Проект создания информационно-библиотечного центра «ШИБЦ – как среда, способствующая формированию у обучающихся интереса к книге и чтению» Проект создания информационно-библиотечного центра «ШИБЦ – как среда, способствующая формированию у обучающихся интереса к книге и чтению» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Туношёнская средняя школа имени Героя России Селезнёва А.А.» Ярославского муниципального района Разработали: Зам. директора по информационным технологиям - Лапшина Г.В. Зав. библиотекой - Волкова О.В. Учитель информатики - Орлов Д.В. Учитель начальных классов - Герасимычева О.А.
Наша школа выступает с предложением создать на базе ОУ ИБЦ по формированию и развитию интереса у обучающихся к книге и оказанию методической и консультативной поддержки педагогов
создать максимально насыщенный и структурированный информационно-библиотечный центр школы в целях повышения у обучающихся интереса к книге и чтению. Цель проекта:
Задачами проекта являются: Задачами проекта являются: 1.Сбор, целевая концентрация, обработка и систематизация информации, формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами и доведение ее до пользователя; Оформление комфортной библиотечной среды с определенным зонированием: - библиотечная - коллективной работы - абонемента открытого доступа - презентационная - рекреационная - Укрепление материально-технической базы.
2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса путем информационно- библиографического обслуживания пользователей. Информирование участников образовательного процесса о новых поступления в основной и "виртуальный" фонды (Интернет - Ресурсы, Лит Рес:Библиотека) ИБЦ (в т.ч. в условиях локальной сети учреждения, через Интернет- каналы: блоги, , и т.д.)
3. Повышение эффективности услуг, предоставляемых ШИБЦ, за счёт освоения и внедрения в деятельность новых информационно-коммуникативных технологий. Обеспечение свободного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям всем участникам образовательного процесса школы посредством использования возможностей школьного мультимедийного Ресурсного центра, а также основных и "виртуальных" фондов (Лит Рес:Библиотека) ШИБЦ (в т.ч. задействуя локальную сетевую инфраструктуру школы и Интернет-каналы). Организация обучения и консультирования (в. т.ч. в дистанционной форме) пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей.
Спектр реализуемых услуг: информационно – методические, образовательные, консультативные Формы деятельности: - образовательные мероприятия для обучающихся - семинары - видеоконференции - мастер – классы - методические выставки - сетевые образовательные проекты - консультации педагогов (родителей)
Проблемы: Проблемы: 1. Несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности информационно - библиотечного центра. 2. Недооценка информационно-библиотечного центра как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы; низкий уровень интеграции информационно-библиотечного центра в образовательное пространство школы, принижение ее роли в осуществлении задач обучения и воспитания подрастающего поколения. 3. Недостаточная включенность информационно-библиотечного центра в образовательные проекты и программы. 4. Низкое качество книжного фонда информационно- библиотечного центра.
5. Несоответствие технического оснащения и уровня информатизации информационно-библиотечного центра все возрастающим требованиям современного образования. 6. Низкий уровень социального престижа, социальной и экономической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы. Решение этих проблем требует определения приоритетных направлений развития информационно-библиотечного центра, соответствующих задачам современной системы образования, для разработки как оперативных мероприятий, так и построения среднесрочной и долгосрочной перспектив развития информационно- библиотечного центра.
Механизм реализации проекта 1. Управление проектом: - директор школы - заместитель директора по ИТ - заведующая ИБЦ - учитель информатики - учитель начальных классов
2. План мероприятий по реализации проекта - Создание нормативной базы ИБЦ. - Формирование фонда ИБЦ. - Расширение объема ресурсного обеспечения информационно- библиотечных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий. - Работа по пропаганде ИБЦ; формирование информационной грамотности обучающихся. - Повышение квалификации. - Взаимодействие с районной и сельской библиотеками.
3. Смета расходов 3. Смета расходов - Приобретение компьютеров для работы р. - Приобретение компакт-дисков для DVD/CD-ROM р. - Комплектование фонда художественной, методической и учебной литературой р. - Приобретение МФУ р. - Работа с электронной системой Лит Рес:Библиотека р. Итого: ру б.
