Периодизация психического развития. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (англ. levels of human mental development) -

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
Advertisements

Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы развития. Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности.
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Возрастная психология Основные закономерности развития Киселева Татьяна Геннадьевна, к.пс.н., доцент.
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии.
Обучаемость - важнейшая характеристкика субъектов учебной деятельности.
Российский психолог Выполнила студентка 221 группы Федосеева Наталия Андреевна.
Презентацию подготовили: Кугутова Е.Ю. МДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Барсуки»
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Петр Федорович Каптерев «Ни государство, «Ни государство, ни церковь, а только ни церковь, а только само общество может влиять, направлять и влиять, направлять.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
Транксрипт:

Периодизация психического развития

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (англ. levels of human mental development) - принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). (англ. levels of human mental development) - принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). В стадиальных концепциях этого типа смена стадий полагается имеющей в основании некоторый устойчивый признак (или отношение признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники П. п. р. подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий. В стадиальных концепциях этого типа смена стадий полагается имеющей в основании некоторый устойчивый признак (или отношение признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники П. п. р. подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий.

Периодизация психического развития в зарубежной психологии Г.С. Холл ( ) Г.С. Холл ( ) Труд «Юность» - первая в истории психологии монография, посвященная психическому развитию в подростковом и раннем юношеском возрасте. В объяснении психического развития ребенка Холл опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития человеческого рода).

Г.С. Холл Г.С. Холл Формирование детской психики трактовалось им как фатальный переход от низших стадий развития человеческого рода к высшим.

Гатчисон Гатчисон На основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, связывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добывания пищи, который является ведущим не только для биологического, но и для психического развития.

Гатчисон Гатчисон От рождения до 5 лет - стадия рытья и копания. От 5 до 11 лет - стадия охоты и захвата. От 8 до 12 лет - пастушеская стадия. От 11 до 15 лет - земледелие. От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий

Э. Мейман Э. Мейман Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества.

Э. Клапаред, ( ) Э. Клапаред, ( ) Закон осознания Клапареда Закон осознания Клапареда Закон осознания Клапареда - отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются. Этот закон был сформулирован на материале изучения детской интроспекции: для маленьких детей значительно проще сказать, что различается в предметах, а не то, что они имеют общего.

Д.М.Болдуин ( ) Д.М.Болдуин ( ) Болдуин отмечал, что и социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, всем даются одинаковые знания, одинаковые нормы поведения, моральные законы. Индивидуальные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Поэтому, отмечал ученый, индивидуальные различия должны лежать в пределах того, чему должны выучиться и что должны принять индивиды. Болдуин отмечал, что и социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, всем даются одинаковые знания, одинаковые нормы поведения, моральные законы. Индивидуальные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Поэтому, отмечал ученый, индивидуальные различия должны лежать в пределах того, чему должны выучиться и что должны принять индивиды.

У.Л. Штерн ( ) У.Л. Штерн ( ) Персоналистическая психология. Персоналистическая психология. В своей теории Штерн уделяет большое внимание вопросам взаимодействия личности и окружающего мира. Для объяснения причинной взаимосвязи личности и мира он обращается к предложенной им теории конвергенции. Ввел понятие в описание деятельности подростка «серьезная игра» (любовные, спорт, выбор профессии, участие в юношеских организациях и т.д.). Молодость по Штерну определяется не возрастом, а поиском, активностью, стремлением к развитию. В своей теории Штерн уделяет большое внимание вопросам взаимодействия личности и окружающего мира. Для объяснения причинной взаимосвязи личности и мира он обращается к предложенной им теории конвергенции. Ввел понятие в описание деятельности подростка «серьезная игра» (любовные, спорт, выбор профессии, участие в юношеских организациях и т.д.). Молодость по Штерну определяется не возрастом, а поиском, активностью, стремлением к развитию.

К.Л. Бюлер ( ) Теория речевого такта. К.Л. Бюлер ( ) Теория речевого такта. К. Бюлер выделял три составляющих речевого акта: «отправителя», «получателя», «предметы и ситуации» и соотносил их с определёнными функциями языка (в скобках приводятся названия функций по Р. О. Якобсону): экспрессии (эмотивная, «сосредоточенная на адресанте»), апелляции (коннотативная, ориентирующаяся на адресата) и репрезентации (референтивная, сообщение о действительности). К. Бюлер выделял три составляющих речевого акта: «отправителя», «получателя», «предметы и ситуации» и соотносил их с определёнными функциями языка (в скобках приводятся названия функций по Р. О. Якобсону): экспрессии (эмотивная, «сосредоточенная на адресанте»), апелляции (коннотативная, ориентирующаяся на адресата) и репрезентации (референтивная, сообщение о действительности). Три основных стадии психического развития.1.Инстинкт. 2. Дрессура (образование условных рефлексов).3. Интеллект (появление "ага-переживания", осознание проблемной ситуации). Три основных стадии психического развития.1.Инстинкт. 2. Дрессура (образование условных рефлексов).3. Интеллект (появление "ага-переживания", осознание проблемной ситуации).

А.Л.Геззел ( ) - Американский психолог. А.Л.Геззел ( ) - Американский психолог. В центре научных интересов - природа младенчества и раннего детства. Развивал идеи биологизаторского подхода в психологии, поскольку возрастные изменения детей объяснял наследственным фактором. Солидарен с положением о том, что ребенок в первые годы жизни как бы повторяет историю развития человеческого рода. В то же время детство - это и продукт эволюции. У человека в сравнении с животными детство самое длинное и качественно иное.Функция психики - адаптация к среде. Главную роль в развитии психики играет созревание нервной системы. Показатель развития - его темп. Закон развития: снижение темпа развития с возрастом, на начальных этапах развития темп максимальный, на конечных - минимальный. Темп развития.0-1 год - темп развития максимальный 1-3 года - темп средний.3-18 лет - темп низкий. В центре научных интересов - природа младенчества и раннего детства. Развивал идеи биологизаторского подхода в психологии, поскольку возрастные изменения детей объяснял наследственным фактором. Солидарен с положением о том, что ребенок в первые годы жизни как бы повторяет историю развития человеческого рода. В то же время детство - это и продукт эволюции. У человека в сравнении с животными детство самое длинное и качественно иное.Функция психики - адаптация к среде. Главную роль в развитии психики играет созревание нервной системы. Показатель развития - его темп. Закон развития: снижение темпа развития с возрастом, на начальных этапах развития темп максимальный, на конечных - минимальный. Темп развития.0-1 год - темп развития максимальный 1-3 года - темп средний.3-18 лет - темп низкий.

Эрик Эриксон ( , Эпигенетическая теория развития личности. Эрик Эриксон ( , Эпигенетическая теория развития личности. По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап.1) От рождения до года - конфликт между доверием и недоверием рождает надежду или отдаление. По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап.1) От рождения до года - конфликт между доверием и недоверием рождает надежду или отдаление. 2) дошкольный – автономия против стыда рождает волю или импульсивность. 3) школьный - конфликт между трудолюбием и неполноценностью рождает компетентность или инерцию. 2) дошкольный – автономия против стыда рождает волю или импульсивность. 3) школьный - конфликт между трудолюбием и неполноценностью рождает компетентность или инерцию. 4) подростковый - идентификация личности и путаница ролей рождает верность или отречение. 5) молодость – близость против одиночества рожает любовь или замкнутость. 7) зрелость - конфликт творчества и застоя рождает заботу или отвержение. 8) старость – целостность эго против потери интереса к жизни рождает мудрость или презрение. 4) подростковый - идентификация личности и путаница ролей рождает верность или отречение. 5) молодость – близость против одиночества рожает любовь или замкнутость. 7) зрелость - конфликт творчества и застоя рождает заботу или отвержение. 8) старость – целостность эго против потери интереса к жизни рождает мудрость или презрение.

А. Бандура род г. Теория социального обучения (или социального когнитивизма). А. Бандура род г. Теория социального обучения (или социального когнитивизма). Личность формируется поведением человека, его индивидуальными характеристиками (особенно важную роль здесь играет мышление - cognition) и влиянием окружающей среды и что все эти факторы действуют совместно, а научение не обязательно предполагает вознаграждение.Поведение человека формируется действиями трех переменных величин.1. Окружающая среда.2. Само поведение.3. Личностные особенности. Личность формируется поведением человека, его индивидуальными характеристиками (особенно важную роль здесь играет мышление - cognition) и влиянием окружающей среды и что все эти факторы действуют совместно, а научение не обязательно предполагает вознаграждение.Поведение человека формируется действиями трех переменных величин.1. Окружающая среда.2. Само поведение.3. Личностные особенности.

Ж. Пиаже ( ) теория когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии. Теория интелекта. Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Сенсо- моторный интеллект (0-2 года).Подготовка и организация конкретных операций (2--11 лет).Подпериод дооперациональных представлений (2--7 лет).Подпериод конкретных операций (7--11 лет).Формальные операции ( лет). Ж. Пиаже ( ) теория когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии. Теория интелекта. Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Сенсо- моторный интеллект (0-2 года).Подготовка и организация конкретных операций (2--11 лет).Подпериод дооперациональных представлений (2--7 лет).Подпериод конкретных операций (7--11 лет).Формальные операции ( лет).

А. Маслоу ( ) Гуманистическая психология. А. Маслоу ( ) Гуманистическая психология. Самое ценное в психике - ее самость, ее стремление к саморазвитию - не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы "Яконцепцию" личности.Иерархия потребностей человека.Физиологические потребности - пища, вода, сон и т.п.; потребность в безопасности - стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности - семья, дружба; потребность в уважении - самоуважение, признание; потребность в самоактуализации - развитие способностей.

