План: 1.Краткое определение семьи и ее функции. 2. Понятие семьи «группы риска». 3. Социально-педагогической работы с семьями «группы риска»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог – это педагог, исследующий социальное … воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей… Цель работы.
Advertisements

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог – это педагог, исследующий социальное … воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей… Цель работы.
РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ «Дефекты воспитания – это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия в семье» М.И. Буянов Социальный педагог.
Соотношение общего числа семей и семей, требующих особого внимания и поддержки МОУ СОШ 18:
Педагогически запущенный ребёнок – это устойчивое отклонение от нормы в поведении ребёнка, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся.
Формы и методы работы с родителями Автор – к.пс.н., педагог-психолог Терехова Екатерина Владимировна.
Взаимодействие школы и семьи. Формирование семейных ценностей.
Методы сбора социологической информации
Педагог-психолог Прилепа О.В. Социальный педагог Кравченко Н.Ю Социальный педагог Аканова Р. Б. Программа просветительской работы с родителями «МЫ и наши.
Психологические механизмы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних Подготовила педагог-психолог СШ 37 г.Бреста Осипук Наталья.
Круглый стол для социальных педагогов 20 октября 2011 года « С ЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА. Т ОЛЕРАНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ »
Повышение самооценки у младших школьников как одна из форм профилактики бродяжничества Составила: учитель начальных классов МБОУ средняя общеобразовательная.
Психолого-педагогическая поддержка семьи: проблемы и пути их решения Антонова Любовь Алексеевна педагог – психолог координатор службы родительский всеобуч.
Работа социального педагога с родителями Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Плосковская средняя общеобразовательная школа»
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Диагностика в работе классного руководителя Занятие 2.
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
Транксрипт:

План: 1. Краткое определение семьи и ее функции. 2. Понятие семьи «группы риска». 3. Социально-педагогической работы с семьями «группы риска»

Семья - это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через неё и общества.

Функции семьи: воспитательная хозяйственно-бытовая экономическая социальный контроль духовное общениесоциально-статуснаядосуговаяэмоциональная

Если в жизнедеятельности семьи одна или несколько из функций не срабатывают, то семью относят к "группе риска".

Семья «группы риска»- семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия.

Основными причинами попадания семьи в «группу риска» является следующие факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия Социально- экономические факторы неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери. Медико- санитарные факторы неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми Социально- демографические факторы

семьи с деструктивными эмоционально- конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем Социально- психологические факторы алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные конфликты, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи Криминальные факторы

Социально-педагогической работы с семьями «группы риска» Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом работа социального педагога с семьей группы риска имеют много общего.

Эффективности работы способствует разделение семей группы риска на группы в зависимости от причин и характера неблагополучия.

В семье объектом воздействия социального педагога могут быть: Ребенок Взрослые члены семьи Семья в целом, как коллектив

Работы социального педагога с семьями группы риска включает три уровня: Профилактический ДиагностическийРеабилитационный

Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально- педагогической поддержки семьи.

Организация педагогического просвещения родителей направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения. Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы.

Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: 1)при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организации консультации психолога; 2)при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации анализ информации постановка социального диагноза

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы: Наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояния психики клиента) Беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану) Анкета (письменный опрос) Тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик)

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней : Индивидуального ГрупповогоОбщинного

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются технология: Консультирование - процесс взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходя которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Методы, приемы консультирования: Беседа; Включенное наблюдение; Убеждение; Одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать; Прием активного слушания;

Методы групповой реабилитации: Беседа (диалог между двумя участвующими сторонами); Лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель - повышения уровня информированности клиента); Диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса); Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту); Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию. Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.

Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники).

Заключение: Таким образом, в работе с семьей социальный педагог стремится максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение.