Экскурсоведение – комплексная научная дисциплина, раскрывающая теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология и организация экскурсионно-выставочной деятельности «Социально-культурный сервис и туризм», «Экономика и управление на предприятиях.
Advertisements

в 15.00, ГБОУ СОШ 996, Борисовский пр-д, д.13.
Что такое экскурсия?!. Этапы разработки экскурсии 1. Определение цели и задач экскурсии. 2. Выбор темы. 3. Отбор литературы и составление библиографии.
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ Преподаватель Гончарова Наталья Александровна.
Музейная практика Установочная конференция Основы музейного дела.
Под умением в педагогической литературе понимаются освоенные учеником способы выполнения действия.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Катаева Майя Валериевна Учитель Мировой Художественной культуры ГБОУ СОШ 175 С углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла Калининский.
История развития экскурсионного дела в России. Тема развития туристско- экскурсионной деятельности актуальна на сегодняшний день. Наша деятельность направлена.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
(В. Даль) Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр. (В. Даль) (М. П. Анциферов) Экскурсия - есть прогулка, ставящая.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Активные методы обучения Юринская Н.Н.. Понятие и сущность метода обучения Метод- способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Семинар на тему: «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ» «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО.
Транксрипт:

Экскурсоведение – комплексная научная дисциплина, раскрывающая теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающая практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.

Понятие экскурсии Экску́россия (от лат. Excursio – прогулка, поездка) коллективное или индивидуальное посещение музея, выставки, достопримечательного места, памятников культуры, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

Экскуроссия - туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных и других познавательных потребностей туриста или экскурсанта. Экскуроссия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в музеях, лабораториях, помещениях предприятий и т. д.

Экскурсант – лицо посещающее страну/место временного пребывания в познавательных, учебных, культурно-просветительских и иных целях на период менее 24 часов без ночёвки и использующее услуги экскурсовода (гида). Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. Он должен иметь хорошие знания по истории и этнографии, культуре и архитектуре биологии и географии. Ему необходимо знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов. Кроме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную речь.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ комментариями, пояснениями, историческими справками.

Функции экскурсии: Функция научной пропаганды; Функция информации; Функция организации культурного досуга; Функция расширения культурного кругозора; Функция формирования интересов человека.

Признаки экскурсии: Протяженность по времени (45 мин – 24 ч.) Наличие экскурсантов Наличие экскурсовода Наглядность, показ экскурсионных объектов на месте их расположения Передвижение по заранее составленному маршруту Целенаправленность показа объектов, наличие темы Активная деятельность участников

Классификация экскурсий

Классификация экскурсий: По содержанию обзорные (многоплановые) тематические

Обзорные экскурсии Используется исторический и современный материал. Строится такая экскуроссия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскуроссиях события излагаются крупным планом. Это даёт общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития.

В каждой из них освещается несколько подтем: история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю.

Тематические экскурсии Тематическая экскуроссия посвящена раскрытию одной темы. исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

Исторические экскурсии историко-краеведческие; археологические (участники общества «Мемориал» постоянно проводят раскопки на территории Марий); этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей (с. Шоруньжа Моркинского района Республики Марий Эл); военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (с. Озерки Горномарийского района реконструкция «Волжский оборонительный рубеж») ; историко-биографические по местам жизни и деятельности известных людей экскурсии в музеи, включая школьные музеи.

Производственные экскурсии производственно-исторические (АО «ММЗ»); производственно-экономические (банковская деятельность, рынок недвижимости и др.); производственно-технические (ООО «Компания «Здоровая жизнь»); профессионально-ориентационные для учащихся (учебные заведения, предприятия).

Искусствоведческие экскурсии историко-театральные («Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана тематическая экскуроссия по театру «Тайны закулисья», Экскуроссия в республиканский театр кукол историко-музыкальные (Экскуроссия по театру оперы и балеты им. Сапаева, фольклорное выступление ансамбля песни и пляски); по народным художественным промыслам (Музей мореного дуба в г. Козьмодемьянске, Музей народно-прикладного искусства); по местам жизни и деятельности деятелей культуры (Дом-музей первого марийского композитора Ключникова-Палантая И.С.); в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга (Дом-музей классика марийской литературы М.Шкетана, Оршанский р-он); историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы; литературно-художественные - это поэтико- текстовые экскурсии или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя.

Архитектурно-градостроительные экскурсии с показом архитектурных построек данного города; экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии по новостройкам.

