Лекция 1-1. Современный менеджмент, его эволюция и роль в рыночной экономике. 1. Особенности реформирования управления в России. 2. Этапы развития менеджмента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
– влияние возникновение речи на уровень развития информационных ресурсов общества; II – влияние возникновения письменности на уровень развития информационных.
Advertisements

Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций к. э. н., доц. Павлова Е.Г. Тема: «Сущность менеджмента, эволюция управленческой мысли» Вопросы: 1. Менеджмент, как понятие, отражающее.
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
Основные понятия научного управления © Мегалова И.А., кпн, доцент кафедры управления образованием и развития образовательных систем, СарИПКиПРО, 2007.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ МЕНЕДЖМЕНТА. Виды социального управления -административно-государственное управление (социально политический менеджмент)
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Подготовила: Подготовила: Васильева Ю.А. УП(ПВ) маг.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Подготовила: Сартаева Д. гр: 303 СД Проверила: АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА» ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА.
Тема: «Понятие менеджмента». Отделение управленческой работы от производственной привело к возникновению самостоятельного вида деятельности менеджмента,
Макарова Е.А. 1 Менеджмент. 2 Раздел I. Экономическое развитие и менеджмент.
Началом теории организации как науки можно считать конец XIX- начало XX века, когда данное направление стало выделяться из научного управления. Тогда.
Организация производства как система научных знаний.
Менеджмент и менеджер
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
МЕНЕДЖМЕНТ «Самоуправление как метод менеджмента».
Транксрипт:

Лекция 1-1. Современный менеджмент, его эволюция и роль в рыночной экономике. 1. Особенности реформирования управления в России. 2. Этапы развития менеджмента за рубежом и в России. 3. Понятие, сущность и основные функции менеджмента. 4. Использование систем менеджмента в деятельности финансово–экономической службы ВС РФ. Лектор: профессор Скрынченко Борис Леонидович Кафедра экономических теорий и военной экономики Военного университета Учебная дисциплина – «Менеджмент»

Первая управленческая революция - «религиозно-коммерческая» (Шумер, Египет, Аккада) трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь в социальный институт и профессиональное занятие

Вторая управленческая революция - «светской-административная» (Мессопотамия, Ассирия) свод законов управления государством царя Хаммурапи (1792– 1750 гг. до н.э.) для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения появление светскойй манеры управления, возникновение первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождение первых ростков лидерского стиля и методов мотивации поведения

Третья управленческая революция - «производственно-строительная» (Вавилон, Рим) - - система производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах царя Навуходоносора II (605– 562 гг. до н.э.); - - система территориального управления Диоклетиана (243–316 гг. н.э.); - - административная организация Римской католической церкви. соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства

Четвертая управленческая революция - «зарождение профессионального управления» (XVII-XVIII вв.) зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации отделение управления от производства и капитала, а затем превращение администрирования и менеджмента в самостоятельную экономическую силу

Пятая управленческая революция - «бюрократическая» (конец XIX – начало ХХ в.) - - усиление роли администрации в государствен-ном и частном секторах, ее превращение в самостоятельную социальную силу; - - тотальная бюрократизация управленческого аппарата, превращение бюрократии в господствующий элемент социальной структуры формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров

1. Школа научного управления (классическая, традиционная школа, научный менеджмент) (1885–1950) Г. Гант (1908), Ф.Тейлор (1911), Ф. и Л. Гилберт (1911), Г. Эмерсон (1912), и др. Вклад в развитие науки: научное управление, система контроля, календарное планирование деятельности предприятия, рационализация выполнения работ, хронометраж, изучение трудовых движений, научные принципы организации рабочего места, мотивация рабочих, административная теория и др.

2. Административная школа менеджмента А. Файоль (1916), М. Блюмфилд (1917), М. Вебер (1921), Дж. Муни (1931), Л. Урвик (1943) Вклад в развитие науки: формализованное описание работы управляющих, функции управления, принципы управления высшего управленческого звена, управление рабочей силой, общие характеристики организаций, систематизированная теория управления организацией

3. Школа человеческих отношений (поведенческих наук, поведенческая школа) (30–50-е гг.) Э. Мэйо (1945), Г. Мюнстерберг (1892), М. Фоллет (1920), П. Друкер (1945), М. Вебер (1947), А. Маслоу (1960) Вклад в развитие науки: исследование поведения людей в организациях, отношение к членам организации как активным человеческим ресурсам, учет особенностей конкретного индивидуума, мотивация труда, профессиональные менеджеры, управление в целом и др.

4. Школа управленческой науки (количественная, управленческая школа) (50–90-е гг.) Н. Винер (1949), Г. Саймон (1955), Д. Мак-Грегор (1960), И. Ансоф (1965), Л. Канторович (1976) и др. Вклад в развитие науки: исследование операций, использование количественных измерений при принятии решений, использование информационных систем управления и компьютерной техники, моделирование, теория игр, теория решений и др.

5. Системный, процессный, ситуационный подходы (70–80-е гг.) Д. Томпсон (1967), П. Лоренс (1967), В. Оучи (1975), Г. Минцберг (1973). Р. Стюарт (1976), М. Портер (1980) и др. Вклад в развитие науки: динамическое окружение, взаимодействие и взаимозависимость компонентов организации, выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды, матричные разработки, социальная ответственность, организационные изменения, информационные системы и др.

Развитие менеджмента в России А.Л. Ордын-Нащокин (1605–1680) - ввел городское самоуправление в западных приграничных городах России; - -поставил вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента. Петр I - -реформы по совершенствованию управления экономикой. И.Т. Посошков (1652–1726) - -разделение богатства на вещественное (богатство государства (казны) и народа) и невещественное (эффективное управление страной и наличие справедливых законов); - - разработал принципы улучшения управления экономикой, основанные на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. А.П. Волынский (1689–1740) - -идеи государственного управления. В.Н. Татищев (1686–1750) - -особое значение придавал управлению финансовой политикой; - - считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

Развитие менеджмента в России М.М. Сперанский (1772–1839) - - цель преобразований: придание самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона; - - предложил разделить систему власти на три части: законо-дательную, исполнительную и судебную. С.Ю. Витте (1849–1915) и А.С. Столыпин (1862–1911) - - децентрализация управления Россией и др. А.А. Богданов, И.А. Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Е.Ф. Розмирович (с 1917 г.) - введение рабочего контроля; - создание Высшего совета народного хозяйства; - - образование местных органов экономического управления; - - разработки по научной организации труда и производства; - - организация труда отдельного человека др.

Менеджмент – область знаний и профессиональ-ной деятельности, направленных на формирова-ние и обеспечение достижения целей организа-ции путем рационального использования имею-щихся ресурсов. Содержание менеджмента можно рассматривать в следующих аспектах: – как науку и искусство управления; – как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений; – как аппарат управления деятельностью организации; – как людей, управляющих организацией. Категория менеджмента : – объекты и субъекты; – функции; – виды; – методы; – принципы.

Объекты менеджмента Цех Производство Предприятие Объединение предприятий Участок Рабочее место Уровень объекта Система Проект Операция Функциональные области Вид объекта Прочие Финансы Персонал Сбыт Снабжение Производство Инновации Операция

Субъекты менеджмента, менеджеры руководители организаций; – руководители организаций; – руководители структурных звеньев; – организаторы определенных видов работ (администраторы). Виды менеджмента Общий (генеральный) менеджмент Функциональный (специальный) менеджмент ПРЕДПРИЯТИЕПРЕДПРИЯТИЕПРЕДПРИЯТИЕПРЕДПРИЯТИЕ Структурные единицы (профит-центра) А В С Инновации Персонал Персонал Производство Сбыт Качество Финансы ВЭД Экология – Инновационный менеджмент – Персональный менеджмент – Менеджмент снабжения – Производственный менеджмент – Менеджмент маркетинга – Менеджмент качества – Финансовый менеджмент – Международный менеджмент – Экологический менеджмент

Функции менеджмента - планирование; - организация; - мотивация. - контроль. - -Координация Принципы менеджмента - целостность; - иерархическая упорядоченность; - целевая направленность; - научная обоснованность и оптимальность; - сочетание централизации и децентрализации; - демократизация.