:

Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Чему учить? Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего возвратить его на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам. Как учить? Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.

Как можно помочь слабоуспевающему ученику Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач. - Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик. Как повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности. Проветривать кабинет. Проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Деформированные задания. Разрезные теоремы. Перфокарты. Карточки - тренажеры. Творческие задания. карточки-информаторы, карточки-с образцами решения, карточки-конспекты.

дифференцированный подход в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока: При закреплении. При проверке домашнего задания. При самостоятельной работе. Использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий. Индивидуальные дифференцированные задания. Групповые задания с учётом различной подготовки учащихся (определяет учитель). Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Создание ситуации успеха - помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; - слабому – выполнить посильный объем работы. Использование учителем - поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике слабому – выполнить посильный объем работы. - обучение в сотрудничестве (учиться вместе, а не просто выполнять вместе) - метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. - групповая форма работы. (Группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний)

Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. урок-игра урок-спектакль урок-путешествие урок-детектив урок-сказка урок-силовое многоборье урок-концерт урок-картина

технология полного усвоения Всех учить всему!. Я.А. Коменский Этапы освоения изучаемого материала Организационно- педагогическая направленность 1. Изучение нового материала.Индивидуализация учебного процесса. 2. Диагностическое тестирование.Проверка базового уровня. 3. Уроки коррекции и развития. Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) > закрепление > повторная диагностическая работа. Развитие: повторный уровень > углубленный уровень. Дифференциация учебного процесса. 4. Итоговый контроль. Обязательный уровень > продвинутый уровень > углубленный уровень. Проверка результатов обучения.

Памятка для работающих с неуспевающими учениками Фамилия, имя, отчество ученика. Класс. По каким предметам не успевает. Поведение ученика. Причины, которые привели к плохой успеваемости. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внекласс­ные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика. Сколько времени уже длится эта работа. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.

Методы стимулирования 1 группа посредством содержания 2 группа посредством организации деятельности 3 группа посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания 1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения: а) эмоционально-образный; б) аналитический (разъяснительный); в) деловой; г) необычный. 1.Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность; в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы. 1. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. 2. Показ значимости знаний, умений: а) общественной б) личностной 5. Межпредметные связи 1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач 2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально- групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. 3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий) 4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального. 5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. 6. контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка. 7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д. 1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. 2. проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. 3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям 4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке Этапы урока Виды помощи в учении В процессе контроля за подготовленность ю учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. При организации самостоятельной работы Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. В ходе самостоятельной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке. При опросе слабоуспевающих учащихся: больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ чаще задавать вопросы при фронтальных беседах опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание. Объяснение нового материала: применять специальные приемы для поддержания внимания четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации повышать интерес учащихся к теме предупреждать утомление учащихся. Организация самостоятельной работы: задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение. При сообщении домашнего задания: найти конкретный параграф учебника ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению… предложить задать вопросы дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении учитывать дозировку домашнего задания /уровень репродуктивный/. Применение разноуровневых контрольных работ. Отражение работы со слабоуспевающими в поурочных планах. Наличие тематического учета знаний. Выявление причин неуспеваемости. Ведение тетрадей систематического учета знаний.

План работы учителя со слабоуспевающими учащимися Мероприятия 1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. Информацию сдать завучу 2. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. 3. Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, 4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися 5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО) 6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. 7. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. 8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса. 9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

. План работы со слабоуспевающими учащимися классного руководителя Мероприятия 1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся 1 класса по итогам предыдущего года обучения 2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса 3. Провести собеседование с родителями 1 класса по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими учащимися. Предложить родителям посещать уроки представленный план работы. 4. Собеседования с учителями по итогам триместра и результатам индивидуальной работы с ребенком. 5. Индивидуальные беседы с родителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ. 6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел. 7. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

выводы Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.