Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) Педагогические условия художественно-творческого развития одаренных дошкольников Выполнила:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кузнецова М.Н. Внеурочная деятельность: «Юный художник»
Advertisements

Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Тема: «Народная игрушка как средство развития художественног о творчества старших дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
Выполнила: студентка 4 курса Группы Воронецкая Анна Александровна Научный руководитель: к.пед.н.,доцент Лащенко Н.Д.
Детское творчество Подготовила: Степаненко А.Ю. Детское творчество "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
«Воспитание и развитие интереса дошкольников к изобразительной деятельности на примере изучения и изображения пейзажа» Выполнила Выполнила: Рехтина Анна.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 472 комбинированного вида «Тигрёнок» Педагогический проект.
Эстетическое воспитание детей в художественном творчестве. Презентацию подготовила : Подгорная Е.С.
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия 15 « Солнышко » Круглова Галина Евгеньевна, воспитатель по изодеятельности.
МАДОУ «Детский сад 104» «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Автор проекта: Шорникова Галина Владимировна Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ ЦРР – детский сад 30 «Солнышко» г. Вязники, Владимирской обл.
Линия чувств направлена на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской.
Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный,
Муниципальное дошкольное Муниципальное дошкольное образовательное учреждение образовательное учреждение «Уксянский детский сад «Рябинушка» «Уксянский детский.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 212» Заведующий Н.В. Демидова.
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ ЦРР ДЕТСКОГО САДА 1 КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК» МОРОЗОВОЙВАЛЕНТИНЫГЕОРГИЕВНЫ.
Транксрипт:

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) Педагогические условия художественно-творческого развития одаренных дошкольников Выполнила: студентка направления подготовки «Психолого-педагогическое образование Направленность (профиль) «Психология и педагогика образования одаренных детей» Группы ППО-м-з-15-1 заочной формы обучения Титаренко Алевтина Валерьевна Научный руководитель канд. пед. наук, доц. Колосова Наталья Викторовна

Противоречия между : потребностью общества и государства и развитии одаренных детей и образовательной практикой работы дошкольного учреждения с одаренными детьми, осуществляемой без учета раннего выявления одаренности; необходимостью развития художественного творчества личности начиная с дошкольного возраста и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий, обеспечивающих развитие художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраст а; необходимостью построения образовательного процесса ДОУ, обеспечивающего художественно-творческое развитие одаренных детей и реализацией традиционных формам и методов, не позволяющих в полной мере развивать в условиях ДОУ одаренность

Проблема исследования Проблема исследования состоит в поиске педагогических условий художественно-творческого развития одаренного ребенка дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий художественно-творческого развития одаренных дошкольников Объект исследования: процесс художественно-творческого развития одаренных дошкольников. Предмет исследования: педагогические условия художественно- творческого развития одаренных дошкольников.

Гипотеза исследования Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что художественно – творческое развитие одаренных дошкольников будет эффективным, если: художественно – творческое развитие одаренных дошкольников понимается как процесс развития совокупности творческих способностей, направленных на освоение ребенком достижений культуры и искусства, на создание персональных незаурядных продуктов художественного творчества через выражение индивидуальности с учетом нравственных ценностей социума; образовательное пространство дошкольного учреждения проектируется с учетом принципов творческого развития, взаимодействия субъектов образования в процессе совместной художественно-творческой деятельности; определены критерии и показатели художественно – творческого развития одаренных дошкольников.

Задачи исследования 1. На основе анализа философских, социологических, психологических и педагогических исследований по проблеме определить категориальное поле исследования. 2. Изучить особенности развития одаренности в процессе формирования личности ребенка. 3. Определить педагогический потенциал художественно – творческой деятельности в развитии личности одаренных дошкольников. 4. Экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий художественно-творческого развития одаренных дошкольников.

Методы исследования теоретический анализ научной литературы (философской, социологической, педагогической, психолого-педагогической); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик, экспертная оценка, изучение рабочей документации, обобщение практического опыта, педагогический эксперимент); методы статистической обработки данных.

Положения, выносимые на защиту: 1. Художественно – творческое развитие одаренных дошкольников - это процесс развития совокупности творческих способностей, направленных на освоение ребенком достижений культуры и искусства, на создание персональных незаурядных продуктов художественного творчества через выражение индивидуальности с учетом нравственных ценностей социума. 2. Художественно – творческое развитие одаренных дошкольников происходит в развивающем творческом образовательном пространстве дошкольного учреждения, обеспечивающем взаимодействие субъектов образования в процессе совместной художественно-творческой деятельности.

Положения, выносимые на защиту: 3. Основными педагогическими условиями эффективного художественно – творческого развития одаренных дошкольников, являются: актуализация потребности дошкольников в художественно- творческой деятельности, ориентация на личностное самопознание; диагностический подход к определению способностей (одаренности) детей, реализация индивидуальных склонностей и способностей в конкретных видах художественно-творческой деятельности, развитие личностно значимых качеств дошкольников; формирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощение умений в продуктах художественно- творческой деятельности.

