ЧЕЛОВЕК Био-психо- социальное существо. Характеристика человекаХарактеристика животных Производит собственную окружающую среду, изменяя и преобразуя природу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЧЕЛОВЕК Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.
Advertisements

Обществознание 8 класс Урок 6. Приведите пример какой - либо известной личности, которую можно считать примером для подражания ?
Домашнее задание: §5 до с. 51 © Ковалькова Н.Н 1. Характеристика деятельности 2. Структура деятельности 3. Многообразие деятельности.
Обществознание 8 класс Урок 6. Приведите пример какой - либо известной личности, которую можно считать примером для подражания ?
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
А 1. Кто является автором теории происхождения человека от животного: 1) Мечников 2) И.П. Павлов 3) Ч. Дарвин 4) Ж. Кювье Правильный ответ.
Классификация потребностей (по А. Маслоу): физиологические - экзистенциальные – в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,
Деятельность человека, ее основные виды Содержательная линия «Человек»
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Деятельность как способ существования людей. Различия между деятельностью человека и поведением животного Человек Не только приспособление, но и преобразование.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ. План урока: Сущность и структура деятельности Потребности интересы Виды деятельности Творческая деятельность.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
Сущность человеческой деятельности. Сравните определения деятельности, которые дают социология и социальная психология: Деятельность – специфическая форма.
Сущность человеческой деятельности. Сравните определения деятельности, которые дают социология и социальная психология: Деятельность – специфическая форма.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Деятельность - способ существования людей Деятельность - единственный путь к знаниям Б.Шоу.
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Многообразие деятельности человека Способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей.
Транксрипт:

ЧЕЛОВЕК Био-психо- социальное существо

Характеристика человека Характеристика животных Производит собственную окружающую среду, изменяя и преобразуя природу (т.е. создаёт культуру) – преобразовательная деятельность. Использует то, что есть в наличии, приспосабливаясь к природе – приспособительная деятельность. Наличие целеполагания в деятельности (т.е. человек способен осознавать цель), осознание потребностей. Инстинктивное поведение, отсутствие целеполагания, осознания потребностей. Существо универсальное, способно действовать «по меркам любого вида» Не может преодолеть видовую ограниченность, инстинктивное поведение. Абстрактное (понятийное) мышление Наглядно – образное мышление Членораздельная, осознанная речь или знаковые системы передачи информации Нечленораздельная речь Этические понятия, нормы (добро и зло, плохо и хорошо) Отсутствие этических норм, совести, стыда. Создание орудий труда при помощи других орудий труда. Использование в качестве орудий труда предметов природы. Способность передавать трудовые навыки последующим поколениям, т.е. наличие системы образования. Не способны передавать трудовые навыки последующим поколениям, отсутствие системы образования. Способность к творчеству (т.е. создание чего–то нового) Только репродуктивная (т.е. воспроизводящая уже существующее) деятельность, поведение.

Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек есть природный, биологический факт. Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны

4 И человек, и животное характеризуются 1) индивидуальными интересами 2) зависимостью от природных условий 3) свободой выбора цели 4) сознательным выбором способов действия

5 Деятельность человека, в отличие от поведения животных, может быть обусловлена 1)интересами 2)инстинктами 3) условными рефлексами 4) врожденными программами

6 Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины. При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. В отличие от работ по строительству плотин, которые ведет человек, побудителями действий животных выступают 1)умения 2)инстинкты 3) навыки 4) особенности темперамента

7 Верны ли следующие суждения о поведении людей? А. Поведение человека в обществе обусловлено только воспитанием и совершенно не зависит от воли и желаний других людей, внешних обстоятельств. Б. Поведение человека в обществе целиком обусловлено природными инстинктами и его эмоциональным состоянием в данный момент. 1)верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8 Человека от животного отличает способность 1) чередовать периоды активности и отдыха 2) обучать потомство 3) создавать новые условия и средства для жизни 4) приспосабливать предметы, данные природой, для своих нужд

9 Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологическая составляющая включает 1)половые особенности 2)мотивы 3) потребности 4) систему ценностей

10 Человек, в отличие от животного 1) использует подсобные средства 2) направляется инстинктами 3) ведет изолированное существование 4) осуществляет свободный выбор

11 Найдите в приведенном ниже списке биологические (природные) качества человека. 1) способность к продолжению рода 2) умение защищаться от врагов 3) умение находить пропитание и обустраивать жилье 4) способность преобразовывать природную среду 5) забота о потомстве 6) способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов

человек индивид индивидуальность личность

Индивид – каждый отдельный человек Индивидуальность – неповторимые, уникальные черты человека Личность – индивид, обладающий сознательной деятельностью и устойчивыми социальными связями Т.о. личность это социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)

