Общее недоразвитие речи Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Advertisements

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Дети с нарушениями речевого развития это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения.
Развитие речи ребенка третьего года жизни Иванова Л. А., учитель-дефектолог МОУ «РПМПК»
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
1. О нормативах речевого развития дошкольников 4-5 лет. 2. О целях, содержании и результатах планового логопедического обследования. 3. О речевых нарушениях,
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
Лесникова Т.А., Глымбоцкая Т.В. учителя-логопеды МОУ «Гимназия» г. Сертолово.
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4». Ситуация в школе При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Что такое ОНР?. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся.
Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста.
Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению Подготовила: учитель-логопед высшей категории МБДОУ 26 ДС «Жемчужинка» города Смоленска Иванова.
Речевая готовность ребёнка к школьному обучению Подготовили: учителя-логопеды МБДОУ ДС 26 «Жемчужинка» Иванова Татьяна Николаевна Зезюлина Светлана Владимировна.
Готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю.
Особенности коррекционной работы.. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Слова – основная.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Играя, развиваем речь Презентацию подготовил учитель-дефектолог Л.Г. Морозова Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад. Нам очень нужно с вами союзниками.
Транксрипт:

Общее недоразвитие речи Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

Первый уровень речевого развития – отсутствие речи По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Левиной Р. Е., четвертый уровень представлен в работах Филичевой Т. Б. Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь сформирована. Дети старшего дошкольнего возраста имеют незначительный словарный запас, состоящий из звукоподражаний, аморфных слов - корней, сопровождают речь жестами и мимикой. Такая речь непонятна окружающим.

Второй уровень речевого развития – отсутствие фразы Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств. Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.

Третий уровень речевого развития – грамматичная фраза Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становиться более развернутой, грубых лексико - грамматических и фонетических отклонений уже нет. В устной речи отмечаются отдельные грамматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны. Дети пользуются простыми распространенными предложениями из слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют.

Четвертый уровень речевого развития – элементы лексико – грамматической недостаточности Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положении при обучении его письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

Обследование речи дошкольников с ОНР Индивидуальное всестороннее обследование речи детей с ОНР способствует наиболее точному установлению уровня развития, но требует очень мнего времени. В целях более эффективнего использования периода обследования можно объединять некоторые задания, одновременно выявляя степень сформированности разных речевых навыков (например, зафиксировать нарушения звукопроизношения можно при исследовании словаря или связной речи, сформированность грамматического строя речи – при обследовании пересказа или рассказа ребенка).

Изучения состояния звуковой стороны речи 1. Произносительную сторону речи удобно проверять во время чтения ребенком наизусть стихотворения или пересказа хорошо знакомой сказки, отмечая: -скорость (темп) речи: быстро, умеренно, замедленно; -громкость чтения: достаточно громко, умеренно, тихо; -выразительность: выразительно, маловыразительно, невыразительно; -четкость: дикция четкая, недостаточно четкая, нечеткая; -звукопроизношение: какие звуки ребенок опускает, заменяет или искажает; -слоговая структура: сохранна или нарушена, какие слоги опускается, не договариваются или переставляются ребенком в процессе произношения.

Изучения состояния звуковой стороны речи 2. Фонематическое восприятие речи: -умение определить наличие заданнего звука в слове (есть ли звук с в словах: сани, шкаф, лиса, коза, замок, жук и т.д.); -умение слышать и выделять слова с данным звуком из ряда других слов (услышишь слово со звуком с, хлопни в ладоши: сумка, кошка, стакан, шуба, маска, лес, мышь и т. п.) 3. Готовность к анализу звукового состава слов: -выделение начальнего ударнего гласнего (какой первый звук слышится в словах: Аня, утка, ослик, Ира); -выделение конечнего согласнего из слов типа: мак, суп, кот; -выделение начальнего согласнего из слов типа: муха, санки; -выделение ударнего конечнего гласнего из слов типа: луна, шары, окно.

