Дифференцированные домашние задания Ушакова Надежда Анатольевна Учитель начальных классов МОУ СОШ 1 п. кавалерово
Задавание на дом уроков палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности. Н.К.Крупская
1 класс (со 2 полугодия) - до 1 часа; 2 класс - до 1,5 часов; 3-4 классы - до 2 часов. Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий: Объём не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно- урочного материала.
Способы дифференциации заданий: -по объёму; -по содержанию; -по степени сложности.
Предлагая учащимся дифференцированные задания, необходимо учитывать: способность ребенка к учебной деятельности; умение выражать свои мысли; познавательную активность; организованность в работе.
Уровни сложности: 1 уровень - задания, требующие усвоения правил в пределах образовательного стандарта и получение оценки - 3-4; 2 уровень - задания, требующие выхода за пределы объема, усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку - 4-5; 3 уровень - задания, требующие самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.
Виды заданий 3 уровня сложности: задания на выявление закономерностей; задания на развитие логического мышления; решение задач с лишними или недостающими данными; составление обратных задач, подобных заданий; разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов; составление предложений и текстов; составление схем предложений; составление загадок; составление вопросов к тексту; составление плана текста; выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний.
Примеры дифференцированных заданий: Русский язык 1 уровень: списать слова, вставляя пропущенные буквы: ЗВ_НОК, СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ЖИНКА; 2 уровень : списать, вставляя пропущенные буквы, подобрать проверочные слова; 3 уровень : списать, вставляя пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, придумать слова на данное правило, составить с ними предложения.
Примеры дифференцированных заданий: Математика 1 уровень: начертить ломаную, узнать её длину: 2 уровень : начертить, узнать длину, выразить её в СМ и, если можно, в ДМ 3 уровень : то же, что во 2 ур. + начертить ломаную такой же длины, но состоящую из большего количества звеньев.
Примеры дифференцированных заданий: Чтение 1 уровень: выразительно прочитать стихотворение К.И.Чуковского «Радость»; 2 уровень: выразительно прочитать, придумать рифмы к словам: - лягушка; - кошка; - ветка. 3 уровень: выразительно прочитать. придумать рифмы к словам, составить двустишие или четверостишие с данными рифмами.
Дифференцированные задания помогают развивать: Познавательные интересы; Мышление, память, творческое воображение; Чувство ответственности; Инициативность и самостоятельность.
%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9&hl=ru &newwindow=1&sa=X&biw=1280&bih=929&tbm=isch&prmd=imvns&tbnid=Z9PYaWivr_Z54M:&imgrefurl=htt p://tatyana-chulan.ucoz.ru/load/fony_dlja_prezentacij/ &docid=33Y0bbErIkp5eM&imgurl= chulan.ucoz.ru/001.jpg&w=448&h=317&ei=7mEKT4nVMIOEOrP_nJ0B&zoom=1http:// %BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9&hl=ru &newwindow=1&sa=X&biw=1280&bih=929&tbm=isch&prmd=imvns&tbnid=Z9PYaWivr_Z54M:&imgrefurl=htt p://tatyana-chulan.ucoz.ru/load/fony_dlja_prezentacij/ &docid=33Y0bbErIkp5eM&imgurl= chulan.ucoz.ru/001.jpg&w=448&h=317&ei=7mEKT4nVMIOEOrP_nJ0B&zoom=1 фон презентации D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9+% D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B5+%D0%B7%D0%B0%D0%B4 %D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&hl=ru&newwindow=1&biw=1280&bih=929&tbm=isch&tbnid=cF HLjti5DshsrM:&imgrefurl= url= _6.jpg&w=1599&h=1181&ei=cGQKT4WbE4qs- gb9mfnFAQ&zoom=1&iact=hc&vpx=511&vpy=546&dur=1579&hovh=193&hovw=261&tx=148&ty=137 &sig= &page=1&tbnh=122&tbnw=165&start=0&ndsp=30&ved=1t:429,r:26,s:0 D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9+% D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B5+%D0%B7%D0%B0%D0%B4 %D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&hl=ru&newwindow=1&biw=1280&bih=929&tbm=isch&tbnid=cF HLjti5DshsrM:&imgrefurl= url= _6.jpg&w=1599&h=1181&ei=cGQKT4WbE4qs- gb9mfnFAQ&zoom=1&iact=hc&vpx=511&vpy=546&dur=1579&hovh=193&hovw=261&tx=148&ty=137 &sig= &page=1&tbnh=122&tbnw=165&start=0&ndsp=30&ved=1t:429,r:26,s:0 картинка Литература: Зайцева В.Н. Практическая дидактика. 2 с-л; «Школьные технологии», М.: 2000, 1, с Гуткина Н.И. Группы и классы развития. «Психологическая наука и образование» , 3, с Зак А.З. Развитие мышления детей. Уч/мет. пособие. М. изд РОУ: 1992, с.128 Гершунский Б.С., Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в образовании. «Философия образования», М: 1998 Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. Журнал «Директор школы», 1995, 3, с