4. Этапы реализации проекта: 4. Этапы реализации проекта: 1. Этап. Организационный - (август 2017 – январь 2018 год): (Разработка текста проекта. Привлечение пользователей. Материально - техническая база.) 1. Переезд в помещение нового здания школы. 2. Оборудование помещений. 3. Улучшение материально - технической базы ИБЦ: а) Установка Wi-Fi. б) Установка 4 компьютеров для работы учащихся и педагогов. в) Передача 2 планшетов из кабинета информатики. г) Приобретение оргтехники – 1 МФУ. д) Приобретение компакт-дисков для DVD/CD-ROM 4. Комплектование фонда художественной, методической и учебной литературой.
2. Этап. Основной (февраль 2018 – май 2019 гг.): Реализация ведущих направлений проекта. Осуществление контроля их реализации. Включение ИБЦ в управленческую систему школы с целью повышения интегрирования информационно-библиотечного центра в единое информационное пространство школы как её структурного подразделения. Основная задача информационно-библиотечного центра на этом этапе: 1. Отладка механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса и использования всех имеющихся ресурсов. 2. Создание системы мониторинга позволяющего взаимодействовать всем участникам образовательного процесса с использованием имеющихся ресурсов.
3 этап – Аналитический (июнь 2019 год) 3 этап – Аналитический (июнь 2019 год) Подведение итогов и анализ результатов реализации Проекта. Подготовка текста нового проекта развития информационно- библиотечного центра. На этом этапе информационно-библиотечный центр ставит перед собой следующие задачи: 1. Развивать заложенные основы использования медиаресурсов в образовательной практике школы; 2. Составление комплексных планов работы; 3. Организация консультационной работы; 4. Налаживание связей с другими организациями; 5. Создание единых информационных ресурсов; 6. Разработка и внедрение инновационных форм работы; 7. Обобщение и распространение опыта. 8. Подведение итогов и анализ реализации проекта. 9. Подготовка текста нового проекта развития информационно- библиотечного центра.
Ожидаемые результаты проекта: Ожидаемые результаты проекта: - обеспечение 100% учащихся и 100% педагогов свободным доступом в Интернет; - созданы условия для участия педагогов и учащихся в образовательных конкурсах муниципального, республиканского и федерального уровня; - увеличение читательской активности на 2% - рост выдачи ресурсов, на 5%
- рост информационных запросов, на 2% - рост участия в коллективном наполнении библиотечных ресурсов (например, как результат учебных исследований - 3% - рост пользователей электронных каталогов, 3% - рост пользователей виртуальной справкой; - 2% участников образовательного процесса, использующих инструменты и сервисы - 3% педагогов, организующих проектную деятельность, 3% учащихся, участвующих в образовательных проектах.
6. Возможные риски 6. Возможные риски - непроработанный нормативно-правовой аспект организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий; - стереотип отношения к библиотеке, как к отсталому в технологическом и организационном плане институту, неспособному самостоятельно выполнять свою миссию в новых социально-экономических условиях. -некомпетентное использование компьютерной техники и низкий уровень информационной культуры участников учебного процесса (в т.ч. родителей школьников); - отсутствие финансирования и средств на комплектование библиотечных фондов; - недостаточная поддержка изменений педагогическим коллективом;
Меры по предупреждению и сглаживанию отрицательного воздействия Меры по предупреждению и сглаживанию отрицательного воздействия - доработать Положение о информационно-библиотечном центре; - провести рекламу ИБЦ и его информационно- библиографических возможностей; - повысить уровень ИКТ - компетентности сотрудников ИБЦ, овладение новыми информационными технологиями; - прохождение различных курсов ППК и оказание методической поддержки всем пользователям ИБЦ; - укрепление материально-технической базы и увеличение библиотечного фонда из средств областного и районного бюджетов; - материальное стимулирование педагогических работников ОУ принимавших активное участие в реализации различных проектов, праздников, конференций и выставок. - разработка плана мероприятий по совершенствованию библиотечных технологий на базе использования современных компьютерных средств (на основе анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ).
Близкое будущее… Близкое будущее…