Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Альфред Адлер (Alfred Adler) (7 февраля 1870, Пенциг, предместье Вены, Австро-Венгрия - 28 мая 1937, Абердин,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Альфред Адлер (Alfred Adler) (7 февраля 1870, Пенциг, предместье Вены, Австро-Венгрия - 28 мая 1937, Абердин, Великобритания) Австрийский психолог, психиатр.
Advertisements

Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Взаимосвязь обучения и развития как предмет психологической науки. Выполнила: студентка второго курса факультета психологии группы Мурзина Эвелина.
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева.
Подготовила студентка 1 курса СДО, Земскова Валерия.
Влияние общества на личность Подготовила Ученица 11 класса Редько Яна.
Выполнили студентки Гирс Светлана и Сенченко Виктория 2 Курс ППд.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Толерантность: определение, признаки, классификация.
Презентация на тему: «Самосознание.» Подготовила студентка 2 курса Группы 310 БУ Глазырина А.Ю.
Подготовила студентка 2 курса 1 группы фармацевтического факультета Долженко Анастасия Сергеевна.
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Структура личности Inimeseõpetus Julia Kjahrenova 1.
ДУГЛАС МАКГРЕГОР: ВКЛАД В МЕНЕДЖМЕНТ. Дуглас Мак-Грегор родился в 1906 г. Получил степень доктора философии в Гарвардском универ­ситете, в течение нескольких.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Куликова П.А. ФФМ, 3 курс. Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психолгогии Президент Американской психологической ассоциации.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Урок 10 Тема: «Лидер и его качества». Кто-то из учеников стал расхваливать известного религиозного лидера. Мастер оставался безучастным. Позже он сказал:
Антропологическая концепция Э. Фромма: синтез марксизма и психоанализа.
Транксрипт:

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Альфред Адлер (Alfred Adler) (7 февраля 1870, Пенциг, предместье Вены, Австро-Венгрия - 28 мая 1937, Абердин, Великобритания) Австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии и основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства. В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

Выросший в состоятельной семье зерно торговцев, он сознательно связал свою судьбу с «обычными» гражданами, открыв свой кабинет на Пратерштрассе для обслуживания бедняков и служащих Пратера. Жена Адлера, русская, была близким другом русских революционеров; Троцкий и Иоффе, например, часто посещали ее дом. При первых встречах с Фрейдом Адлер пытался навязать ему Книги Маркса, Энгельса, Сореля, но Зигмунд сухо ответил: «Доктор Адлер, классовой борьбой заниматься не могу. Нужна вся жизнь, чтобы выиграть борьбу полов».

В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. В том же году он примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В декабре 1897 года Адлер женится в Москве на Раисе Тимофеевне Эпштейн, дочери русского эмигранта. У них родилось четверо детей - Валентина в 1898 г., Александра в 1901 г., Курт в 1905 г. и Нелли в 1909 г. Александра и Курт впоследствии стали психиатрами и продолжили дело отца.

В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии". С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений" и в 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний.

В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество. В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований.

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например: Прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи Многие знаменитые полководцы - люди невысокого роста (А.В.Суворов, Наполеон)

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти). Главные ключевые принципы его теории можно разделить на: Чувство неполноценности и компенсация Стремление к превосходству Стиль жизни Социальный интерес Творческое Я Порядок рождения Фикционный финализм

Концепция индивидуальной теории личности Альфред Адлер ввёл своё понятие личности, а именно: в ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности

10 исходных положений теории Адлерa 1. Все его органы и функции человека рассматриваются с точки зрения обслуживания потребностей человека как целостной системы. 2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности. 3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного человека или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления.

10 исходных положений теории Адлерa 4. Люди могут выбирать, они способны осознавать события, оценивать их и делать соответствующие выводы. 5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы объективно или субъективно. 6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного человека «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами».

10 исходных положений теории Адлерa 7. Все поведение должно пониматься в рамках социальной среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт- психологии, в феноменальном поле. Адлерианскую психологию часто характеризуют как теорию поля. 8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность идеальная ценность для людей заключается в социальном интересе, который многими понимается как переформулированные на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Адлер был предшественником современного экзистенциализма*, так как придавал особое значение таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.

10 исходных положений теории Адлерa 9. Адлерианскую психологию можно охарактеризовать как идиографическую психологию**. Номотетические** описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе». 10. Психология Адлера скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических*** целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.

