Активность, твердость и наглядность. Доступность, постепенность, ясность. К.Д.Ушинск ий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель-логопед МДОУ 16 Пшеничникова Г.В. Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование. Используя.
Advertisements

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Р АЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Р АССКАЗ МО г. Балашиха МДОУ 2 «Зеленый остравок» Мирина О.Ю. учитель - логопед.
Наглядное моделирование в логопедической работе с детьми ОНР Мариупольская городская ПМПК учитель - логопед Ткачук Т. Н г.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Мастер –класс для педагогов. Воспитатель I категории Федосова Лилия Владимировна 2014 г.Обь.
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно.
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Мнемотехника как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Сятчихина М. Г. МАДОУ «Детский сад 404» г. Пермь 2014.
Для детей младшего дошкольного возраста ГБДОУ детский сад 62 Калининского района СПб Воспитатель: Племянник Лариса Николаевна 2015 год.
ПРОЕКТ. "Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц" МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Консультация для педагогов. Воспитатель Петрова С. В. МБДОУ детский сад 52 « Ласточка » 2012 год.
Выполнила: Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Стеклова Татьяна Борисовна.
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов. Учитель-дефектолог Хамчук С.В. Ясли-сад 77 г. Гродно 2012.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит.
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Наполова Вера Николаевна – учитель – логопед, высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад 77», город Березники.
Транксрипт:

Активность, твердость и наглядность. Доступность, постепенность, ясность. К.Д.Ушинск ий

Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста стало наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений - символов, знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение.

Моделирование состоит из следующих этапов: - усвоение и анализ сенсорного материала; - перевод его на знаково-символический язык; - работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи: - знакомство с графическим способом представления информации ; - развитие умения дешифровки модели ; - формирование навыка самостоятельного моделирования.

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Метод наглядного моделирования в коррекции направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития : - фонетическую; - лексическую; - грамматическую; - развитие связной речи.

Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения используются геометрические фигуры.

В коррекционной работе широко используются зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А.Ткаченко. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов – аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных основным признаком явилось положение губ при артикулировании конкретного звука.

Зрительные символы согласных звуков

Не менее интересная система графического обозначения фонем предложена В.М.Акименко. Для построения моделей гласных звуков учитывалось: - участие или неучастие губ; - вибрация голосовых складок; - свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель. А для моделей согласных звуков : - наличие или отсутствие вибрации голосовых складок; - способ артикуляции; - место артикуляции; - наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу; - место резонирования.

На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения практикуется образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению задания.

При формировании лексико-грамматических категорий используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов- признаков. Наиболее часто применяются два варианта такого графического изображения слов. Первый вариант графического изображения соотносится с традиционными школьными обозначениями. То во втором варианте слово действие похоже на сказочного человечка. Это у детей вызывает эмоциональную реакцию и интерес.

Старшие дошкольники учатся составлять фразы различных конструкций с опорой на предложенные символы.

Многообразны способы графического изображения предлогов.

Детям понятен и доступен объёмный способ изображения наречий.

С помощью условных графических сигналов легко регулировать речевую деятельность ребёнка и способ проговаривания им материала.

Местоимения графически можно изобразить в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.

ГРАФИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из самых сложных заданий для детей дошкольного возраста является составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во- первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно- субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.

Опора на рисунки для обучения детей заучиванию стихотворений вопрос, имеющий практическое значение. При работе с детьми страдающими различной речевой патологией, было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, такие дети плохо запоминают у них снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды. В силу этих и других причин ребята с речевой патологией не любят учить стихи. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, очень важно пробудить у детей с тяжелыми нарушениями речи интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в доступный вид деятельности ИГРУ. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство-исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Ель и Ёжик Ель на ёжика похожа, Ёж в иголках, ёлка тоже, Подарил утятам ёжик Восемь кожаных сапожек Учим стихи по картинкам

«ЗАЙЧИКИ» Жили-были зайчики на лесной опушке Жили-были зайчики в беленькой избушке Мыли свои ушки, мыли свои лапочки Наряжались зайчики, надевали тапочки

Плачет киска в коридоре У неё большое горе Злые люди Бедной киске Не дают украсть сосиски Кискино горе

Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица. Её назначение – с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях.

