Философия эпохи Возрождения 1. 2 Эпоха Возрождения. середина XIV-начало XVII века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Джордано Бруно
Advertisements

Джордано Бруно Специализация: философ Рождение: 1548, Нола, близ Неаполя Смерть: 17 февраля 1600, Рим Пол: мужской Национальность: итальянец Достижения:
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Философия Пантеизм. Дж.Бруно. Н.Кузанский. Подготовила : Лупырь Екатерина 1 курс,2 группа,фарм.
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ГУМАНИСТОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЭТИКА РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Николай Коперник Выполнили студентки М-22 группы: Олейник Регина и Сидорук Вера Я предпочитаю довольствоваться тем, за верность чего могу поручиться.
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Тема 4 Западноевропейска я философия средневековья и нового времени.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Философия Возрождения Выполнили студентки 1- го факультета 237 группы Абдушарипова Б. Абдуяминова С.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Философия эпохи Возрождения воспевает человека как творца мира и самого себя
Философия Ране Декарта Работу выполнил: Аймбетов Канат 4 дм
Филосовский взгляд на природу Презинтацию подготовил Ученик 11 А класса Земляков Егор.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
МЫШЛЕНИЕ Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует.
Транксрипт:

Философия эпохи Возрождения 1

2 Эпоха Возрождения. середина XIV-начало XVII века.

Содержание Гуманистическое направление Натурфилософское направление Пантеистическая натурфилософия Утопизм (социально-утопическое направление) Гуманистическое направление Натурфилософское направление Пантеистическая натурфилософия Утопизм (социально-утопическое направление) 3

4 Гуманистическое направление 1. Франческо Петрарка Франческо Петрарка Франческо Петрарка 2. Лоренцо Валла Лоренцо Валла Лоренцо Валла 3. Эразм Роттердамский Эразм Роттердамский Эразм Роттердамский 4. Мишель де Монтень Мишель де Монтень Мишель де Монтень Содержание

5 Гуманистическое направление. Франческо Петрарка ( ) 1. Родоначальник гуманизма. 2. В центре внимания гуманистов находился человек как самое совершенное творение Бога 3. Петрарке принадлежит идея активной самореализации человека.

6 Франческо Петрарка Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом человека, рвущего связи со средневековыми традициями и сознающего этот разрыв. Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом человека, рвущего связи со средневековыми традициями и сознающего этот разрыв. Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании. Старый стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании. Назад

7 Лоренцо Валла ( ) Лоренцо Валла-один из наиболее известных представителей итальянского гуманизма XV в., блестяще образованный, талантливый литератор и переводчик античных сочинений.

8 Лоренцо Валла Уроженец Рима Лоренцо Валла ( гг.) уже в молодые годы стал известен, как один из талантливых философов-гуманистов. В возрасте 23- х лет он уже был преподавателем университета в Павии, а в 1431 г. издал свое знаменитое сочинение "О наслаждении" (в 1433 г. это сочинение было переиздано в расширенной редакции под названием "Об истинном и ложном благе").

9 Эразм Роттердамский ( ) 1. Нидерландский писатель, филолог, богослов, гуманист эпохи Возрождения (глава "северных гуманистов"). 2. Эразм исследовал вопросы естественной жизни человека; 3. Он считал, что глупость неотделима от жизни и является её синонимом; 4. Он говорил, что улучшение условий жизни безусловно связано с образованием 5. Главное произведение: «Похвала глупости». Назад

10 Эразм Роттердамский Родился Эразм Роттердамский 28 октября 1469 в Роттердаме. В учился на теологическом факультете Парижского университета. Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии. Общеевропейскую известность Эразму Роттердамскому принесло первое издание сборника поговорок и крылатых слов античных авторов "Adagia", вышедшее в Занимал ведущее положение в европейском научном мире. Эразм Роттердамский является создателем системы нового богословия ("философии Христа"), главное внимание в которой уделяется человеку и его нравственным обязательствам перед богом. Возглавил новое течение в гуманизме - "христианский гуманизм". В 1521 вынужден был бежать из Лувена, спасаясь от религиозного фанатизма лувенских католиков, а в из Базеля, спасаясь от церковных реформаторов, т.к. не принимал унижения человека перед богом, характерного для лютеранства. Эразм Роттердамский умер 12 июля (по другим данным - 11 июля) 1536 в Базеле.

11 Мишель де Монтень ( ) МОНТЕНЬ, МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ (Montaigne, Michel Eyquem de) (1533–1592), французский писатель и философ.