* Экзистенциализм - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека **Идиографическая психология использует такие теории и такие методы, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия. Кроме того, имеет место попытка предоставить каждому испытуемому возможность говорить на его собственном языке, сохранить смыслы, которые поддерживают жизнь конкретных людей в этом мире, и зафиксировать эти смыслы и субъективные переживания с помощью относительно неструктурированных, неформальных методов. Номотетическая психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов человеческого поведения. *** Эвристика - метод преподавания (метод наводящих вопросов, рассчитанный на то, что учащийся самостоятельно найдет решение поставленного вопроса).

В 1911 Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований», однако с 1912 начал применять термин «индивидуальная психология»; в том же году был опубликован труд Адлера О нервном характере (ber den nervsen Charakter), где обобщались основные концепции ученого. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров во главе с Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который считал, что этот труд относится к области философии, а не медицины. Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, поэтому он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг «Человекознание» (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию из записей этих лекций одним из слушателей.

В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем - в США, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием - «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года - «Journal of Individual Psychology»). В 1912 году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. Солдат Альфред Адлер (1891, возраст - 21 год)

Адлер впервые посетил США в конце 1926 г. Он читал лекции, был приглашенным профессором Колумбийского университета в 1929 г., стал первым заведующим кафедрой медицинской психологии в медицинском колледже Лонг-Айленда в 1932 г. В этот период он работал над совершенствованием своего английского (который описывали как "хромающий") и даже научился в возрасте 60 лет водить автомобиль. Колумбийский университет Флайер на семинар Адлера в Институте Вильяма в Беркли, Калифорния

Он опубликовал множество статей и монографий, а также начал уделять много времени поездкам по Европе и США. В 1928 году он читал лекции в Новой Школе Социальных Исследований в Нью-Йорке и через год снова вернулся туда с курсом лекций и клинических демонстраций. В связи с усилением нацизма Адлер покинул Вену. Он переехал в Соединённые Штаты и возглавил медицинскую психологию в Лонг-Айленском медицинском колледже в 1932 году

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является "Практика и теория индивидуальной психологии". Среди других его значительных работ, можно отметить "Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации", "Невротическая конституция", "Смысл жизни", "Постижение человеческой природы", "Наука жизни", "Социальный интерес: вызов человечеству", "Образ жизни".

Изречения Альфреда Адлера Под самоизоляцией человека нетрудно обнаружить фундамент из честолюбия и тщеславия. Мы знаем гораздо больше, чем понимаем. В нашей цивилизации не проявляют большого уважения к человеку, который всегда хочет быть в центре внимания, не делая ничего для того, чтобы это заслужить. Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней. Значительное число явлений представляется нам как своего рода плохая шутка. Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей. Быть человеком - значит обладать чувством неполноценности. Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла. Видит ли человек свою цель в том, чтобы стать кучером, врачом, донжуаном, другом, тираном, он всегда усматривает в этом высшее осуществление и утверждение своей сущности. Из-за обособленного образа жизни, который мы ведем, мало кто из нас хорошо знаком с природой человека.

Идеи Адлера, как психотерапевта, оказывают мощное влияние на современные исследования в клинической и индивидуальной психологии и психотерапии. Акцент, сделанный в его теории на социальном интересе как существенном критерии психического здоровья, способствовал появлению концепции ценностных ориентаций в психотерапии. Кроме того, его внимание к осознанным, рациональным процессам стимулировало появление эго-психологии (Ansbacher, 1977). Его концепция существенной роли социальных сил в развитии личности узнаваема в более поздних работах психологов Эриха Фромма, Карен Хорни и Гарри Стэка Салливена (Harry Stack Sullivan) – всех, кто отмечал в теории Фрейда отсутствие социологической ориентации. Соответственно, особое подчеркивание волевых и творческих аспектов личности оказало прямое или косвенное влияние на таких выдающихся психологов, как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей (Rollo May), Виктор Франкл (Viktor Frankl) и Альберт Эллис (Albert Ellis).

Мемориальная доска в Вене на Czeringasse 7 в Leopoldstadt (В этом доме жил и работал Альфред Адлер родившийся умерший Основатель индивидуальной психологии)

Источники ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию ( Википедия ( Психологический информационный ресурс ( Электронная энциклопедия «Britannica» Библиотека ЛИБРУСЕК