1 Тема 7. ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ М 4 1.Определение понятия «принцип» физического воспитания 2.Общие социальные принципы системы физического воспитания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория и методика физического воспитания Принципы системы физического воспитания.
Advertisements

Дополнительная образовательная программа « Общая физическая подготовка » ( физкультурно - спортивная направленность ) ( модифицированная ) возраст детей.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Принципы и компоненты процесса обучения Процесс обучения совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Малыгина Татьяна Сергеевна, учитель физической культуры с.п.Кенай.
Единство обучения воспитания и развития ребенка в процессе образовательной деятельности физическими упражнениями.
Уроки физической культуры в школе: специфика содержания и организации обучения в условиях ФГОС ОО МКОУ «Частоозерская сош» Карпова Ирина Петровна Учитель.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией.
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
Воспитание культуры здорового образа жизни Выполнил студент Группы 80201с Салимьянов Роман.
ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ Подготовила тьютор Герман Л.И.
Влияние современных методологических принципов в спорте на выстраивание системы отбора и подготовки спортивного резерва С.Л.Садырин, Генеральный директор.
Срок обучения 3 года. Начальный возраст обучения лет Составила: педагог дополнительного образования Арзамасова Н.В.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Подготовила учитель начальных классов МОУ « Запутновская СОШ» Нарбекова И.С. Здоровьесберегающие технологии.
Специфическая направленность физического воспитания.
СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА БАЗЕ МОУ СОШ 26 «Реализация личностно ориентированного подхода в процессе использования.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Слайд 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные.
Транксрипт:

1 Тема 7. ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ М 4 1. Определение понятия «принцип» физического воспитания 2. Общие социальные принципы системы физического воспитания. 3. Общепедагогические (общеметодические) физического воспитания.

2 Основная литература 1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, С Теория и методика физического воспитания/ Под общей ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. - М.: Физкультура и спорт, Т.2. - С Дополнительная литература 1. Основы теории и методики физической культуры/ Под ред. А.А.Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, С Теория и методика физической культуры: учебн. / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2007.

3 Вопрос 1 Определение понятия «принцип» физического воспитания

4 Закон (научный) – это постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания. Закон (научный) – это постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания. Принцип – это установившееся, укоренившееся, обоснованное правило действий. Принцип – это установившееся, укоренившееся, обоснованное правило действий. лат. principium - основа, начало

5 Структура научной теории Теоретическое знание Эмпирическое знание Понятия Принятые решения Аксиомы Логика Научные законы Принципы Факты

6 Адаптация Виды адаптации: краткосрочная, долговременная, перекрестная. Приспособительные реакции на нагрузки различаются по направлению, величине, продолжительности.

7 Время Уровень развития Типичная динамика долговременных адаптационных перестроек 2 -3 недели

8 Динамика работоспособности в течение суток Работоспособность Время суток

9 Возраст Уровень развития Общая схема возрастного развития человека 20 – 25 лет Закономерности возрастного развития человека

10 Возрастное развитие двигательных способностей мальчики, девочки

11 Развитие скоростно-силовых способностей мальчиков школьного возраста 1 – замедленное, 2 – среднее, 3 – ускоренное развитие

12 Развитие скоростно-силовых способностей девочек школьного возраста 1 – замедленное, 2 – среднее, 3 – ускоренное развитие

13 Хронология физического развития детей школьного возраста

14 Принципы физического воспитания – это исходные научно-практические положения (правила), определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. В основе принципов заложены цели и фундаментальные закономерности физического воспитания в виде определенных правил и требований. Принципы физического воспитания – это исходные научно-практические положения (правила), определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. В основе принципов заложены цели и фундаментальные закономерности физического воспитания в виде определенных правил и требований.

15 Принципы физического воспитания Принципы системы ФКОбщеметодические (общепедагогические) принципы ФВ Специфические принципы ФВ 1. Принцип всестороннего гармонического развития личности. 1. Принцип сознательности и активности 1. Принцип непрерывности 2. Принцип приклад насти 2. Принцип наглядности 2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха 3. Принцип оздоровительной направленности. 3. Принцип доступности и индивидуализации 3. Принцип постепенного наращивания развивающие- тренирующих воздействий (динамичности) 4. Принцип систематичности 4. Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок 5. Принцип циклического построения системы занятий 6. Принцип возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания.

16 Вопрос 2. Общие социальные принципы системы физического воспитания

17 Принцип всестороннего гармонического развития личности - единство всех сторон воспитания, оказывающих влияние на формирование личности в условиях постоянного и направленного развития физических качеств и способностей, освоения фонда двигательных умений и навыков.

18 Реализация принципа осуществляется через выполнение следующих требований: 1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. Решение задач физического воспитания должно осуществляться в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием. 2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни.

19 Принцип связи физической культуры с практической жизнью общества - выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию - готовить людей к деятельности, к жизни.

20 Реализация принципа приклад насти осуществляется через выполнение следующих требований: 1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера. 2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие двигательных способностей. 3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

21 Принцип оздоровительной направленности - достижение в двигательной деятельности человека и при использовании разнообразных физических упражнений наибольшего оздоровительного эффекта.

22 1. Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление. 2. Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля. Физические упражнения - средство, которое лишь в условиях правильного применения даёт оздоровительный эффект. Неправильное, неумелое применение их может отрицательно сказываться на здоровье. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояния здоровья занимающихся физическими упражнениями.

23 Вопрос 3. Общепедагогические (общеметодические) физического воспитания

24 Эта группа принципов призвана отображать общие закономерности педагогически организуемого процесса обучения-воспитания, выражать их в форме основных установочных положений, подлежащих реализации во всех случаях образовательно- воспитательной деятельности. Общеметодические принципы – это отправные положения, которыми необходимо пользоваться преподавателю физической культуры (тренеру), решая комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

25 Принцип сознательности и активности. Назначение этого принципа в том, чтобы сформировать у занимающихся интерес, осмысленное отношение и потребность к физкультурно-спортивной деятельности, стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов деятельности. Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.

26 Физкультурный интерес состоит из следующих компонентов: эмоциональный – характеризуется содержанием, целевыми установками, поощрением; рациональный – видимый результат деятельности (когда ученик видит, что чему-то научился); гностический – удовлетворяет стремление к самопознанию (узнал правила игры, свои возможности); гедонический – учение об удовольствии, основоположник Эпикур. (удовольствие от физических нагрузок, утомления); деятельностный – деятельность сама по себе является фактором привлекающим к занятиям физическими упражнениями.

27 Требования по реализации: 1. соблюдать и учитывать структуру физкультурных интересов учащихся. Физкультурные интересы должны удовлетворятся в той или иной мере в процессе занятия. 2. учащихся надо включать в процесс обучения и воспитания как активных субъектов деятельности, а для этого необходимо: давать задания по самоконтролю, самокорректировке, предварительно обучив их этому; включать учащихся в процесс определения задач, выбор средств, давать возможность проявить себя; 3. формировать осмысленное отношение к цели и задачам занятия.

28 Принцип наглядности – обозначает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Он предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом, по совокупности ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц.

29 Наглядность в физической культуре существует в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная. Зрительная наглядность – (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Применяют зрительную наглядность на всех этапах овладения двигательными действиями. Звуковая наглядность – (различные звуковые сигналы голосом, аппаратурой) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик движений. Звуковая наглядность играет ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям. Двигательная наглядность – предусматривает формирование у человека представления о физическом упражнении за счет мышечных ощущений, которые возникают у него при попытках выполнить двигательное действие. Прочувствовать особенности двигательного действия – значит понять сущность двигательного действия.

30 Требования по реализации: 1. использовать наглядность как фактор адекватного разучивания двигательного действия. 2. необходимость направленного воздействия на функции сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. 3. взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности

31 Принцип доступности и индивидуализации – означает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающегося. При реализации принципа должна быть учтена как готовность занимающегося к обучению, так и объективность трудностей, возникающих при выполнении заданий: координационной сложности, опасности, энергоемкости. Достижение в занятии полного с педагогических позиций, соответствия между трудностями и возможностями занимающегося характеризует оптимальную меру доступности. Определяя меру доступного, преподаватель руководствуется прежде всего программами и нормативными требованиями, устанавливаемыми для того или иного контингента занимающихся на основе научных данных и обобщенного практического опыта. Конкретные данные о возможностях занимающихся получают путем испытаний по нормативам физической подготовленности, врачебных обследований и педагогических наблюдений.

32 Требования по реализации: 1. строго соблюдать меру доступного путем учета уровня физической подготовленности, физического развития занимающихся, путем использования данных нормирования нагрузки (рассказать о разности нагрузки и нормативах),учитывать программные требования и медико-биологические наблюдения за нагрузкой. 2. последовательно обеспечивать методические условия доступности: -преемственность упражнений; -постепенное усложнение требований.

33 Индивидуализация учебно-тренировочного занятия выражается в дифференциации учебных занятий, норм физической нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия. Поскольку организм индивида обладает присущей только ему качественной определенностью в реакции на физическую нагрузку, чрезвычайно важно определить индивидуально доступный порог мощности и энергоемкости выполняемых заданий. Требования по реализации: 1. учитывать уровень физической подготовленности, физического развития, функциональные возможности человека 2. учитывать обучаемость занимающихся (способность усваивать новые двигательные действия);

34 Принцип систематичности предполагает построение учебно- воспитательного процесса в виде алгоритма и требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проявлению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими упражнениями обеспечивается при выполнении ряда условий: обеспечение последовательного перехода от развития одних двигательных способностей к другим; строгого согласования и распределения учебного материала с предыдущим; целесообразного порядка применяемых физических нагрузок. Фундаментальной основой принципа систематичности является: выполнение нагрузок в дидактически оптимальной последовательности, выполнение заданий на уровне доступной трудности, использование интервала отдыха, обеспечивающего процесс суперкомпенсации функций.

35 Одним из важных аспектов в реализации принципа систематичности является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает определенную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что является предпосылкой всестороннего и гармоничного развития индивида. Требования по реализации: 1. регулярность занятий и система чередования нагрузок с отдыхом; 2. последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.