12 Мишель де Монтень Родился 28 февраля 1533 близ Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к верхушке среднего класса; мать была богатой наследницей еврейской семьи, переселившейся во Францию из Испании или Португалии. Родился 28 февраля 1533 близ Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к верхушке среднего класса; мать была богатой наследницей еврейской семьи, переселившейся во Францию из Испании или Португалии. В раннем детстве Монтень воспитывался по педагогической методе отца, схожей по духу со взглядами на воспитание Ф.Рабле. Наставник мальчика не говорил по-французски и беседовал со своим подопечным только по-латыни. В 6 лет Монтеня отдали в школу, а в 21 год, закончив изучение античных авторов, философии и права в Тулузском университете, он получил судейскую должность. Вскоре он подружился со своим коллегой – Этьеном де Ла Боэси. За всю жизнь у Монтеня не было человека ближе, и ранняя смерть Ла Боэси в 1563 оставила в его душе глубокий след. В раннем детстве Монтень воспитывался по педагогической методе отца, схожей по духу со взглядами на воспитание Ф.Рабле. Наставник мальчика не говорил по-французски и беседовал со своим подопечным только по-латыни. В 6 лет Монтеня отдали в школу, а в 21 год, закончив изучение античных авторов, философии и права в Тулузском университете, он получил судейскую должность. Вскоре он подружился со своим коллегой – Этьеном де Ла Боэси. За всю жизнь у Монтеня не было человека ближе, и ранняя смерть Ла Боэси в 1563 оставила в его душе глубокий след.

13 Мишель де Монтень Центральное место в философии Монтеня принадлежит вопросам этики и вытекающим из нее социальным выводам. Монтень проповедует жизнь в согласии с природой и разумом; счастье и удовольствие являются основным двигателем человеческих поступков. В социальном учении Монтень-сторонник естественного равенства людей, идеализирующий «естественное состояние» человечества. Практически-философские воззрения Монтеня изложены в «Опытах», в которых запечатлены ход и метод наблюдения и самонаблюдения их автора; благодаря этой работе в философии и литературе стал утверждаться жанр «эссе»- описание опыта, поставленного человеком на самом себе, являющимся одновременно и наблюдателем, и объектом наблюдения. Назад

14 Натурфилософское направление 1. Николай Кузанский Николай Кузанский 2. Джордано Бруно Джордано Бруно Содержание

15 Натурфилософское направление Николай Кузанский ( ) Николай Кузанский ( гг.) родился в селении Куза в Южной Германии. По месту своего рождения он и получил прозвание Кузанский или Кузанец. Достоверных сведений о детских годах жизни будущего мыслителя нет. Известно лишь, что отец его был рыбаком и виноградарем, а сам Николай подростком бежал из родного дома. Его приютил граф Теодорик фон Мандершайд. Затем он продолжил обучение в Гейдельбергском университете (Германия) и в школе церковного права в Падуе (Италия). В 1423 г. Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием в Кельне. Через некоторое время он стал настоятелем Церкви св. Флорина в Кобленце.

16 Николай Кузанский Основные труды. «Об ученом незнании», «О католическом согласии», «Об искании бога», «О Богосыновстве», «Апология ученого незнания», «Простец», «Начало», «О видении Бога»,»О берилле», «О возможности-бытии», «Об охоте за мудростью», «О вершине созерцания». Поскольку все работы написаны на провинциальной латыни, это было одной из причин их небольшой известности.

17 Николай Кузанский Теория познания. По мнению Кузанца, процесс познания состоит в основном в сравнении неизвестного с известным, неопределенного с определенным. Выявляя определенные соотношения между ними(пропорции), мы и приходим к истине. Осознавая принципиальную непостижимость бесконечного конечным человеческим умом, Николай Кузанский утверждает необходимость процесса познания, который он трактует как бесконечное приближение к истине. Эту свою познавательную установку он называет «ученым незнанием». Процесс познания Вселенной = Бога проходит, по Кузанскому, в четыре этапа.

18 Этапы познания. Вид познания Выполняемая функция 1. Чувственное познание Воспринимает конечное и единичное 2. Рассудок Разделяет противоположности 3. Разум Соединяет противоположности 4. Интеллектуальная интуиция Непосредственно созерцает совпадение противоположностей

19 Николай Кузанский Учение о человеке. Как и большинство гуманистов, Николай Кузанский понимал человека как микрокосм. С одной стороны, он является микрокосмом, как и любой другой реально существующий объект, поскольку «все есть во всем». Но, с другой стороны, человек – это специфический микрокосм, поскольку он обладает сознанием, в котором содержатся образы всех вещей, в том числе Бога, ангелов, животных, неодушевленных вещей. В человеке тем самым специфическим человеческим образом развернут весь мир. Судьба учения. Идеи Кузанца оказали большое влияние на дальнейшее развитие пантеизма (Джордано Бруно, Спиноза), а его учение о минимумах и максимумах – на развитие учения о бесконечно малых величин. Назад

20 Джордано Бруно ( ) Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно явилась апогеем развития философской мысли Ренессанса. В ней воплотились гуманизм, стихийная диалектика и величие природы. Пантеизм Джордано Бруно – «Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего» - самая радикальная и бескомпромиссная натурфилософская система эпохи Возрождения.

21 Джордано Бруно Материя по Дж. Бруно – начало и конец предметного мира. В ней возникают и гибнут формы, но вечно пребывает сама материя, как «беспричинная причина». Способность материи к образованию форм Дж. Бруно именует Душой мира. Основу Души мира составляет всеобщий ум, как действующая причина. Необходимым условием существования материи являются пространство и время. Их можно мыслить отдельно от материи, но нельзя оторвать от движущейся материи.

22 Джордано Бруно Поскольку движение как самодвижение тождественно жизни, то Дж. Бруно высказывает мысль о существовании жизни на других планетах. Другое дело, что в каждом случае формы жизни могут иметь существенные различия, отличные от тех, которые имеют место на Земле. Важным выводом космологии Дж. Бруно было учение о бесконечном пространстве, наполненном конечными мирами. Там нет первооткрывателя, нет и деления на мир тленный и мир небесный, там нет и бестелесного света, ибо нет формы без материи, нет и пространства без тела. Во Вселенной вообще нет ни центра, ни границ. Понятия «центр», «верх», «низ» применимы лишь к отдельным ограниченным системам, но не к космосу, вечному и бесконечному. Во Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и рождаются бесчисленные миры. Наша солнечная система – лишь одна из бесчисленного множества других систем.

23 Джордано Бруно Гилозоизм Дж. Бруно накладывает свою печать и на учение о познании мира. Предпосылкой познания является сомнение. Нельзя доверяться ни мнению большинства, ни традиционной мудрости, ни авторитетам, ни догмам веры. Единственным авторитетом должен быть разум и свободное исследование, где чувственный опыт проходит рациональную обработку. К чувственному восприятию мира Дж. Бруно также относится с предубеждением. Он полагает, что «чувства могут только возбуждать разум», обозначать дорогу к истине, но не демонстрировать саму истину. Недостаток чувственного ощущения в том, что оно не позволяет видеть бесконечность…ибо «бесконечное не может быть объектом чувств».

24 Джордано Бруно Поэтому в процессе познания на помощь чувствам приходит рассудок. Он осмысливает то, что воспринято чувствами, удержано памятью и воображением. Рассудок, опираясь на логику, выводит всеобщее из частного. Выше рассудка стоит интеллект. Он осмысливает результат логического рассуждения, рассматривает его внутренним зрением. Через систему умозаключений интеллект дает освещенную картину мира. Высшей способностью человеческого разума является ум ( дух, интуиция).Проявлением этой высшей ступени познания является непосредственное созерцание Бога как Природы и Природы как Материи во всеобщем содержании.

25 Пантеистическая натурфилософия 1. Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи 2. Николай Коперник Николай Коперник Николай Коперник Содержание

26 Пантеистическая натурфилософия Леонардо да Винчи ( ) У истоков нового естествознания стоит выдающийся мыслитель Леонардо да Винчи. Феномен Леонардо справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение своей эпохи, которая нуждалась в титанах и их рождала. Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке будущего.

27 Леонардо да Винчи Помехи на пути к истине Откровению священного писания, астрологии и алхимии, сновидениям и мистике Леонардо противопоставил опыт. Он полагал, что неапломбированная мысль может породить обман, не приблизить, а увести от истины. Только знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, а последняя является отличительным признаком подлинной науки. Теология не имеет опоры в опыте, а посему не может быть наукой, не может претендовать на обладание истиной. Не может быть науки и там, где опыт подменяют спор и крики, где балом правят эмоции. Другую помеху на пути к истине Леонардо усматривает в излишнем преклонениями перед авторитетами. Не подражать нужно, а работать и искать.

28 Леонардо да Винчи Суждения по проблемам космологии Интересные суждения высказывает Леонардо да Винчи по проблемам космологии. Его мысль, что Земля, а скорее Солнце выступает центром нашей Вселенной, предвосхищала гелиоцентризм. Солнце Леонардо – это источник тепла и жизни природы, тела и души; условие и основание гармонии мира. Душа неразрывно связана с телом. Она формирует тело, выступает творческим, деятельным началом. Духовное начало не противостоит телесному, а природное – божественному. Всё находится в состоянии гармонии Но мысль о гармонии мира вовсе не безоблачна, как это имело место в философии гуманизма. Она несёт на себе печать мрачности и даже трагизма. Это относится прежде всего к размышлениям Леонардо о человеке, его месте и роли в мире.

29 Леонардо да Винчи Учение о человеке Как наследник философии гуманизма, Леонардо да Винчи продолжает утверждать, что человек есть «величайшее орудие природы», что лучшие из людей по праву могут быть «земными богами». Но мысль о величии человека оборачивается грустными размышлениями о ничтожестве человеческих помыслов и поступков. «Земной бог» и «наполнитель нужников» - таков диапазон оценки человека, подтверждающий мысль Пико делла Мирандолы о свободе человека, способного подняться до заоблачных высот или опуститься до скотского состояния. Назад

30 Николай Коперник ( ) Николай Коперник – философ, астроном. Николай Коперник – философ, астроном. Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой «великих открытий». Однако ни одно не имело такого значения, как созданная Николаем Коперником гелиоцентрическая система мира. Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой «великих открытий». Однако ни одно не имело такого значения, как созданная Николаем Коперником гелиоцентрическая система мира.

31 Николай Коперник Концепция гелиоцентризма Опубликованная в 1543 году его работа «Об обращении небесных сфер» сыграла решающую роль в пересмотре теологических представлений о мире. Новая космология требовала пересмотра католической теологии. Под сомнение ставилось деление мира на «тленную» земную субстанцию и вечную небесную субстанцию. Упразднялось теологическое противопоставление земли и неба.

32 Николай Коперник Концепция гелиоцентризма Земля не центр и не претендует на противостояние. Она образует с другими планетами единую Вселенную, пребывающую в постоянном самодвижении. Гелиоцентрическая концепция Коперника отбрасывала идею перводвигателя. Опасение Коперника оправдалось. В 1617 году его учение было запрещено как «глупое, философски ложное, решительно противоречащее Святому писанию и прямо еретическое».

33 Николай Коперник Гелиоцентрическая система оказалось революционной не только для церкви и аристотелево- птолемееевской традиции. Гелиоцентрическая система оказалось революционной не только для церкви и аристотелево- птолемееевской традиции. Учение Коперника потребовало способности видеть мир и нас самих в совершенно новом ракурсе. Учение Коперника потребовало способности видеть мир и нас самих в совершенно новом ракурсе. Человек как субъект должен был посмотреть на окружающий мир и самого себя с совершенно иной, чем раньше, точки зрения. Человек как субъект должен был посмотреть на окружающий мир и самого себя с совершенно иной, чем раньше, точки зрения. Назад

34 Утопизм (Социально- утопическое направление ) 1. Томас Мор Томас Мор Томас Мор Содержание

Утопизм(социально-утопическое направление) Томас Мор ( ) Томас Мор(1478 – 1535)- государственный деятель, писатель. Мор жил в сложную для Англии эпоху дворцовых интриг, церковного противоборства как следствия Реформации, мучительного начала буржуазного развития страны. Он получил прекрасное образование и достаточно быстро стал авторитетным юристом. Томас Мор(1478 – 1535)- государственный деятель, писатель. Мор жил в сложную для Англии эпоху дворцовых интриг, церковного противоборства как следствия Реформации, мучительного начала буржуазного развития страны. Он получил прекрасное образование и достаточно быстро стал авторитетным юристом. 35

Томас Мор В историю Томас Мор вошел прежде всего как автор знаменитой «Утопии», которую он написал по-латыни в 1515–1516 гг. В первой части книги осуждаются многие пороки современного ему общества, сатирически описываются нелепости законов того времени. Вторая часть – рассказ путешественника Рафаэля Гитлодея о идеальном общественном устройстве, которое он обнаружил на далеком острове Утопия (в дословном переводе- «место, которого нигде нет»). Мор развивает в этой части книги идеалы социального равенства и справедливости. Его произведение положило начало новому жанру – социальной утопии. Многое из сочинения Мора в дальнейшем использовалось в социалистической и коммунистической литературе. Одно из высказываний Томаса Мора: «Все мы ценим добро, лишь теряя его невозвратно». 36 Назад

37 Философию эпохи Возрождения следует рассматривать как заключительный этап философии Средневековья и как первый этап философии Нового времени.