Социализация Процесс усвоения индивидом норм, ценностей, знаний, социальных ролей накопленных предыдущими поколениями. Факторы социализации – то, что влияет на процесс социализации. Агенты социализации – ближайшее окружение (родители, родственники, друзья) Институты социализации (коллективные агенты социализации) (семья, школа, армия, церковь)

Этапы социализации Вторичная (усвоение новых социальных ролей и знаний в зрелом возрасте) Первичная (от рождения до формирования зрелой личности)

ресоциализация Усвоение новых ценностей, норм, ролей взамен недостаточно усвоенных или устаревших ресоциализация Утрата индивидом социального опыта, отражающаяся на его деятельности и возможности реализации в социальной среде

17 Верны ли следующие суждения о личности? А. Врожденные качества человека оказывают влияние на формирование личности. Б. Качества личности не зависят от исторической эпохи и типа культуры. 1)верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

18 Верны ли следующие суждения о личности? А. Личность формируется под влиянием наследственности и социальной среды. Б. Качества личности не зависят от исторической эпохи и типа культуры. 1)верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19 Различные формы организованного и стихийного воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают социальный опыт, – это 1) адаптация 2) образование 3) воспитание 4) социализация

Элементы деятельности субъект объект мотив цель средства результат Цель оправдывает средства Н. Макиавелли Благородная цель может быть достигнута только благородными средствами Н.С. Лесков

Мотивы деятельности Мотив – побудительная причина Потребности интересы Социальные установки убеждения

Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Духовные (самореализация, индивидуальность…) Престижные (уважение, высокий статус…) Социальные (общение, дружба, любовь…) Экзистенциальные (защищенность, безопасность…) Физиологические (жажда, голод, сон, дыхание…) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность: 1)в трудовой деятельности 2)в нормальном теплообмене 3)в сохранении здоровья 4)в физической активности

Человека от животных отличает способность: 1)к обмену информацией с себе подобными 2)к оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию 3)к усвоению форм поведения других 4)к совместному изготовлению орудий труда

Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется: 1)цель деятельности 2)результат деятельности 3)мотив деятельности 4)потребность

Задатки и способности Задатки – врожденные анатомо- физиологические особенности нервной системы. Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.

Уровни развития способностей Гениальность (высший уровень развития способностей и талантов) Талант (выдающиеся способности) Одаренность (сочетание различных развитых способностей)

Способности – это: 1)врожденные анатомо-физиологические качества человека 2)индивидуальные качества, помогающие осуществлять деятельность 3)умение сопереживать 4)умение жить в коллективе

Основные виды деятельности Игра Учение Труд Общение имитация действительности приобретение знаний и способов действий достижение практического результата установление и развитие взаимных отношений

Творчество Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются

Вид деятельности, характерный не только для людей: 1)материально-производственная 2)познавательная 3)творческая 4)игровая

Структура психики личности По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939) Я ОНО Сверх-Я сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека либидо мортидо

Другие элементы психики Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей. Мотивы – осмысленные побудители действий. Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий. Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.

Важнейшие качества личности Сознание и самосознание Способность успешно взаимодействовать с другими людьми Личное достоинство Наличие убеждений и принципов Способность нести ответственность Самоопределение Свобода (=«осознанная необходимость») Самоузнавание + образ своего Я + самооценка Бенедикт Спиноза ( ) способность воспроизводить действительность в идеальных образах

В чем отличие между понятиями «индивидуальность» и «личность»? Назовите три структурные элементы психики личности.

Отклоняющееся поведение Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества Негативное ОП: нанесение ущерба людям (правонарушение, преступление, алкоголизм, наркомания…) Позитивное ОП: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей и т. п.) Причины: 1)врожденная предрасположенность 2)неблагоприятная социальная среда 3)политические, экономические кризисы 4)конфликт между господствующей культурой и субкультурой

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм. Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны

Духовный мир личности духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении знания о природе, обществе и человеке убеждения и вера в истинность своих убеждений способность к тем или иным видам деятельности чувства и эмоции цели ценности МИРОВОЗЗРЕНИЕ система взглядов человека на мир и свое место в нем

Типы мировоззрения Обыденное (житейское): опирается на личный опыт человека и мало использует опыт других людей Религиозное: возникает под влиянием религиозных учений Научное: опирается на достижения науки, тесно связано с общественной практикой людей Гуманистическое: высшей ценностью ставит права и свободы человека

Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания: 1)гуманистическое мировоззрение 2)религиозное мировоззрение 3)научное мировоззрение 4)обыденное мировоззрение

Смысл жизни Под смыслом жизни понимается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить Это самый глубокий и главный мотив человеческого существования

Подходы к пониманию смысла жизни Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур ( гг. до н. э.)). Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген ( гг. до н. э.)). Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон ( гг. до н. э.)). Религиозный: самоотверженное служение Богу. Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант ( гг.). Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.

Что понимается под смыслом жизни? Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее тебе близок?