М.Малкей Наука и социология знания Магистранты: Низалиев Алишер Қырғызбаева Арайлым 1 Казахский национальный университет им. аль-Фараби Механико-математический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Advertisements

Идея развития органического мира в биологии Выполнил Волков Сергей 9А
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Домашнее задание §1 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 16 письменно. Обществознание: учебник.
Структура и содержание биологического исследования ТРИЗ.
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Выполнила: Курочкина Дарья. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
К РИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ КАК ИСТОЧНИК НАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Н АУКА И ФИЛОСОФИЯ.. Е СТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ. Сходства. Изучают природу, которая существовала и может существовать независимо.
Чарльз Дарвин и Эволюционное учение Качурова Юля Ярг.
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ по специальности География (Профиль Рекреационная география и туризм).
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Жидяева Анна ЭФ-14. Эволюция и вымирание организмов, так же как и развитие человеческих обществ и их культур, бросали вызов любой устоявшейся точке зрения.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Транксрипт:

М.Малкей Наука и социология знания Магистранты: Низалиев Алишер Қырғызбаева Арайлым 1 Казахский национальный университет им. аль-Фараби Механико-математический факультет Алматы 2017

Английский социолог науки, профессор Йоркского университета Родился :10 августа 1936 года, Тоттенхем Образование: *Лондонская школа экономики (1965,бакалавр); *университет Саймона Фрезера (Британская Колумбия, Канада; магистр); *университет Абердина (1970,Шотландия; докторантура) Малкей Майкл Джозеф

Наука и социология знания Издана в Лондоне в 1979 г. Перевод с английского А. Л. Великовича, Москва,«ПРОГРЕСС»,1983 г. Первая изданная на рус. языке работа по социологии научного знания

выступил с критикой "стандартной концепции" в социологии знания; доказывал, что не нормы научного этоса, а когнитивные структуры и специальные методики определяют социальное поведение ученых. По Малкею, стандартная концепция исключала из сферы социологического анализа содержание естественнонаучного знания в силу того, что принимала без возражений концепцию науки неопозитивизма.

Стандартная концепция науки Малкей Мир природных явлений считается реально существующим. Наука – интеллектуальная деятельность, цель которой описание и объяснение природных объектов и процессов Один из фундаментальных выводов экспериментальной психологии – наблюдения не могут быть пассивными. Мы воздействуем на мир, чтобы вызвать некую последовательность сигналов и оцениваем полученные результаты на основе имеющихся культурных ресурсов В основе мира природы лежат универсальные законы, сформулированные на основе наблюдения Доказать это невозможно. На основе работ Хэнсона опровергал принцип единообразия природы Существуют критерии, с помощью которых оцениваются новые эмпирические знания Теоретические законы могут пересматриваться, а законы на основе наблюдения - нет Факты являются теоретически нейтральными и имеют значение только в рамках научной теории. Это означает, что если меняется теория, то меняются и факты. Более того один и тот же факт имеет различное значение для разных исследований.

ученый А может отрицать, что ученый В действовал вполне незаинтересованно, когда этот последний воздержался от признания или цитирования работы, выполненной А. Но В, возможно, ответит, что данную работу он игнорировал отнюдь не из-за своего желания приобрести над А какие-то преимущества, но просто потому, что она в своей основе ошибочна и может лишь сбить с толку других исследователей, менее компетентных в этом вопросе, чем он сам. Первоначальный анализ научного этоса, одна из причин подобного критицизма: а) это результаты тщательных иссле-дований историков и социологов, показавших, что на практике действия ученых отклоняются по крайней мере от некоторых из этих предполагаемых норм, б)другой причиной является то, что ни одно из эмпирических исследований, задуманных для выяснения меры согласия отдельных групп ученых со словесными формулировками этих норм

Иен Митрофф американский социолог, профессор Южно-калифорнийского университета. Занимается исследованиями в области психологии, философии и социологии науки. Монография: «Субъективная сторона науки» (1974). Митрофф предлагает свидетельства в пользу того, что идеал всеобщего обладания знанием уравновешивается другой нормой, санкционирующей секретность. Он также полагает, что секретность не только не замедляет прогресса науки, но в действительности несколькими способами облегчает достижение этой цели. Во-первых, исследователи, сохраняя свои результаты в тайне, получают воз-можность избегать разрушительных приоритетных споров. Во-вторых, попытки других украсть или присвоить работу ученого подтверждают ее значимость и для него самого оказываются дополнительными мотивами к ее продолжению. В-третьих, охраняя от чужих глаз свои результаты, ученые получают возможность увериться в их надежности, не ставя под угрозу собственный приоритет и тем самым не подрывая своего энтузиазма по отношению к будущим исследованиям.

Норман Уильям Сторер (род. 1930) американский социолог, сотрудник Гарвардского университета. Занимается исследованиями в области социологии науки, динамики общественного мнения, девиантности и контроля в социальных системах. Монография: «Социальная система науки» (1966). Сторер предполагает, что в науке существует эффектная «система наведения внутреннего порядка» (internal police system). Однако, когда мы изучаем обширную литературу по распределению профессиональных вознаграждений и динамике социального контроля в науке, мы находим там мало указаний на то, что на практике получение подобных наград обусловлено конформизмом ученых по отношению к этим предполагаемым нормам или мнимым контр нормам, проявленным ими в процессе исследований.

