ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Выполнили: Абильхаир Сара Заркумова Жанар ОМ Проверила: Галия Фанильевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Хуан-ди нэй-цзин» («Трактат Желтого Императора о внутреннем»)
Advertisements

Нургатина Ильмира Ильязовна, студентка 3104 группы Научный руководитель - асс. Гаязова С.Р. ГЕНЕЗИС МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: АНАЛИЗ ТРАКТАТА «НЭЙ-ЦЗИН»
Традиционная китайская медицина представляет собой результат длительного исторического процесса. В исторических записках можно обнаружить различные точки.
ПРОФЕССИЯ –ВРАЧ Работа Михайловой Иры 10 кл. Врач лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению.
Cогласно традиционным восточным представлениям, все явления Вселенной возникают из развития (движения) пяти элементов: дерева, огня, земли, металла и воды.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Два больших периода врачевания: царский (18 –3 в до н.э.) -отмечен преобладанием устной традиции передачи знаний. империи Хань (3 в. до н.э. –14 в. н.э.)уже.
ОСНОВЫ ЛОГИКИ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ Автор: Алексеева Тамара Юрьевна, учитель информатики МОУ «СОШ 1 п. Пурпе»
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Современная медицина Подготовила ученица 2 класса Б МОУ « Первомайская сош » Астраханцева Юлия р.п.Первомайский Тамбовской области Руководитель Чермошенцева.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
1 Понятие «Информация» 1. Информация фундаментальная научная абстракция 2. Информация фундаментальная философская категория. 3. Информация это определенный.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Философия и Математика Выполнил: Болтовский С.Н. Проверила: Гефнер О.В. ФГБОУ ВПО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина кафедра.
Азербайджанский Медицинский Университет Факультет: Медико-профилактический Группа: 117r-1 Студент: Кяльбиева Фатима Предмет: История Медицины Тема: Медицина.
Глушкин Александр Представляет. Графические и табличные информационные модели Презентация.
Китайская медицина. Китайская медицина зиждется на основах, принципиально отличающихся от основ западной медицины. Они - плод долгой тысячелетней практики.
Подготовил Голобородько Евгений.
Транксрипт:

ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Выполнили: Абильхаир Сара Заркумова Жанар 2-017ОМ Проверила: Галия Фанильевна

План: Введение Основная часть ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ i. Медицина Древнего Китая ii. Терапия в Древнем Китае Заключение Список литературы

Медицина Древнего Китая Несмотря на то, что медицина в Древнем Китае отличалась догматизмом и косностью, развита она была достаточно хорошо. Было известно большое количество заболеваний и способов их лечения. Некоторые медикаментозные препараты, открытые в Древнем Китае, используются и по настоящее время. На высоком уровне была диагностика и хирургия. Методы эксперимента и непосредственного наблюдения развиты не были, поэтому в течение многих веков медицинское знание оставалось практически на том же уровне.

На начальных этапах медицина была неразрывно связана с религией и магией. Основой ее служило учение о противоположностях инь и ян и о пяти элементах. Китайцы верили, что при нарушении равновесия между этими началами возникают различные заболевания.