Периодизация психического развития в отечественной психологии П.П. Блонский ( ) Формулирует принцип классового характера воспитания и выдвигает теорию трудовой народной школы. Процесс учения есть не просто усвоение извне даваемых знаний и способов деятельности, а развитие новых качеств на базе врождённых способностей ребёнка. П.П. Блонский ( ) Формулирует принцип классового характера воспитания и выдвигает теорию трудовой народной школы. Процесс учения есть не просто усвоение извне даваемых знаний и способов деятельности, а развитие новых качеств на базе врождённых способностей ребёнка.

Культурно-исторический подход к пониманию психического развития Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского ( ). Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее "вершинной психологией" и противопоставил ее трем другим -- глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития. Чередование стабильных периодов развития и кризис. Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее "вершинной психологией" и противопоставил ее трем другим -- глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития. Чередование стабильных периодов развития и кризис.

1) Кризис новорожденности (0-2 месяца). 1) Кризис новорожденности (0-2 месяца). 2) Младенчество (2 месяца - 1 год). 2) Младенчество (2 месяца - 1 год). 3) Кризис одного года. 3) Кризис одного года. 4) Раннее детство (1--3 года). 4) Раннее детство (1--3 года). 5) Кризис трех лет. 5) Кризис трех лет. 6) Дошкольный возраст (3--7 лет). 6) Дошкольный возраст (3--7 лет). 7) Кризис семи лет. 7) Кризис семи лет. 8) Школьный возраст (8--12 лет). 8) Школьный возраст (8--12 лет). 9) Кризис тринадцати лет. 9) Кризис тринадцати лет. 10) Подростковый (пубертатный) период ( лет). 10) Подростковый (пубертатный) период ( лет). 12) Кризис семнадцати лет. 12) Кризис семнадцати лет. 13) Юношеский период (17-30) 13) Юношеский период (17-30)

Л.А. Николаевич ( ) Теория деятельности. Л.А. Николаевич ( ) Теория деятельности. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. Всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз - от деятельности к функции.

Л.И. Божович ( ) теория формирования личности в онтогенезе. Л.И. Божович ( ) теория формирования личности в онтогенезе. Свой научный вклад Л.И.Божович видела в распространении идей Л.С. Выготского о развитии высших психических функций на аффективно-потребностную сферу и личность в целом. Она приходит к выводу, что "развитие этой сферы происходит принципиально по тем же самым законам, что и развитие познавательных процессов. Первоначально элементарные, непосредственные потребности ребенка, опосредствуясь социально приобретаемым опытом, вступают в определенные связи и отношения с различными психическими функциями, в результате чего возникают совершенно особые психологические новообразования".Чередование стабильных периодов развития и кризис Кризис новорожденности (0-2 месяца). Младенчество (2 месяца - 1 год). Кризис одного года. Раннее детство (1-3 года). Кризис трех лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Кризис семи лет. Школьный возраст (8- 12 лет). Кризис тринадцати лет. Подростковый (пубертатный) период (14-17 лет). Кризис семнадцати лет. Юношеский период (17-30). Свой научный вклад Л.И.Божович видела в распространении идей Л.С. Выготского о развитии высших психических функций на аффективно-потребностную сферу и личность в целом. Она приходит к выводу, что "развитие этой сферы происходит принципиально по тем же самым законам, что и развитие познавательных процессов. Первоначально элементарные, непосредственные потребности ребенка, опосредствуясь социально приобретаемым опытом, вступают в определенные связи и отношения с различными психическими функциями, в результате чего возникают совершенно особые психологические новообразования".Чередование стабильных периодов развития и кризис Кризис новорожденности (0-2 месяца). Младенчество (2 месяца - 1 год). Кризис одного года. Раннее детство (1-3 года). Кризис трех лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Кризис семи лет. Школьный возраст (8- 12 лет). Кризис тринадцати лет. Подростковый (пубертатный) период (14-17 лет). Кризис семнадцати лет. Юношеский период (17-30).

Периодизация психического развития Эльконина Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, неновому объясняет содержание кризисов развития. Гипотеза Д. Б. Эльконина творчески развивает учение Л. С. Выготского, она преодолевает интеллектуализм его учения о системном и смысловом строении сознания. Она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотивационно-потребностной сферы личности. Чередование стабильных периодов развития и кризиса. Кризис новорожденности. Кризис 1 года. Кризис 3 лет. Кризис 7 лет. Кризис лет. Кризис 15 лет. Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, неновому объясняет содержание кризисов развития. Гипотеза Д. Б. Эльконина творчески развивает учение Л. С. Выготского, она преодолевает интеллектуализм его учения о системном и смысловом строении сознания. Она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотивационно-потребностной сферы личности. Чередование стабильных периодов развития и кризиса. Кризис новорожденности. Кризис 1 года. Кризис 3 лет. Кризис 7 лет. Кризис лет. Кризис 15 лет.

СПАСИБО ЗА СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