Положения, выносимые на защиту: 4. В качестве критериев и показателей художественно– творческого развития одаренных дошкольников выступают: - эстетическое отношение к действительности (характеристика, данная ребенком воспринимаемому предмету или явлению, которая может ограничиваться описанием их внешних свойств или выявить их внутренние качества и свойства, основной эмоциональный тон, образное сходство с другими предметами или явлениями); - способности к творческо-продуктивной деятельности (наличие творческой инициативы, обнаруживающееся в самостоятельно найденном образном решении; содержательность, выразительность и разработанность творческого замысла; решение образной задачи в единственном варианте, нескольких вариантах в одном виде искусства или в материале различных видов искусства); - владение формой (получение качественного результата без дополнительных внешних стимулов; умение создать выразительную художественную форму, используя на практике полученные знания, стандартные или собственные варианты композиционных решений).

База педагогического эксперимента Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 15 «Юсишка» города Ставрополя

Глава 1. Научно-теоретические основы художественно – творческого развития одаренных дошкольников 1.1. Проблема одаренности в педагогике и психологии Развитие одаренности в процессе формирования личности ребенка Педагогический потенциал художественно – творческой деятельности в развитии личности одаренных дошкольников.

Ф ОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНОЕ ЕЕ РАСКРЫТИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. П ЕРЕД ВОСПИТАТЕЛЕМ ДЕТСКОГО САДА НА ДОШКОЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ СТОИТ ЗАДАЧА РАННЕГО РАСКРЫТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Основными педагогическими условиями художественно-творческого развития детской одарённости в системе образования являются ориентация целей, содержания, форм организации и методов обучения на развитие у ребенка эстетического отношения к действительности, высокой креативности и художественной грамотности. Под развитием в данном контексте следует понимать, в первую очередь, «вертикальное» движение в его ценностном смысле, которое выступает как постепенное раскрытие существующей формы высшего творческого Я, по которой человек творит себя в художественно-эстетическом пространстве, как выявление и конкретизация этого исходного целого, которое вбирает в себя и модифицирует разные психические качества, преобразуя их в способности к художественному творчеству. Развитие детской художественной одаренности есть раскрытие творческого потенциала личности ребенка посредством включения его в художественно- творческую деятельность, обретения им эстетической культуры, собственного художественно-эстетического мира и себя как художника- творца. Для развития детской художественной одаренности в условиях образования наиболее целесообразным является путь, ориентированный на развитие общей художественной одаренности ребёнка, дающий ему возможность постигать и осваивать различные виды искусства

Доктор психологических наук, педагог A.M. Матюшкин определяет одаренность как развивающееся творчество. Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Можно выделить следующие составляющие художественной одаренности: особое эстетическое отношение человека к миру; направленность на создание художественного образа; художественное воображение..

Художественно-творческое развитие одаренных дошкольников предполагает : 1. Ребенок овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего. 2. Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит ребенок в мир общечеловеческих ценностей.

Литературно- поэтическую Хореографическая Виды художественно-творческой деятельности «Художественное-творчество» Изобразительная Сценическую Музыкальное

Процесс художественно-творческого развития одаренных детей приобретет целенаправленность и эффективность при реализации следующих педагогических средств: развивающая творческая среда ДОУ, способствующая развитию творческой художественной индивидуальности дошкольника и обеспечивающая создание персональных продуктов творчества ; синтез искусств как средство погружения детей в культуру и способ подготовки к авторской деятельности посредством языка искусства; взаимодействие детей и взрослых в процессе совместной художественной деятельности

Рисование это одно из самых больших удовольствий для ребенка, рисование раскрывает его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Стремление к созиданию ради самопознания - это «встреча с собой» (А.А. Мелик-Пашаев).

Огромное значение для художественно – творческого развития детей имеет «интерес». А.А. Блащук считает составными элементами: эмоциональные проявления, характеризующие познавательную и творческую активность, волевые усилия для получения результата творческой деятельности.

А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует» и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество.

Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий художественно – творческого развития одаренных дошкольников 2.1. Выявление начального уровня художественно – творческого развития одаренных дошкольников 2.2. Организация формирующего этапа педагогического эксперимента 2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы

Эксперимент включает в себя три этапа Констатирующий – выявление уровня художественно- творческого развития одаренных дошкольников. Формирующий – реализация педагогических условий художественно- творческого развития одаренных дошкольников. Контрольный – выявление изменений уровня художественно-творческого развития одаренных дошкольников по завершению формирующего этапа педагогического эксперимента.