Терапия в Древнем Китае Терапия в Древнем Китае Лечение включало большое количество магических средств и ритуалов. Наиболее популярным являлось учение о сигнатурах (знаках ). По этой методике подобное должно лечиться подобным. Например, желтое применялось для лечения желтухи, а бобы, которые напоминают по форме почку, применялись при болезнях мочевыводящих путей. Сохранилось около 2000 рецептов лекарственных средств, многие из которых используются по настоящее время. В частности, уже в то время эфедрин использовался для лечения аллергии, при анемиях назначали соли железа, ртутью лечили сифилис, сульфат натрия и ревень применялись как слабительное, а опий – как наркотик. Использовалась вакцинопрофилактика оспы через вдувание. Однако неизвестно, было ли это собственным изобретением китайцев. Активно использовались хирургические вмешательства. Но в последующем этот раздел медицины перестал развиваться. Лечение включало большое количество магических средств и ритуалов. Наиболее популярным являлось учение о сигнатурах (знаках ). По этой методике подобное должно лечиться подобным. Например, желтое применялось для лечения желтухи, а бобы, которые напоминают по форме почку, применялись при болезнях мочевыводящих путей. Сохранилось около 2000 рецептов лекарственных средств, многие из которых используются по настоящее время. В частности, уже в то время эфедрин использовался для лечения аллергии, при анемиях назначали соли железа, ртутью лечили сифилис, сульфат натрия и ревень применялись как слабительное, а опий – как наркотик. Использовалась вакцинопрофилактика оспы через вдувание. Однако неизвестно, было ли это собственным изобретением китайцев. Активно использовались хирургические вмешательства. Но в последующем этот раздел медицины перестал развиваться.

ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Одним из важнейших направлений древневосточной медицины является цжень-цзю терапия или иглоукалывание и прижигание. В основе иглоукалывания и прижигания заложены главные принципы восточной медицины: 1. Человек изучается как единое целое; 2. Человек соответствует небу и земле. Это отождествляется с понятием ИНЬ-ЯНЬ; 3. Жизнь человека регулируется концепцией Пяти Первоэлементов.

Согласно первому принципу мышления, чувство и тело человека взаимообусловлены и находятся в неразрывной связи между собой. Каждый орган и функция связаны с другими; с точки зрения непрерывного развития и преобразования человек есть единое целое.

Принцип второй - человек соответствует небу и земле - основан на положениях восточной медицины и философии, в которых человека рассматривают не изолированно от природы, а как ее неотъемлемую часть, как единое целое с окружающей средой. Данный принцип утверждает, что на человека влияют климат, сезоны, излучения Солнца, Луны и Земли, что в человеке отражаются строение и движение Вселенной, то есть состояние человека меняется под воздействием различных космических явлений. Причем, строение и движение Вселенной отражаются в теле человека полностью, особенно в его жизненных функциях. Согласно канонам древней философии и медицины, человек, как и все предметы на поверхности Земли, подчинен действию Большого закона двойного всеобщего чередования и дополнения - ИНЬ - ЯНЬ.

ЗАКОН ИНЬ - ЯНЬ. Теория ИНЬ - ЯНЬ утверждает, что везде, во всем есть два противоположных начала, обозначенных терминами инь - янь. Они и являются основными категориями для объяснения существующих в природе предметов и явлений, ибо все существующие в природе предметы и явления имеют свои антиподы. В древнем трактате Книга Желтого императора о природе вещей и жизни (Хуан - ди Ней - цзин су - вей лин - шу ) идея гармонии была основой учения о двух противоположных, полярных силах - Инь и Янь, господствующих в мире, а также о Пяти Первоэлементах, действующих в природе и в организме человека - Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля. В этой же книге выдвигается учение о Единой Мировой Энергии, вездесущей и всепроникающей - Ци. Учение о Единой Мировой Энергии, универсально обеспечивающей все процессы и явления Жизни Мироздания, пронизывает вообще все древние системы медицины и философии. Древние мыслители считали, что все предметы и обе их противоположные тенденции не только противоположны, но и взаимообусловлены, взаимосвязаны, и эта взаимосвязь предметов и явлений имеет неуклонную тенденцию к слиянию в единое целое. Так, в Янь заложен Инь ( июньский элемент ), то есть образуется взаимопроникающая связь.

ТЕОРИЯ У - СИН (ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ ). Древние медики пришли к теории Пяти Элементов, исходя из философского учения ИНЬ - ЯНЬ. Согласно представлениям древнекитайских врачевателей, в Природе существуют Пять Элементов, из которых состоит все и вся. Каждый предмет в Природе так или иначе относится к одному из указанных Пяти Элементов и содержит в своем составе четыре основных остальных элемента в определенной, индивидуально-специфической пропорции. Идея единства и взаимопревращения Пяти Элементов используется в китайской традиционной медицине, к примеру, для классификации частей организма, определения выражений и признаков различных сторон физиологии, уяснения природы и специфики различных патологических симптомов и целых патологических функциональных комплексов. И все это рассматривается как в пределах самого организма, так и при анализе взаимоотношений между организмом пациента и явлениями внешней среды (разрушительными или исцеляющими).