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу Купили по книжке братишкам Один прочитал свою книжку Другой разорвал свою книжку Купили братишкам по книжке Но разные были братишки

«ОСЕНЬ» Ходит осень в нашем парке Дарит осень всем подарки Бусы красные –рябине фартук розовый-осине Зонтик желтый - тополям Фрукты осень дарит нам

Для автоматизации звука «Р»

Для пересказа используются схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий. МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ 1. Сидит зайчик на поляне, греется на солнышке. 2. Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла. 3. А из тучи дождь полил. 4. Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка.

Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания: модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Колобок».

В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз: - цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого); - параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу); - лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).

Составление описательных рассказов о животных, используя при этом план-схему

На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.

рассказ цепной и лучевой структуры. "Скованные одной цепью"- логопедический материал Бардышевой Т.Ю. Как в детском саду встречали Новый год

Наш сад

Такого характера упражнения целесообразно предлагать детям старшего дошкольного возраста. 1. Какой случай (событие) можно представить, посмотрев на эту картину? 2.Подумайте(посмотрите),о ком (или о чем) нужно рассказать. 3.Посчитайте, сколько в этом рассказе получится предложений. Посмотрите, все предложения в рассказе дружат между собой Придумайте рассказ к этой картине. Рассказ должен называться: «Как птицы помогают саду». Весной ребята построили скворечник. Скворечник повесили на дерево. Вскоре на дереве поселились скворцы. Скворцы облюбовали наш сад. В саду они собирали жучков и гусениц. Ведь жучки и гусеницы вредят листве деревьев.

Описательная речь. Описательная речь детей с ОНР требует значительной корректировки с целью развития умений, необходимых для построения описательного текста: умения вычленять и называть признаки объекта описания; умения перечислять признаки в определенной последовательности ( в логике описательной структуры); умения связывать слова, фразы и периоды, в целостный текст. При рассматривании предметов используется сенсорно – графическая схема В.К.Воробьевой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется в ходе обследования предмета, поэтому дети имеют возможность закреплять действия замещения

Лучевая структура рассказа

«Рисуночное письмо» Благодаря методу «рисуночного письма», ребёнок учится запоминать и последовательно рассказывать не только короткие, но и достаточно длинные тексты. Кроме того, данный метод помогает пробудить интерес к литературе, увлечь прочтением других сказок и обогащает словарный запас. Рассказы с картинками- подсказками. 1. Рассказ предваряется рисунком и загадкой, которые знакомят с главным героем. 2. К каждой истории, помимо картинок-подсказок, дана сюжетная картинка. 3. Составляют рассказы по серии картинок..Читаем детям рассказ с выражением поочерёдно рисуя картинки - подсказки на доске..После прочтения каждого эпизода рассказа предлагаем ребятам внимательно рассмотреть картинку и попросить рассказать, что на ней нарисовано..Затем предлагаем детям рассказать всю историю по картинкам- подсказкам. Если они справятся с этим заданием без особых трудностей, просим их рассказать историю снова, но уже без подсказок. При обучении детей пересказу по сюжетной картинке или серии картинок также вначале можно использовать зрительную опору большой рисунок

«Почему лук горький?»

Маленький дельфин Один маленький дельфинчик потерял свою маму. Он ослаб от голода и заболел. И тогда приплыл дельфинчик к людям за помощью. Добрые люди помогли дельфинчику. Они лечили его и кормили рыбкой. Скоро дельфинчик выздоровел и даже научился петь забавные песенки. Люди смотрели на него и думали: «До чего же хорошо иметь такого чудесного друга дельфинчика!» А дельфинчик пел и думал: «Как хорошо, что у меня есть такие настоящие друзья люди!»

Пособия выполненные по принципу наглядного моделирования, идеально подходят для классификации предметов, формирования обобщающих понятий.

Травоядные; хищники

Вывод. Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Желаем Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников!