Педагогико-психологические аспекты информатизации системы образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Положительные и отрицательные аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании Выполнила: учащаяся группы.
Advertisements

Положительные и отрицательные аспекты внедрения образовательных мультимедиа – ресурсов в школьное образование.
СовременныеСовременные педагогические технологии.
Информатизация образования – путь к более эффективному выполнению социального образовательного заказа» Рыбникова Наталья Павловна, ректор МАОУ ПКС «ИОМКР»
Компьютер – помощник учителя Советова О.В. – учитель истории и обществознания.
Информационная культура и медиакомпетентность участников образовательного процесса.
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская.
Автор опыта: Гордиенко Елена Владимировна Место функционирования опыта: МОУ СОШ 97 с углублённым изучением английского языка Дзержинского района г. Волгограда.
Интеграция педагогических и информационных технологий в профессиональной подготовке учителя Шилова Ольга Николаевна д.п.н., проф. каф. ИКТ РГПУ им. А.И.
Информационные технологии в решении задач высшей школы Задачи высшей школы Конкурентоспособность выпускников Создание интегрированной среды «образование.
Информатизация – это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно.
Г. Екатеринбург 2010 г. МВ(С)ОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 190.
Информационные технологии в образовании.. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные.
LOGO Возможности информационных и коммуникационных технологий для развития учебно- исследовательской среды и повышения информационной культуры.
«Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии и экологии».
В 2007 году Правительство Российской Федерации получило от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) заем на осуществление Министерством образования.
Комплексно-целевая программа Дата утверждения: решение педагогического совета от 30 ноября 2007 года Муниципальная общеобразовательная средняя школа 17.
Дистанционное образование (ДО) Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном.
Мотивация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе на основе использования проектных и информационно- коммуникационных технологий (психолого-
«Наглядность - один из основных педагогических принципов, согласно которому учебный материал лучше воспринимается учащимися на конкретных примерах». Я.Каменский.
Транксрипт:

Педагогико-психологические аспекты информатизации системы образования

План: 1. Педагогические аспекты информатизации образования 2. Психологические аспекты информатизации образования 3. Эргономические проблемы виртуального образования

Цель урока: Рассмотрение педагогических и психологических аспектов информатизации образования, а так же эргономических проблем виртуального образования.

Задачи урока: Ознакомиться и иметь представление о педагогических аспектах информатизации образования Ознакомиться и иметь представление о психологических аспектах информатизации образования Ознакомиться и иметь представление об эргономических проблемах виртуального образования

1. Педагогические аспекты информатизации образования Компьютерное обучение действительно является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя ему сосредотачиваться на своих главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

Можно привести многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации обучающимся; на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений); на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; на этапе коррекции самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования учебного материала.

Следует отметить, что педагогические аспекты информатизации образования имеют как положительные, так и негативные стороны.

Положительные педагогические аспекты информатизации образования: Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса Развиваются креативные способности педагогов и учащихся, их знания, умения и навыки самообразования. Автоматизация учета и оценки степени знаний учащихся Повышение наглядности изучаемого материала, а так же экономия времени Совершенствование механизмов управления процессами образования. Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, учеников и родителей.

Отрицательные педагогические аспекты информатизации образования : Нередко трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, непосредственной практике Возникают трудности при использовании поисковых систем, из за большой свободы и пространства. Это отвлекает от основного материала Возможно снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера Соблазн использовать уже готовый найденный материал.

2. Психологические аспекты информатизации образования Как и педагогические, психологические составляющие информатизации образования имеют и плюсы, и минусы.

Положительные психологические аспекты информатизации образования: Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать сложные профессиональные задачи. Все это приводит к формированию позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности. Использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения. Это связано с необычностью и престижностью работы с компьютером. Повышаются возможности обучения с учетом индивидуальности и личных качеств конкретного ученика Увеличение степени активности учащихся

Отрицательные психологические аспекты информатизации образования: Общение с компьютером сокращает живое общение педагога и ученика. Повсеместное использование информационных технологий приводит к свертыванию социальных контактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения. В условиях массового виртуального образования постепенно будет снижаться производительность труда в коллективах, причиной чего является неумение работать в команде, работать с живым человеком.

3. Эргономические проблемы виртуального образования Эргономика - наука, изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне.

Эргономика образования – теория проектирования системы «человек - образовательная знаковая среда». Эргономика образования есть теория проектирования систем «учащийся-учебник». При этой трактовке эргономика образования полностью абстрагируется от проблемы «посредников» (педагогов, лекторов, учителей), оставляя исследование и оптимизацию их деятельности другим дисциплинам - педагогической психологии, дидактике и так далее.

Сюда относятся: ситуации, когда школьник или студент, придя, домой или в библиотеку, изучает учебник или садится за компьютер; заочное и дистанционное обучение; экстернат; самообразование (когда человек самостоятельно занимается изучением некоторой темы, дисциплины или цикла дисциплин, не числясь студентом и не имея связи с учебным заведением). Все эти случаи можно объединить термином «автономное учение»

Проблемы эргономики виртуального образования В процессе виртуального образования, так же как и в любом другом виде умственной или трудовой деятельности, у учащегося могут возникнуть разного рода проблемы эргономического характера. К ним можно отнести следующие виды: неспособность понимания в полной мере изложенного материала вследствие отсутствия объяснений педагога по текущей теме; отсутствие точного представления об изучаемом объекте по причине нехватки практики, (к примеру, лабораторных работ, в которых теория наглядно закрепляется на практике); низкие темпы освоения предмета из-за возможности нехватки или отсутствия необходимого оборудования;

Пути и методы решения эргономических проблем виртуального образования В наши дни вопрос эргономики виртуального образования не стоит так остро как в недалеком прошлом. Современные достижения техники и сферы информационных технологий дали в наше распоряжение целый арсенал средств и приспособлений для увеличения производительности учебного процесса, и представления его в более удобной для учащегося форме. Яркими примерами подобных средств могут служить:

Виртуальные лаборатории и средства программирования

Интернет и электронные библиотеки

Отдельно хочется отметить эргономичность и пользу от виртуального обучения для людей с ограниченными возможностями. Имея дома компьютер и подключение ко всемирной паутине, данная категория людей имеет возможность наравне со всеми заниматься самообразованием, а также брать уроки у преподавателей в режиме онлайн. Это позволяет им получать полноценное образование, и в дальнейшем найти свое место в обществе. Также люди с ограниченными возможностями могут работать и обеспечивать себя при помощи компьютера и сети. Но это еще не все. Человек, овладевший знаниями в той или иной области при помощи виртуального обучения, сам может стать педагогом для таких же людей с ограниченными возможностями.

Вывод: Эффективная интеграция информатизации образования ориентирована на повышение качества обучения, развитие творческих способностей студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний. Информатизация образования является необходимым условием для решения важнейших проблем системы образования - его фундаментализации, повышения доступности для широких масс населения, придания образованию опережающего характера с целью своевременной подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания. Потому необходимо полностью рассматривать и учитывать как положительные, так и отрицательные стороны информатизация образования.

Вопросы: Какие положительные педагогические аспекты информатизации образования вы знаете? Какие отрицательные педагогические аспекты информатизации образования вы знаете? Назовите положительные психологические аспекты информатизации образования. Назовите отрицательные психологические аспекты информатизации образования. Как виртуальные виды образования могут помочь людям с ограниченными возможностями? Что означает термин эргономика? Какие виды эргономических проблем возникают в процессе виртуального обучения?

С уважением, спасибо за внимание!