-дерево - символ рождения, возрастания; -огонь - символ максимальной активности; -металл - символ упадка; -вода - символ минимальной активности. Все четыре символа древние называли элементами основных этапов каждого цикла. К этим элементам они еще добавляют пятый элемент, который по их воззрению служит центром и осью для циклических изменений во всем мироздании. Этот элемент - Земля. Теория Пяти Элементов основывается, таким образом, на учении о взаимопревращении ИНЬ и ЯНЬ, но анализ взаимопереходов и взаимоподавления Начал ведется на более глубоком уровне. Все пять движений, или Первоэлементов, связаны непосредственно с органами человеческого тела, которые также взаимозависимы. Как и во всей Природе (в согласии с ритмом движения энергии ) в определенное время доминирует определенный Элемент, так и в организме человека в определенные периоды доминирует один из органов. Орган в древнекитайской модели организма человека - это не только анатомическая структура. Орган - это целостная функциональная система, включающая самые различные процессы, тесно связанная с психическими состояниями. Данная схема организации Вселенной была объявлена универсальной, т.е. ее элементы могли быть распространены не только на целое (Вселенная ), но и на составные части этого целого. Исходя из постулата универсальности, представители древневосточной медицины перенесли эту схему организации Вселенной на живые существа, в том числе на человека, проведя соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Они же разделили все явления природы соответственно пяти элементам.

Таким образом, согласно учению У- СИН, были составлены схемы организации как Вселенной ( Макрокосмос ), так и человек ( Микрокосмос ).

1. Огонь перестав гореть, оставит посте себя золу - Землю, сердце оказывает влияние на селезенку. 2. Из Земли можно добыть Металл, и потому селезенка влияет на легкие. 3. Металл при нагревании становится жидким как Вода, т.е. легкие активно влияют на почки. 4. Вода просто необходима для роста Дерева - почки оказывают влияние на печень. 5. Наконец, Дерево горит, давая Огонь - и потому печень активно стимулирует функцию сердца. По часовой стрелке диаграммы отношений Элементов друг с другом осуществляется внешняя стимуляция, происходит быстрое и подвижное влияние, т. е. действует Начало ЯНЬ. По внутреннему же кругу диаграммы против движения часовой стрелки оказывается сдерживающее влияние, соответствующее Началу ИНЬ. Теперь проследим действие Двух Начал, символизирующих два типа отношений между Элементами, на примере сопоставления функций и взаимовлияние различных органов, связанных с Элементами. При действии созидательных сил каждый Элемент рождает следующий за ним и стимулирует его развитие (ЯНЬ - функция ):

1. Огонь плавит Металл - сердце ставит под угрозу легкие. 2. Металл разрушает Дерево – легкие угрожают печени. 3. Корни Дерева разрушают Земли - селезенке угрожает печень. 4. Земля жадно впитывает Воду и почки поставлены под угрозу селезенки. 5. Вода же гасит Огонь - почки ставят под угрозу сердце При действии разрушающих (тормозящих) сил наблюдается угнетение функциональной активности связанного с воздействующим органа (ИНЬ - функция) наблюдается следующая картина: Круг функционально-причинных взаимоотношений систем организма, символизируемых Элементами, замкнулся. Все влияет на все, что и позволяет управлять процессом взаимодействия Элементов.

Круг функционально-причинных взаимоотношений систем организма, символизируемых Элементами, замкнулся. Все влияет на все, что и позволяет управлять процессом взаимодействия Элементов. Созидательные взаимоотношения Элементов и органов, ими символизируемых, в китайской традиционной медицине объединяются в правило Мать - Сын. Оно отражает производство Элементами Друг друга: Дерево создает Огонь. Огонь производит Землю, Земля рождает Металл и так далее. Металл, производящий Воду, называется мать Воды, а Вода - сын Металла. Созидающее производство означает питание, помочь, поддержку. Разрушительные взаимосвязи Элементов символизируются совами победа, препятствие, угнетение. Дерево разрушает Землю, Земля разрушает Воду и так далее. Итак, ЯНЬ - органы - это органы- производители. Они получают сырье извне и перерабатывают его в жизненную энергию. После эта энергия циркулирует в организме по различным энергоканалам, отдельные участки которых представлены на коже человека в виде цепей биоактивных точек. К группе ИНЬ относится органы- накопители - селезенка и поджелудочная железа, легкие, почки и сердце, служащие для обновления запасов энергии и накопления их в организме. Они перерабатывают принятую пищу и часть ее накапливают с целью создания биологически активного резерва. От функциональной полноценности этих ИНЬ - органов в основном зависит здоровье организма.

ФИЛОСОВСКАЯ ОСНОВА МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Индийцы раньше других народностей изучали окружающую природу и применяли свои знания к облегчению страданий. Согласно их мифам, основателем медицины были боги Шива и Дханвантари; бушующее море между прочими драгоценностями выбросило на берег ученого врача. Медицинские познания собраны в священных гимнах, или ведах, именно в Яджур-веде, которая составлена не раньше IX века до н. э. Позже, в период браминов, появились объяснения вед, сделанные различными писателями; из последних особенно замечательны Чарака и Сушрута. У них мы встречаем здравый взгляд на болезни и логические выводы относительно лечения. Вероятно, сочинения двух только что названных авторов составлены были в IIIIX вв. до н. э.; сочинения имеют вид сборников, в которые вошли отрывки из различных писателей. Кроме двух приведенных сочинений сохранилось много других, разъясняющих ту или другую отрасль медицины.мифам ШиваДханвантариведах Яджур-ведебраминов ЧаракаСушрута

Специфика взаимоотношений между медициной и философией в Индии классического периода (V в. до н.э. - Х в. н.э.), то есть эпохи становления и развития таких глубоких религиозно-философских направлений, как брахманизм, буддизм, джайнизм, определяется тем, что в этой философии сфера материально-витальных потребностей человека и, в частности, его здоровье, практически никогда не выступает как самоцель. Такой целью в буддизме, например, является достижение состояния нирваны. С другой стороны, целенаправленно обретаемое физическое совершенство в религиознофилософских доктринах Древней Индии нередко рассматривается как одна из важных предпосылок достижения высших состояний духа. Это воззрение стало основанием для выработки довольно обширного арсенала средств «исправления» и совершенствования телесной природы человека (гимнастика, в том числе дыхательная, различные гигиенические средства и меры и т.д.). Теория и практика совершенствования и созерцания у индийцев получила название йоги («напряжение», «тренировка»). Существует большое количество разновидностей йоги, в основе которых лежат различные философские доктрины, причем в подавляющем большинстве случаев основным ориентиром в них служит достижение духовного совершенства, мистическое слияние души с Богом, обретение сверхчеловеческих знаний. В ряду различных течений йоги в медицинском аспекте представляет особый интерес хатха- йога. Хатха-йога наибольшее внимание уделяет вопросу совершенствования физической, телесной природы человека как условия успешной духовной практики. Это позволило заимствовать существенные элементы хатха-йоги западными создателями различных школ оздоровления, психотерапии и психотренинга.

Заключение:

Список литературы: kone-kytaj-filosofiyasy/ kone-kytaj-filosofiyasy/ html knigi/filosofiya-meditsina-drevney html knigi/filosofiya-meditsina-drevney html knigi/filosofiya-meditsina-drevnego html knigi/filosofiya-meditsina-drevnego html