По составу участников индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, различных возрастов и т. д. По месту проведения городские, загородные, производственные, музейные, комплексные По форме проведения экскуроссия-массовка, экскуроссия-прогулка, экскуроссия-лекция, экскуроссия-концерт, экскуроссия- спектакль По способу передвижения пешеходные, транспортные, комбинированные

Показ и рассказ в экскурсии. Методические приемы

Методические приёмы показа Показ – наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

Методические приёмы показа Приём предварительного осмотра. Используется в тот момент, когда экскурсанты находятся непосредственно у памятника. Приём представляет собой первую ступень наблюдения объекта и может реализовываться в двух вариантах: 1). Экскурсанты самостоятельно осматривают объект с одной или нескольких сторон, составляют общее впечатление о нём, а затем слушают рассказ экскурсовода и приступают совместно с ним к детальному изучению объекта и его анализу. На предварительный осмотр отводится не более 2 минут. 2). Началом использования этого приёма служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно (какие качества и конкретные особенности объекта) необходимо увидеть в ходе осмотра, а затем уже следует самостоятельное наблюдение объекта.

Методические приёмы показа Приём панорамного показа – дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут использоваться башни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, реки. Пример: у парапета площади Республики и Пресвятой Девы Марии, смотровая площадка набережной Амстердам, Патриаршая площадь, Центральный мост (из автобуса) в г.Йошкар-Оле.

Во время панорамного показа в поле зрения попадает много объектов, поэтому экскурсоводу следует решить, какие объекты показать, а какие «оставить за кадром», с чего начать и в какой последовательности вести показ, как логически и визуально связать следующие друг за другом объекты. Принципы построения и организации панорамного показа: можно показывать объекты слева направо или наоборот (географический принцип); можно показывать объекты, доминирующие с точки зрения высоты или размеров, то есть самые высокие или крупные (градостроительный принцип); можно начать показ с наиболее значимых объектов в историко- культурном отношении (тематический принцип); можно от наиболее древних к более современным (хронологический принцип). В любом случае для эффективности наблюдения панорамы в ней необходимо выделить композиционный центр и обратить на него внимание экскурсантов, для эффективности, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Методические приёмы показа Приём зрительной реконструкции (воссоздания). Термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.

Приём зрительной реконструкции даёт возможность по сохранившимся частями или письменным источникам мысленно восстановить экскурсионный объект в его первоначальном виде или событие, которое произошло. Сущность этого приёма заключается в том, что первоначальный облик чего-либо или события восстанавливается словесным путём, однако делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Если объект сохранился частично, то произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части, детали, фрагменты. Если объект вообще не сохранился, то на помощь экскурсоводу приходят наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». Здесь в основном используются различные изображения (фотографии, рисунки) объекта в прошлом. Приём зрительной реконструкции используется не только для воссоздания облика объекта в прошлом, но и для воссоздания облика объекта в будущем. С этой целью используются схемы, макеты и пояснения экскурсовода.

Методические приёмы показа Приём зрительного монтажа является одним из вариантов приёма реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Методические приемы показа Приём локализации событий играет важную роль в конкретизации событий, т. е. связь событий с конкретным местом. Он даёт возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды к данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие. Помогает экскурсоводу зрительно воссоздать конкретное событие и способствует появлению у экскурсантов чувства причастности к нему. Наиболее эффективно использование приёма локализации в экскуроссиях на исторические и производственные темы: «В этом здании в расстрельном 1937 году располагался областной НКВД», «На сегодняшний день ОАО «ММЗ» является изготовителем ракетно-зенитной системы С-300В с её экспортным вариантом «Антей-2500».

Методические приёмы показа Приём зрительного сравнения. Данный приём построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Методические приёмы показа Приём зрительной аналогии построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта; б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Методические приёмы показа Приём переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное здание или переход от наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы, от одной музейной экспозиции к другой). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методические приёмы показа Методический приём движения. Движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.). В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т. п.

Методические приёмы рассказа Рассказ – условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод даёт группе. Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.

Методические приемы рассказа Приём экскурсионной справки используется в сочетании с приёмами зрительной реконструкции, локализации. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др. По своему содержанию и построению данный приём напоминает путевую экскурсионную информацию.

Методические приемы рассказа Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

Методические приемы рассказа Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц. В отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.

Методические приемы рассказа Прием объяснения форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскуроссиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры.

Методические приемы рассказа Прием комментирования. В экскурсии методический прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятники истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.

Методические приемы рассказа Прием репортажа. В экскурсии – это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются экскурсанты. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле их зрения (например, о движущемся конвейере).

Методические приемы рассказа Прием цитирования. Цитата дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь). К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением.

Методические приемы рассказа Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии.

Методические приемы рассказа Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий. «Очевидцами» могут быть деревья, древние башни, стены, которые «видели» многие исторические события. Этот прием помогает экскурсоводу создать картину события. В рассказе о событиях более близких экскурсовод может сослаться на таких очевидцев, как местные жители.

Методические приемы рассказа Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: «Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, на что похоже это здание (эта башня)? Какие приметы на местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись.» и др. Прием направляет внимание экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача этого приема заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение.

Методические приемы рассказа Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.

Методические приемы рассказа Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.

Методические приемы рассказа Прием соучастия. Задача этого приема помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскуроссия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина боя.

Методические приемы рассказа Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).

Методические приемы рассказа Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому некоторые методисты называют его «приемом освежающего отступления». Его задача снять усталость.

Методические приемы рассказа Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. Прием дедукции.

Эффективные методы и приёмы активизации восприятия в условиях музея: экскурсионная справка; описание; объяснение, комментарии, цитирование, литературная мозаика, движение, элементы ритуала, метод «Открытий», метод «Воображения», сравнение, осязание, игра, вопросно-ответный, художественная деятельность. Музейная экскуроссия

Сочетание показа и рассказа в экскурсии

Любая экскуроссия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них. Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться.

Основные причины этих различий меняющееся содержание экскурсий в зависимости от: особенностей аудитории; обеспеченности данной темы объектами; характера демонстрируемых объектов; степени их сохранности; объёма фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностей наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

Процесс становления экскурсии можно проследить при рассмотрении элементов, ее составляющих показа (П) и рассказа (Р). Здесь следует выделить пять уровней, при которых происходит возрастание роли показа, его выдвижение на первое и главенствующее место в раскрытии темы, в восприятии экскурсантами материала.

IIIIIIIVV Р(п)Р>ПР=ПР<ПП(р) Практически методика показа отсутствует, методика рассказа развивается Усиление методики показа, методика рассказа замораживается (т. е. ее активность перестает возрастать) Экскурсант пассивен наблюдение Активность экскурсанта нарастает, появляются способы усвоения материала, изучение, исследование Показа нет, имеют место элементы осмотра, неуправляемый осмотр Показ объектов на обычной скорости автобуса км (осмотр) Показ объектов на медленной скорости автобуса Показ объектов на остановке из окон автобуса, без выхода группы Показ объектов на остановке с выходом группы из автобуса Происходит возрастание эффективности экскурсии, экскурсанты воспринимают и запоминают экскурсионный материал (в процентах) 20%30%40%50%60 % и более

Экскуроссия – та золотая середина, где удается достигнуть оптимального сочетания между показом объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.

Методика разработки экскурсии

Структура экскурсии Вступление Основная часть Заключение

Этапы подготовки экскурсии: Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление маршрута экскурсии.

Объезд или обход маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Составление методической разработки (технологической карты экскурсии).

Составление индивидуальных текстов. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

Отбор объектов Критерии: познавательная ценность; известность (популярность); необычность (экзотичность), неповторимость; выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей средой);

сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу); месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).

Карточка объекта: фотография; наименование объекта (первоначальное и современное); историческое событие, с которым связан объект, дата события; местонахождение и территориальная принадлежность объекта;

описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи); источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ); сохранность памятника (состояние памятника и территории в момент реставрации); безопасность при его посещении;

охрана памятника (на кого возложена, каким решением); в каких экскуроссиях памятник используется в качестве объектов показа; дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ (образец) Тема экскурсии: Название экскурсии: Продолжительность (ч.): Протяженность (км.): Автор и разработчик: Содержание экскурсии: Маршрут экскурсии: Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра Основное содержание информации Указания по организации Методические указания

Пример заполнения технологической карты Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (минуты) Основное содержание информации Указание по организации* Методические указания** Площадь Республики и Пресвятой Девы Марии Фонтан-памятник архангелу Гавриилу Площадь Республики и Пресвятой Девы Марии г. Благовещенская башня, Площадь Республики и Пресвятой Девы Марии, 2011 г. Фонтан-памятник архангелу Гавриилу, Архангельская слобода, г.г. Кафедральный собор Благовещенья Пресвятой Богородицы Перейти на площадь и встать вблизи Благовещенс кой башни Панорамный осмотр площади с переключением внимания на Благовещенский храм. Приёмы сравнения и зрительной аналогии. Приём описания. Синхронность показа и рассказа. Ответы на вопросы. Прощание с группой. * Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

Экскурсионная разработка включает: 1. титульный лист, 2. оглавление, 3. индивидуальный текст экскурсии (вступительное слово, основная часть, заключение, логические переходы), 4. схему маршрута, 5. перечень наглядных пособий, входящих в портфель экскурсовода, 6. технологическую карту экскурсии 7. список использованных источников.

ЛИТЕРАТУРА Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., – 192 с. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, – 216 с. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М., с Кайманова Т.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. – Пенза: ПГУ, Маслюкова Т.А. Экскурсоведение: Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – Шахты, – 66 с. Пузакова Е.П. Чистякова В.А. Международный туристический бизнес. – М., с. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник/Т. Ю. Юренева. М.: Академический проект, с.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл «Детско-юношеский центр «Роза ветров» Сайт: розаветров 12. рф Адрес: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, у. Лебедева, д. 47