Констатирующий этап педагогического эксперимента Констатирующий эксперимент был проведён в два этапа: 1 этап – выявление одаренных дошкольников из общего числа диагностируемых детей; 2 этап - диагностика начального уровня проявления художественно-творческого развития одаренных дошкольников.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы воспользовались данными психолого-педагогической службы образовательного учреждения о результатах диагностирования воспитанников подготовительных групп на предмет художественно-творческого развития

Результаты диагностики художественно-творческого развития дошкольников Изобразительная деятельность Высокий Среднийнизкий кол-во оцено к % кол-во оценок % кол-во оценок % Различает и называет виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство). 1515,63031,25153,1 Рисование. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на различные темы; использует разные материалы и способы рисования. 1313,53334,35052,08 Лепка. Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения, сюжетные композиции из 2–3 и более предметов; владеет способам «налепа» и рельефа; расписывает изделия о мотивам народных промыслов. 1515,63233,34951,04 Аппликация. Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры, способы вырезания и обрывания. Создает сюжетные и декоративные композиции. 1414,53334,34951,04 Всего среднее значение 14,2514,8%3233,3 % 49,7551,8%

Результаты диагностики художественно-творческого развития дошкольников на первом этапе констатирующего

В качестве критериев и показателей художественно-творческого развития одаренных дошкольников нами были определены: эстетическое отношение к действительности (характеристика, данная ребенком воспринимаемому предмету или явлению, которая может ограничиваться описанием их внешних свойств или выявить их внутренние качества и свойства, основной эмоциональный тон, образное сходство с другими предметами или явлениями); способности к творческо-продуктивной деятельности (наличие творческой инициативы, обнаруживающееся в самостоятельно найденном образном решении; содержательность, выразительность и разработанность творческого замысла; решение образной задачи в единственном варианте, нескольких вариантах в одном виде искусства или в материале различных видов искусства); владение формой (получение качественного результата без дополнительных внешних стимулов; умение создать выразительную художественную форму, используя на практике полученные знания, стандартные или собственные варианты композиционных решений).

Для выявления уровня художественно-творческого развития одаренных дошкольников мы использовали следующие диагностические методики: Методика «Описание предмета» (автор А.Адаскина)направлена на изучение проявления эстетического отношения ребенка к миру, изучая особенности отношения дошкольника к действительности, мы выявляем психические процессы, предшествующие творчеству как таковому. Вместе с тем достижение высоких уровней выполнения задания может свидетельствовать уже и о сформированности авторской позиции.(Приложение 1) Методика «Раскраска персонажей» (авторА.А Мелик-Пашаев) данная методика направлена на выявления художественного воображения, способности находить адекватные замыслу выразительные средства. (Приложение 2) Диагностика чувства формы «Геометрия в композиции» (авторы Е.Торошилова, Т Морозова) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрические фигуры и тела – Это обобщения отражения формы предмета.(Приложение 3).

Результаты диагностики проявления эстетического отношения (ЭО) дошкольников к миру

Результаты диагностики художественного воображения и способности находить адекватные замыслу выразительные средства у дошкольников с признаками одаренности

Результаты исследования чувства формы у дошкольников на констатирующем этапе педагогического эксперимента

Характеристика уровней художественно-творческого развития одаренных дошкольников: Средний уровень выражается неустойчивым эмоциональным откликом на эстетические ценности искусства и явления действительности; эпизодичностью знаний об искусстве, недостаточной самостоятельностью аргументированных эстетических суждений; ситуативным проявлением заинтересованности в эстетической деятельности, к произведениям искусства; не всегда творческим проявлениям замысла в эстетической деятельности. Низкий уровень характеризуется отсутствием или слабо выраженным чувством удовлетворения, увлеченности при общении с эстетическими объектами окружающей реальности и предметами искусства, отсутствием самостоятельных аргументированных эстетических суждений; недостаточным количеством знаний в области искусства; отсутствием или слабо выраженным интересом к художественно эстетической деятельности, неустойчивым позитивным отношением к красоте окружающего мира; пассивным участием в художественно творческой деятельности, неумением применять имеющиеся знания и умения.. Высокий уровень характеризуется позитивным эмоциональным откликом на предметы искусства; наличием адекватных, достаточно полных знаний в области искусства; качественно выраженными, аргументированными высказываниями своих оценок и суждений о предметах искусства; активным использованием имеющихся знаний, умений и навыков в воплощении своих художественно творческих образов.

Уровни художественно-творческого развития дошкольников с признаками одаренности.

Формирующий этап педагогического эксперимента Цель – обеспечить возможность самореализации одарённой личности в различных изобразительных видах деятельности.

Задачи программы: 1. Создать систему работы на занятиях с одаренными дошкольниками. 2. Дать детям дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты. 3. Создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации творческих способностей одаренных дошкольников.

Принципы работы Содействия и сотрудничества Личностный подход Системности Эффективности Доступности и наглядности

Программа художественно-творческого развития одаренных дошкольников в области изобразительного искусства Первый раздел «Создание интереса» включает себя работу по формированию у ребенка позитивного отношения художественно-творческой деятельности.

Второй раздел «Формирование практических навыков и умений» предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

Третий раздел: «Собственное творчество» Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Контрольный этап педагогического эксперимента На контрольном этапе мы проводили диагностическое исследование художественно-творческого развития одаренных дошкольников в области изобразительного искусства и сравнительный анализ результатов исследовательски-экспериментальной работы.

Результаты диагностики проявления эстетического отношения (ЭО) ребенка к миру на контрольном этапе эксперимента.

Результаты диагностики художественного воображения и способности находить адекватные замыслу выразительные средства у дошкольников с признаками одаренности

Результаты исследования чувства формы у дошкольников на контрольном этапе педагогического эксперимента

Уровни художественно-творческого развития дошкольников с признаками одаренности. контрольного этапа эксперимента

Выставки