Возрастная психология Основные закономерности развития Киселева Татьяна Геннадьевна, к.пс.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Общие вопросы возрастной психологии.
Алматы 2018 г. Периодизация возраста. Возраст – ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом развитии человека.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Выполнила: Ситкарева Е.В. студентка 221 группы. 18 февраля января 1979, советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии и методологией.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗХРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Лекция 1. Предмет, задачи, методы.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
Выполнила студентка 221 гр. Артеева Вероника. Выготский Лев Семенович ( ), российский психолог. Разработал культурно - историческую теорию, которая.
Периодизация психического развития и становления личности. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе.
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы развития. Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности.
1. Пренатальный ( внутриутробный ) период – 266 дней. 2. Детство – от рождения до 12 лет. 3. Отрочество и юность до – 20 лет. 4. Зрелость - от 20 до 60.
ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. Возрастная психология это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Обучаемость - важнейшая характеристкика субъектов учебной деятельности.
Обобщающий урок по теме «Индивидные свойства человека» урок психологии 9 класс по программе Дубровиной И.В. «Психология» Автор: Батюта Оксана Владимировна,
Транксрипт:

Возрастная психология Основные закономерности развития Киселева Татьяна Геннадьевна, к.пс.н., доцент

Структура возрастной психологии психология младенца психология раннего возраста дошкольная психология психология младшего школьника психология подростка психология юности психология среднего возраста психология старости (геронтопсихология)

Основные понятия возрастной психологии Развитие – это качественные изменения, происходящие в строении тела, психике и поведении человека Рост количественные изменения в процессе развития. Созревание психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения психических функций

Возраст – это отрезок возрастного развития, цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Существуют: 1. Хронологический возраст (паспортный) 2. Биологический возраст 3. Психологический возраст 4 Социальный возраст Новообразование – это новое качество деятельности и личности, которое возникает на данной возрастной ступени Социальная ситуация развития - это специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром Ведущая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает качественные изменения и формирование психологических новообразований. Основные понятия возрастной психологии

Основные закономерности процесса развития Развитие характеризуется неравномерностью Развитие характеризуется и гетерохронностью Неустойчивость развития Сенситивность развития Кумулятивность психического развития Дивергентность - конвергентность хода развития

Теории периодизации Биогенетические теории развития (Гезелл, Геккел, Бюлер, Стэнли Холл, Кречмер, Йенш, Фрейд) Геккел БюлерСтэнли Холл Фрейд Социогенетические теории развития (Жане, Дюркгейм, Валлон, Брунер, К.Д.Ушинский, Э.Эриксон) Э.Эриксон Теория конвергенции двух факторов (Штерн)

Теория культурно-исторического развития Л.С.Выготский - все высшие психические функции формируются в результате интериоризации А.Н.Леонтьев – развитие определяется ведущим видом деятельности С.Л.Рубинштейн - дети развиваются, лишь воспитываясь и обучаясь. Автор принципа сознания и деятельности

Э.Геккел В 1866 году Э.Геккел сформулировал биогенетический закон: «Онтогенез – есть краткое и быстрое повторение филогенеза» Первая теория психологического развития – теория рекапитуляции

Стэнли Холл Период дикости (характерен для ребенка от 0- 5 лет); Этап охоты (характерен для ребенка от 4-9 лет); Пастушество (характерен для ребенка от лет, нежность к животным); Земледельческий (характерен для ребенка от лет); Торгово-промышленный период (характерен для ребенка от лет)

Карл Бюлер первые месяцы - находится на стадии млекопитающего второе полугодие – стадия высшего млекопитающего – обезьяны дошкольное детство – развитие первобытных народов поступление в школу – усвоение человеческой культуры сначала в духе античного и ветхозаветного мира, а в подростковом возрасте - в духе средневекового фанатизма зрелость - поднимается до уровня культуры Нового времени (Просвещения)

Зигмунд Фрейд Оральная стадия развития (1 год жизни) Анальная стадия развития (2-3 год жизни) Фаллическая стадия (4-6 год жизни) Латентная стадия (7-12 лет) Генитальная стадия (с лет)

Эрик Эриксон Рассматривает систему «человек – общество». Основное понятие – идентичность, которая существует в двух видах: 1)ЭГО-идентичность (чувство неизменности, целостности своего Я); 2)групповая идентичность (освоение групповых норм). Каждый период является фундаментом для следующего и определяет дальнейшее развитие. Выделяет 8 стадий в развитии человека

Отечественные теории развития Классификация периодов детства П. БлонскогоП. Блонского Развития личности по К.К. ПлатоновуК.К. Платонову Периодизация развития по В.И. СлободчиковуВ.И. Слободчикову Теория периодизации психического развития Д.Б.Эльконина Д.Б.Эльконина

Павел Блонский Стадии Подстадии Утробное детство (до рождения) 1. Эмбрион (0-2 месяца) 2. Плод (2-9 мес.) Беззубое детство (0-2 лет) 1. Абсолютно беззубое детство (0-6 мес.); новорожденный – первые 7 дней 2. Прорезывание резцов (6-12 мес.) 3. Прорезывание остальных зубов (1-2 года) Молочнозубое детство (2-7 лет) 1. Раннее молочнозубое детство (2-5 лет) 2. Позднее молочнозубое детство (5-7 лет) Постояннозубое детство (7-25 лет) 1. Смена зубов (7- 12,13 лет) 2. Первая половина 7-10 лет 3. Вторая половина лет 2. Половое созревание (12,13 – 15,16 лет) 3. Юность (15,16 – 20,25) 3.1. Ранняя юность (до 20 лет) 3.2. Поздняя юность (20-25 лет)

К.К. Платонов Этап Рубеж Доминирующая подструктура Примерный возраст Пренатальный период Младенчество Становление личности Профессиональное развитие Гармоничное совершенствование Старческая деградация (необязательный) Рождение Минимум личности Минимум социальной зрелости Переоценка жизненного пути Предпенсионное планирование Смерть Биопсихические свойства Особенности психических процессов Опыт Направленность 3+-0,

В.И. Слободчиков Чередование периодов со-бытийности и периодов само-бытности

Д.Б.Эльконин Каждый возраст характеризуется определенным типом ведущей деятельности и возникающими благодаря нему специфическими психологическими новообразованиями В системе отношений выделяют 2 типа деятельности (I тип – система «человек – человек»; II – «человек – вещь») Тип деятельности, раз возникнув, не исчезает – он качественно трансформируется