Теологическая философия средних веков. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Advertisements

Теологическая философия средних веков. 1. Становление средневековой теологической философии. 2. Патристика. Философия Августина Блаженного. 3. Схоластическая.
Теологическая философия средних веков. 1. Становление средневековой теологической философии. 2. Патристика. Философия Августина Блаженного. 3. Схоластическая.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Средневековая философия: патристика и схоластика
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Спор об универсалиях
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Средневековая философия Патристика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
Средневековая философия. Выполнила студентка 4-2 группы Кузнецова Арина Преподаватель: Фураева А.А. Санкт-Петербург 2010 год.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
Подготовил: Сагатканов А. студент группы 248, ОМ Проверил: Молдагалиев С.Е. Средневековая схоластика: Философия Аквинского.
Транксрипт:

Теологическая философия средних веков

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творение.

Периоды развития средневековой философии 1. Апологетика и патристика (I-VIII в.) – период защиты и систематизации христианского учения 2. Схоластика (VIII-XV вв.) – период систематической разработки христианской философии Ранняя схоластика (до XII в.) Период расцвета схоластики (XIII в.) Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)

Основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог); господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о божественном творении (всего Богом) и о божественном откровении (Бога о Самом Себе – в Библии); сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества.

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа: 1. Догмат о божественном творении: Бог сотворил окружающий мир из ничего, творение мира есть результат акта Божественной воли, мир сотворен благодаря всемогуществу Бога – креационизм; единственным творческим началом во Вселенной и подлинным бытием является Бог; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; Бог вечен, постоянен и всепроникающий; поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; нет четкой границы между Богом и его творением.

В средневековой философии проблема добра и зла решается исходя из идеи творения: Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости; следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром; зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога; поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей; в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

2. Догмат о божественном откровении: мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию; единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.

В средневековой философии предпочтение отдавалось религиозной вере, а не знанию, религии, а не науке. Первыми формами выражения философской мысли явились: 1. апологетика – защитница христианства, направлена была против язычества и враждебных христианству религий; 2. патристика – учение «отцов церкви», священнослужителей, отстаивающих чистоту христианской веры.

Главная проблема периода апологетики и патристики – взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой мудростью, в особенности с античной философией. Апологеты – христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение. Патристика – учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии. Функции апологетики и патристики – защита и систематизация христианского учения

Нисса Афины Рим Александрия Иерусалим Карфаген Гиппон Кесария Константинополь Дамаск Тагаст Павия

Представители патристики Августин. Против академиков. Августин. О порядке. Августин. Исповедь. Августин. О граде Божием. Боэций. Комментарии к Порфирию. Боэций. Утешение философией. Псевдо-Дионисий. Об именах Божиих Таинственное богословие О небесной иерархии О церковной иерархии Иоанн Дамаскин. Источник знания: Диалектика Точное изложение православной веры Основные сочинения Аврелий Августин Иоанн Дамаскин Северин Боэций Псевдо-Дионисий

Августин Аврелий (IV-Vвв.) Христианский философ, пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует понимание. Без мысли нет веры. «Вера ищет, разум находит». Истину следует искать внутри души. В «Исповеди» он обращается к своему «Я», обнажая все струны души, показывая, как он отрекся от совей воли во имя Бога. В Душе Бог, углубляясь в Душу мы находим Бога, ибо в душе есть истина.

Августин Блаженный ( ) Основные труды: «Исповедь» - автобиография, рисующая внутреннее развитие с детских лет до утверждения в ортодоксальном христианстве; «О граде Божием», где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу; «О прекрасном и пригодном»; «Против академиков»

Основные положения философии Августина Блаженного Заложил основы догматов католической Церкви. Утверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок. Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением. Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории.

Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки. Выделяет два источника знания: опыт и веру. Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друг друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».

Истина образована из идей – мыслей Бога. Бог как Бытие творит, как Истина Он всё освещает, как любовь Он всё притягивает и умиротворяет. Доказательства бытия Бога: В мире есть совершенное, значит есть его создатель. Если исключить небольшое число извращенных людей, весь род человеческий признает существование Творца. Есть разные ступени Блага, за которыми стоит высшее Благо – Бог. Признавал, что Бог един в трех лицах, все они равны.

Тертуллиан Карфагенский, христианский богослов и мыслитель ( ) Выдвинул тезис о несоединимости философии и христианской веры. Утверждал веру как высшую истину. Подчеркивал пропасть между верой и знанием. Сформулировал парадоксальный тезис «Верую, ибо абсурдно».

Вершиной средневековой философии выступает схоластика (от греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Основные проблемы периода схоластики: Вера и знание Доказательство бытия Бога Общее и единичное (проблема универсалий)

Схоластика (XI-XII вв.) – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство. Это христианская философия, полностью зависящая от религии и подчиненная мысли и авторитету догмата.

Представитель средневековой философии периода схоластики: Фома Аквинский – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

Фома Аквинский является автором томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви, учения о гармонии разума и веры. Разум рассматривает как высшую среди человеческих способностей. Основные произведения Фомы Аквинского – «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии.

Основные положения философии Фомы Аквинского Цель человеческой жизни – достижение счастья, возможное только через познание Бога. Мир устроен по принципу иерархии, где Бог – совершенная реальность. Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера. Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога. Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении. Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к выводу: вера и знание – различные понятия; разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение.

Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении

Ф.Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь: Что такое вещь? Какая вещь? Для чего она существует?

Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее существования (экзистенции). Аргумент: сущность воплощается в существовании конкретной вещи только в результате акта ее творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел в сознании Бога. Следовательно, сущности могут быть бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому не зависят от существования последних.

В вопросах гносеологии средневековая философия 1. Утверждает познаваемость мира через познание Бога. 2. Выделяет два вида знания: сверхъестественное, даваемое в Божественном откровении и зафиксированное в священных текстах; естественное, доступное для человеческого разума через толкование священных текстов.

Два направления в теологической философии Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Познание возможно лишь с помощью разума. Номинализм – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» – определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

Проблема универсалий Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения). Универсалии следует также отличать от того, что является общим «по частям» или «по очереди». Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах. Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк», «человечество». Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных. Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.

Антисфен Платон – Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу. – Это потому что ты смотришь телесным, а не духовным оком.

Универсалии образуют высший уровень бытия. Универсалии находятся в самих вещах. Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей. Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам. Платон Аристотель

Проблема универсалий Реализм и номинализм Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельно от единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах, причём присутствующие 1) во всех и каждой, 2) неделимо, 3) одновременно и 4) составляя их сущность (субстанцию).

Универсалии существуют трояко: 1. до вещей (ante rem) – как их прообразы в Божественном уме; 2. в вещах (in rem) – как их общие свойства; 3. после вещей (post rem) – как понятия нашего ума. Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Пьер Абеляр Фома Аквинский

Позиции для сравнения Патристика Схоластика Представители Августин Блаженный, Фома Аквинский Теология Отношение к Богу Бог – творец и правитель всего сущего Бог –это законодатель всего сущего Антропология Отношение к человеку Человек - это «раб Божий» Человек – «животное политическое» Этика Как жить праведно Главные добродетели это: смирение и вера Умеренность во всем и есть праведность Гносеология Отношение к разуму познанию Разум не нужен, только вера Теология – это единство веры и разума