Во-первых, они заявляли, что в целом они были пол-ностью вправе избегать передачи информации, могущей привести к предвосхище-нию их открытий другими учеными. Во-вторых, секретность оправдывалась тем, что она дала исследователям время для проверки их результатов и подготовки пер-воклассной работы, способствуя тем самым беспрепятственному развитию научного знания. В-третьих, утверждалось право группы удостовериться в том, что важные результаты улучшили ее репутацию и ее шансы на получение исследовательских фондов. В-четвертых, говорилось также, что ученые имели право охранять первое достижение молодого ученого и право экспериментаторов первыми попытаться ин-терпретировать свои результаты. В-четвертых, говорилось также, что ученые имели право охранять первое достижение молодого ученого и право экспериментаторов первыми попытаться ин-терпретировать свои результаты. В-пятых, заявлялось, что в случае с пульсарами необходимо было принять меры против ошибочной интерпретации этого крупного открытия в прессе

Джеральд Джеймс Холтон (род. 1922) американский физик и историк науки, профессор Джефферсоновской физической лаборатории и профессор истории науки Гарвардского университета. Родился в Берлине, жил и учился в Вене, в 1938 году эмигрировал, учился в Оксфорде и Гарварде (здесь его руководителем был Перси Бриджмен). Автор концепции тематического анализа научного знания. Основные работы: «Тематические источники научной мысли» (1973); «Тематическое воображение» (1978). Некоторые статьи Холтона в переводе на русский язык см. в: Дж. Холтон. Тематический анализ науки. М., «Прогресс» тезис Холтона состоит в том, что неформальные рассуждения в науке зависят от тех или иных фундаментальных предпосылок, воодушевляющих и направляющих работу ученых; иногда такие предпосылки ведут их к «ложным» выводам, но в то же время они во многих случаях позволяют ученым игнорировать неблагоприятные свидетельства в поисках того, что позднее оказывается правильной интерпретацией.

Можно четко выделить пять важных элементов дарвиновской теории: Первый из них это вера в то, что естественно- исторические, сравнительно-анатомические, палеонтологические и прочие факты гораздо лучше объяснимы на основе концепции эволюционного развития, нежели на базе традиционных представлений о том, что все виды неизменны и были сотворены более или менее в их нынешней форме. Вторым элементом была попытка показать, что все виды факти-чески изменяются с течением времени. Поскольку не было возможности получить систематические данные о том, как такие изменения происходят (предположитель-но) в дикой природе, Дарвин обратился к тщательным наблюдениям над [:176] до-машними животными и растениями.

Третьим принципиально важным элементом было допущение о функциональной адаптации различных биологических структур к различным условиям среды. В-четвертых, Дарвин видел прямые параллели между процессом адаптации у домашних организмов и процессом адаптации, имеющим место в естественных условиях. Наконец, Дарвин принимал универсальное единство всего мира живого. Это означало, что в сфере биологии существуют такие же универсальные регулярности, как и в областях астрономии и физики.

Один это труды Уильяма Пэли по натуральной теологии, в которых тот стремился показать, что все черты мира природы были замыслены всеблагим господом. В работах Дарвина идея о том, что бог действительно создает каждый вид согласно собственному замыслу, отброшена, однако сохранено представление, что каждый элемент биологической структуры выполняет какую-то полезную функцию. Уильям Пэли (1743–1805) английский теолог и философ. Особенно известен своей книгой «Принципы моральной и политической философии» (1785), выдержавшей при жизни автора 15 изданий. Пэли был также автором известных работ по «натуральной теологии» (поиск земных свидетельств бытия божьего). Рассуждения этого рода собраны в его последней книге: «Натуральная теология, или Свидетельства о существовании и атрибутах Всевышнего, собранные из черт природы» (1802).

Чарлз Лайель (Лайелл) (1797–1875) английский геолог, член Королевского общества, профессор Кингз-колледжа в Лондоне. Был решительным противником теории катастроф, взамен которой вы-двинул принцип медленных и постепенных изменений земной поверхности (униформизм). Один из ранних сторонников Дарвина и его личный друг. Основной труд: «Принципы геологии» (3 тома, 1830–1833) Вторым источником был выдвинутый Лайелем философский принцип единообразия природы. Это понятие Дарвин использовал в своей аргументации о тождестве процессов, лежащих в основе изменчивости, происходящей в естественных и искусственных условиях, хотя, конечно, механизмы отбора специфических изменений в обоих случаях различны.

Он делает следующие выводы: 1) ушло в прошлое представление о том что наука строится на постоянно растущей совокупности нейтральных объективных безличностных факторах; 2) он отбрасывает идею о невозможности пересмотра хорошо установленных фактов; 3) значение научного утверждения меняется вместе с изменениями социальной жизни.

Термины: Универсализм Интерпретация науки Социальные нормы Контрнамы Партикуляризма Сеть ученых Социальные дискуссий Социология знания Стандартная концепция науки Традиционная социология Ситуационный анализ