Стратегии и способы разрешения конфликта.
Слово конфликт происходит от латинского conflictus столкновение.
Конфликт - это 1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война. 2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей. 3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций. 4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет
Управления конфликтами Завершение конфликта Разрешения конфликтов
Стратегии и тактики взаимодействия. Схема К. Томаса
КОНКУРЕНТНОЕ КООПЕРАТИВНОЕ Варианты взаимодействия в конфликте
Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста Сидоренко Е.В. «Каждый речевой акт имеет своей целью коммуникативный эффект» Авторами сформулировано 10 правил дискуссии Стадии: Сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера; Усиление послания; Выражение пожелания или просьбы; Назначение санкций; Реализация санкций Приемы конструктивного взаимодействия
Взаимодействия в конфликтных ситуациях
КОНФЛИКТ ПОДДАЕТСЯ РЕГУЛИРОВАНИЮ; НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ СВЯЗАНА С ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ДЕСТРУКТИВНЫМИ СЛЕДСТВИЯМИ; ВЫИГРЫШНО-ПРОИГРЫШНЫЙ ПОДХОД К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ МАЛОПРОДУКТИВЕН И ЧАСТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ПРИРОДЕ МНОЖЕСТВА КОНФЛИКТОВ; ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ С КОНФЛИКТАМИ ИМЕЮТ ПРОЦЕССЫ КОММУНИКАЦИИ, РАЗВИВАЕМЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЛИКТА И ЕГО РЕШАТЕЛЯМИ ; НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ СЧИТАЮТСЯ ПЕРЕГОВОРНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧАСТИЕМ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция.
Основные понятия управления конфликтами Льюис Козер Дж. Рубин
Способы урегулирования конфликтов ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПЕРЕГОВОРЫ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ
ПЕРЕГОВОРЫ
1) МОДЕЛЬ «ВЗАИМНЫЙ ВЫГОД» (КОМПРОМИССНАЯ, ИНТЕГРАТИВНАЯ) АВТОР – МЭРИ ПАРКЕР ФОЛЛЕТ 2) МОДЕЛЬ «УСТУПОК-СБЛИЖЕНИЯ» («ТОРГ», ДИСТРИБУТИВНЫЙ) ПРИНЦИП ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО Модели переговоров.
Метод принципиального ведения переговоров» Р. Фишер и У. Юри.
Участник переговоров прежде всего человек Поставьте себя на его место ДЕЛАЙТЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ДИСКУССИИ И ОБСУЖДАЕМЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
Обсуждайте восприятия Не реагируйте на эмоциональные проявления А также…
Внимательно слушайте и показывайте, что вы слышали то, что было сказано Говорите так, чтобы вас поняли Переговоры это Не дебаты
БУДЬТЕ ТВЕРДЫ, ГОВОРЯ О ПРОБЛЕМЕ, НО МЯГКИ С ЛЮДЬМИ. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ИНТЕРЕСАХ, А НЕ НА ПОЗИЦИЯХ
ЛУЧШИЙ СПОСОБ ПОИСКА РЕШЕНИЯ – МОЗГОВАЯ АТАКА!!! ИЗОБРЕТАЙТЕ ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ВАРИАНТЫ
НИКОГДА НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ ДАВЛЕНИЮ ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ПОДКРЕПЛЕННЫЕ ФАКТАМИ. ЭТО ПОМОЖЕТ ВАМ УБЕДИТЬ ОППОНЕНТА В ВАШЕЙ ПРАВОТЕ. НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ НИЖНЕЙ ГРАНИЦЫ НАСТАИВАЙТЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ
РАЗЛИЧАЮТСЯ НЕСКОЛЬКО ВОЗМОЖНЫХ ФОРМ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ. 1) МЕДИАТОРСТВО 2) ПРИМИРЕНИЕ 3) АРБИТРАЖ Участие третьей стороны в разрешении конфликтов
Приглашение третьей стороной Принятие решения третьей стороны Наименование Добровольное Посредничество Обязательное Добровольное Арбитраж Обязательное Обязательный арбитраж
Арбитраж функции руководителя экспертно- консультативная, коммуникативно- регулирующая, дисциплинарная, воспитательная психотерапевтическая.
Методы арбитража. Беседа с одним из участников конфликта либо по его обращению к руководителю, либо по инициативе самого руководителя, считающего необходимым вмешаться в ситуацию; Беседа со вторым участником конфликта (которой может предшествовать сбор какой-то уточняющей или дополнительной информации); Анализ ситуации руководителем, направленный на установление истины и выработку собственной позиции (решения); Встреча с обеими конфликтующими сторонами
Недостатки «Модели арбитража» необходимость принятия решения побуждает руководителя к поиску истины, что является неадекватным подходом к проблемам человеческих отношений; принятие решения в пользу одной из сторон (или решения, по меньшей мере более выгодного для нее) означает для другой (других) присоединение к позиции оппонента, что вызывает негативные реакции в адрес арбитра ; принятие решения руководителем закрепляет его ответственность за реализацию и последствия этого решения;
Медиаторство содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации.
Медиатор это лицо (или группа лиц, или организация), осуществляющее посредническую деятельность. Так, в роли медиатора могут выступать социальные работники, психологи, консультанты и т. д. или группа лиц, осуществляющая миротворческую миссию, например в практике международных отношений.
ВО-ПЕРВЫХ, ВМЕШАТЕЛЬСТВО ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ НАРУШАЕТ ОПРЕДЕЛЕННУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ ВНУТРИ ДИАДЫ, ЧТО НЕСЕТ В СЕБЕ НЕКОТОРУЮ ОПАСНОСТЬ. ВО-ВТОРЫХ, ТРЕТЬЯ СТОРОНА МОЖЕТ ИМЕТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ, НАПРИМЕР СТРЕМЛЕНИЕ СОХРАНИТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ПОСРЕДНИКА, ЧТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА ЗАТЯГИВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. В-ТРЕТЬИХ, ВМЕШАТЕЛЬСТВО ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЕЮ СРЕДСТВА МОГУТ ПРИВЕСТИ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ СОГЛАШЕНИЙ, КОТОРЫЕ БУДУТ СКОРЕЕ РЕЗУЛЬТАТОМ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ЧЕМ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧАСТНИКОВ СИТУАЦИИ, ЧТО МОЖЕТ СКАЗАТЬСЯ НА ПРОЧНОСТИ ЭТИХ СОГЛАШЕНИЙ Ограничения медиаторства:
1. СПОСОБНОСТЬ СТОРОН К КООПЕРАЦИИ ДРУГ С ДРУГОМ. 2. МОТИВАЦИЯ СТОРОН К УРЕГУЛИРОВАНИЮ РАЗНОГЛАСИЙ И ПРИНЯТИЮ СОГЛАШЕНИЙ 3. ДОВЕРИЕ СТОРОН К МЕДИАТИВНОМУ ПРОЦЕССУ Факторы эффективности медиативного процесса :
Стратегии и техники медиаторства. Стратегии медиаторства. Логическая стратегия Агрессивная Патерналистская стратегия стратегия
1. РАЗДЕЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ С УЧАСТНИКАМИ СПОРА 2. ВЫСЛУШИВАНИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ 3. НАУЧЕНИЕ 4. СОБИРАНИЕ ДИСПУТАНТОВ 5. СБОР ИНФОРМАЦИИ 6. ОБСУЖДЕНИЕ УСТУПОК 7. ПОНИМАНИЕ СИТУАЦИИ 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ДАННЫХ Техники медиаторства:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!