Изучение словаря существительных Выявляется соотношение пассивнего и активнего словаря и его количественный и качественный состав. Необходимо отметить употребление существительных: -называние функциональных частей целого (Что есть у чайника? У машины есть мотор. Что еще есть у машины?); - называние обобщающих понятий (Стол, шкаф, диван, кровать. Что это? Назови, одним словом. Огурец – это овощ. Назови какие овощи ты еще знаешь.);

Изучение словаря прилагательных Подбор слов – антонимов (используется и при выявлении словаря глаголов, прилагательных и наречий – скажи наоборот); подбор слов – синонимов (скажи по-другому, как еще можно сказать?), также используется и при исследовании словаря глаголов, прилагательных и наречий; называние цвета, свойств, качеств, величины, а также материала, из которого сделаны предметы, или принадлежности предметов или их частей кому- либо (Это стол. Какой он? Каким еще может быть стол? А если он из дерева?)

Изучение словаря глаголов и наречий Проверяется называние слов, обозначающих действия животных, людей, а также действия, которые можно совершать предметами. (Что делает врач? Что умеет делать тигр; кошка? Что можно делать ножом; ножницами? и т. д.). Отмечается употребление наречий: употребление слов, обозначающих признак действия, а также пространственные и временные отношения. (Как может бегать мальчик? А еще как? Где находится пол, потолок? Справа или слева стоит машинка? Когда ты приходишь в детский сад? Когда ты гуляешь?)

Изучение грамматического строя речи 1.Морфология. а) проверяется: - умение правильнего употребления окончаний существительных множественнего числа родительнего падежа. (Логопед начинает фразу, ребенок заканчивает: У Тани есть карандаши, а у Маши нет…….карандашей или: В лесу живет мнего….…медведей, белок; или: В нашей комнате мнего…… столов, стульев.) - употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в столу, из стол);

Изучение грамматического строя речи б) словообразование - умение образовывать слова при помощи суффиксов (Где лежит хлеб? – в хлебнице. Куда кладут соль? – в солонку. Как можно назвать человека, который катается на лыжах? – лыжник. Кто работает в библиотеке? Кто учит детей?) Чей хвост? Чьи уши? Чья нора? Таня говорит громко, а Миша может говорить еще…….громче) -умение образовывать слова при помощи приставок (Мальчик к дому…….подходит. Из дома…….выходит. Через улицу……..переходит. Гриб, который растет под березой……подберезовик. Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают…пододеяльник)

Изучение грамматического строя речи 2.Синтаксис. Отметить, какие типы предложений ребенок использует в речи: простые (распространенные и нет), сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные), соотношение простых и сложных предложений, умение пользоваться союзами, правильность построения и оформления предложений с морфологической и синтаксической точки зрения.

Изучение связной речи Проводят с использованием следующих приемов: -пересказ (имеется опора на готовый сюжет и предложенный авторский речевой материал); -рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок (нет опоры на готовый сюжет и речевой материал); -рассказ – описание или рассказ из личнего опыта (нет опоры на готовый сюжет, но в процессе предварительной беседы намечается вербальный план типа: - какая это игрушка; - какого цвета, размера, формы, как в нее можно играть; - где ты был, какая была погода, что ты увидел, что тебе понравилось в парке и т. п.)

Дидактический материал для обследования речи детей с ОНР Обследование речи детей рекомендуется проводить с помощью нагляднего материала таких авторов, как: Иншакова О. Б. (1993); Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. (1993); Грибова О. Е. и Бессонова Т.П. (1994); Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. (2000).

Краткий речевой анамнез *гуление, лепет, 1-е слова – с большим опозданием, малоактивные *медленное наращивание словаря; *прерывание речевого развития; *фразовая речь – после 2,5 лет, непонятная для окружающих; *наследственная среда: мама (папа), брат (сестра) в детстве посещали логопедическую группу; у папы косноязычие; Общая и мелкая моторика *ведущая рука – правая (левая, амбидекстр); *общая замедленность движений; *страдает точность и быстрота движений; *нарушена переключаемость движений; *несформированность пальчиковой моторики; *навязчивые движения пальцев рук; Сост-ние артикул- него аппарата *прикус: неглубокая прогнатия (прогения); *язык при нагрузке синеет; *девиация языка вправо (влево); *мышечный тонус повышенный (пониженный); *тонус языка мозаичен (при боковом произношении); *недостаточный тонус мышц мягкого нёба (при нахальности); *укорочена подъязычная связка (связка под верхней губой); *парез верхней губы (языка) справа (слева); *гиперкинезы; *синкинезии; *гиперсаливация; *гуление, лепет, 1-е слова – близко к возрастной норме; *фразовая речь – после 2 лет, малопонятная для окружающих; *наследственная среда: мама (папа), брат (сестра) в детстве посещали логопедическую группу; у папы косноязычие; *ведущая рука – правая ( левая, амбидекстр); *общая замедленность движений; *двигательное беспокойство; *страдает точность и быстрота движений; *нарушена переключаемость движений; *несформированность пальчиковой моторики; *прикус: неглубокая прогнатия (прогения); *язык при нагрузке синеет; *девиация языка вправо (влево); *мышечный тонус повышенный (пониженный); *тонус языка мозаичен (при боковом произношении); *недостаточный тонус мышц мягкого нёба (при нахальности); *укорочена подъязычная связка (связка под верхней губой); *парез верхней губы (языка) справа (слева); *гиперкинезы; *синкинезии; *гиперсаливация; ОНРФФНР

Общее звучание речи *смазанное, голос тихий; *невнятное; разборчивость речи несколько снижена; Понима- ние речи *не в полном объёме: затруднено понимание временных, логико-грамматических конструкций; Актив-й словарь *ниже возрастной нормы; Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. Слоговая структ- ра слова *грубо нарушена: множественные элизии звуков и слогов («сипед» - велосипед, «кафета» - конфета); *нарушена: перестановки («масалёт» - самолёт, «петерь» - теперь, «рагуда» - радуга); *смазанное, голос тихий (громкий); *невнятное; *разборчивость речи несколько снижена; *полное: достаточно хорошо понимает значение грамматических изменений слов; *соответствует возрастной норме; *близок к возрастной норме; *сужен запас знаний и представлений об окружающем; *нарушений почти не наблюдается; *единичные элизии в незнакомых словах; *единичные перестановки в сложных словах; ОНРФФНР

Звукопро изнош-е*С,СЬ, З, ЗЬ, Ц – м/з; Ш – С, Ж – З, Ч – ТСЬ, Щ – СЬ – м/з; Л – м/з; Р, РЬ – одноуд; *Ы, Э – ред; С, З, Ц – по дизартр. типу; Ш, Ж, Ч, Щ – по дизартр. типу, Л – отс; Р – горл, РЬ – J. *дефект смягчения по всем группам звуков; Фонемат. слух *сформирован недостаточно: литеральные парафазии искуственно созданные слова («яблуко» - яблоко, «мазьмёшь» - возьмёшь *сформирован недостаточно: не дифференцирует звонкие – глухие, свистящие – шипящие, твёрдые – мягкие звуки; *сформирован недостаточно: низкий уровень операций анализа и синтеза; не слышет " звуков в слове, не pазличает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и опpеделить последовательность *межзубный сигматизм, Л – м/з; *боковой сигматизм, Л – отс, Р – горл, РЬ – одноуд; *нарушено по типу стёртой дизартрии; *С, З, Ц – м/з бок; Ш – С м/з бок, Ж – З м/з бок, Ч – ТСЬ м/з бок, Щ – СЬ м/з бок; Л – отс, ЛЬ – J; Р – горл, РЬ – J; *нарушен: не дифференцирует звонкие – глухие, свистящие – шипящие, твёрдые – мягкие звуки ФФНРОНР

Грамма- тический строй речи *грубый аграмматизм в предложно- падежных конструкциях; *аграмматизм рода, числа, предложных конструкций, ударения; *аграмматизм падежных конструкций, рода, числа, в употреблении предлогов; Связная речь*сформирована недостаточно; *низкий уровень возрастнего развития; *вопросно-ответная форма; Темп и плавн.*не нарушен; *брадилалия; *тахилалия; *несколько ускорен; *несколько замедлен; Письмо и чтение *не знает буквы; *знает некоторые буквы; *читает слоги; *негрубый возрастной аграмматизм; *единичные нарушения; *пользуется простым распространенным предложением; *пользуется сложным предложением; *сформирована по возрасту; *не нарушен; *брадилалия; *тахилалия; *несколько ускорен; *несколько замедлен; *знает буквы; *знает буквы, читает слоги; *читает короткие слова; *читает предложения; ОНРФФНР

Понятие об общем недоразвитии речи Общее недоразвитие речи наблюдается при наиболее сложных, системных нарушениях речи: алалии, афазии; при фонационных расстройствах (ринолалии, дизартрии), когда диагностируются одновременно недостаточность фонетико - фонематической и лексико - грамматической стороны речи. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.