Вебинар «Особенности преподавания русского языка в начальной школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Advertisements

Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Учитель 1 класса – Филимонова О. Г г.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Роль и место программы иностранный язык в основной образовательной программе начального общего образования Бебнева Е.П. НОУ школа-интернат 9 ОАО «РЖД»
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Федеральный государственный образовательный стандарт.
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Потураева Е.А., канд. филол.н., доцент каф. РКИ ИМОЯК.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Тема проекта «Безударные гласные в корне слова» Учитель начальных классов: Петрова О.А. г. Энгельс МОУ «СОШ 21»
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Транксрипт:

Вебинар «Особенности преподавания русского языка в начальной школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» По программе вариативного модуля «Достижение планируемых результатов образовательной области «Филология»» программы «ФГОС НОО: технологии реализации» Л. П. Никитина, п реподаватель лаборатории развития начального общего образования Б ОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж»

Для подготовки вебинара использованы материалы опыта учителей Г.К. Пушкиной, С.Е. Головиной, СОШ 14 Вологды; О.М. Силинской, «Шебеньгская ООШ»; Т.В. Сидорук, «Присухонская ООШ»; О.С. Скрицкой, СОШ 5 Вологды; С.Ю. Юриной, СОШ 26 Вологды; Е.А. Кузнецова, СОШ 1 Сокола

Школьный предмет «Русский язык» (методический аспект) призван обеспечить владение устной и письменной речью в целях общения; знание языковых норм и умение применять их в речи; умение использовать средства языка и речи для получения и обработки информации в процессе обучения; развитие мышления и речи обучающихся.

Сущность языка и речи. Язык - совокупность норм (фонетических, графических, орфоэпических, орфографических, лексических, словообразовательных, морфологических, грамматических, синтаксических), признанных большинством носителей языка и обязательных для исполнения. Речь - функция языка, применения языковых норм на практике в конкретных речевых высказываниях. Язык общий для всех, а речь индивидуальна у каждого носителя языка.

О соотношении языкового образования и речевого развития Языковое образование речевое развитие ( до 2004 года ). Речевое развитие языковое образование ( с 2004 года ). Курс русского языка носит коммуникативно ориентированный характер.

В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. Речевое развитие Основная образовательная программа начального общего образования

Из основных положений стандарта: 6. Стандарт направлен на обеспечение: сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами предмета «Русский язык» активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами предмета «Русский язык» Выпускник на ступени начального общего образования: ·научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; ·сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное; ·получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение. Языковое образование

Выводы на основе анализа требований стандарта: Языковое образование должно способствов ать речевому развитию обучающихся. Применение полученных знаний должно лежать в области речи, речевых конструкций, речевых высказываний. Ввод нового языкового понятия в логике системно- деятельностного подхода осуществляется через постановку и решение проблемной ситуации. На материале предмета «Русский язык» реализуются две междисциплинарные программы стандарта «Формирование УУД» и «Чтение: работа с текстом, работа с информацией».

Виды работы по развитию речи (ПООП): Диалогическая форма речи: составление связного высказывания начала, конца диалога; формулировка собственного мнения, его аргументация; составление текстов приветствия, прощания, извинения, благодарности, обращения с просьбой; Монологическая форма речи: составление словесного отчета о выполненной работе; последовательность абзацев в тексте, корректирование порядка абзацев; знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки; создание собственных текстов и корректирование заданных текстов.

Приёмы работы по развитию речи: Методические приёмы обучения ведению диалога: восстанови деформированный диалог; восстанови диалог по готовым ответам; продолжи диалог; придумай начало диалога по теме «…»; закончи диалог двух литературных героев; придумай диалог литературных героев; измени реплики в диалоге, чтобы герои подружились; добавь реплики-реакции на слова собеседника.

Приёмы работы по развитию речи. этапы работы над словом как лексической единицей: ЭтапОтрабатываемые речевые умения І этап – обнаружение слова, нуждающегося в толковании, исследование особенностей слова. - умение ориентироваться в речевой ситуации ІІ этап - семантизация - умение находить слова, наиболее точно выражающие мысль ІІІ этап – установление лексических связей слова. - умение выделять в тексте изобразительные речевые средства; - умение находить слова, наиболее точно выражающие мысль ІV этап – включение слова в синтаксические конструкции. - умение пользоваться изобразительные средства в своих высказываниях

Приёмы работы по развитию реч и: «Конструирование с выбором». Цель- формировать умения устанавливать лексическую сочетаемость слов. 1. К каждому из слов подбери антоним с учётом значения слова: лёгкая сумка -… мягкий стул-… лёгкая задача -… мягкий характер-… 2. К каждому ряду антонимов подбери (или выбери из предложенных) слово, с которым эти антонимы могут сочетаться. чистое – грязное (…); чистое – облачное (…); чистое – заросшее (…).

Приёмы работы по развитию реч и: Слово-магнит. Солнце – день улыбка весна золотое доброта птицы любимое красивое … Важно подобрать сочетаемые с данным словом слова разных частей речи, ассоциации, эпитеты, сравнения, олицетворения – «магнитное поле слова».

Речевое развитие младших школьников Создание связного речевого высказывания представляет собой процесс, требует временных затрат и подготовительной работы: I. Подготовительный Цель: создать запас впечатлений – образов зрительных, слуховых, тактильных; обогатить словарный запас по теме сочинения, определить точную тему сочинения; составить план сочинения; Осуществляется на разных уроках и во внеурочной работе. II. Основной Цель: написать и проверить сочинение. III. Заключительный Цель: отредактировать сочинение.

План подготовки к сочинению 1). Выяснение истории создания картины. 2). Сбор материала для сочинения. 3). Определение темы. 4). Языковая и орфографическая подготовка. 5).Составление плана сочинения.

Речевое развитие младших школьников Стартуя на уроке русского языка или развития речи, может логично продолжаться во внеурочной деятельности на основе применения технологии проектов, создания и презентации творческих работ учащихся. Конкурс предложений на обозначенную тему, сказок, рассказов, пословиц, сочинений, рекламы. «Энциклопедия одного слова» - исследование лингвистических аспектов слова на основе работы со словарями, создание книжки о выбранном слове. Отзыв, аннотация, коллективная заметка в газету, тексты для сайта школы, телеграмма…

Предметные результаты освоения ООП в основном лежат в плоскости языкового образования, но требуют реализации принципов деятельностного подхода: языковое понятие должно быть открыто детьми в ходе урока на основе технологии проблемного обучения и работы с разными источниками информации. Важно взаимодополнение метапредметного и предметного содержания урока. Дополни план фонетического разбора: -произнеси и послушай слово; -определи количество звуков; -…

Предметные результаты освоения ООП СловаКоличество гласных Количество слогов Название слов по количеству слогов Дом, слон, пень Мама, весна, пою Сорока, азбука Слова для справок: двусложные, односложные, трёхсложные

Предметные результаты освоения ООП Как изменяются данные глаголы? Пою, говорить, пришла, буду писать. Данное изменение является закономерностью? Составь таблицу изменений глаголов настоящего и прошедшего времени.

Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? Какие критерии содержит задание? Из данных слов выпиши имена существительные с безударным проверяемым гласным в корне слова, запиши проверочные слова. Отличать существительные от других частей речи. Находить безударный гласный в корне слова. Уметь проверять безударный гласный.

Выбор заданий, соответствующих заявленному критерию: Какое из заданий (упражнений на странице …) соответствует критерию (умению) подбирать проверочные слова? 1. Спиши слова, поставь ударение, подчеркни буквы безударных гласных звуков. 2. Найди проверочные слова в ряду однокоренных слов: Вода – водичка, водный, воды, подводный, водоросли, подводник. 3. Подбери как можно больше проверочных слов к слову «снежинка».

Самостоятельное выделение критериев обучающимися на основе анализа собственных действий: Мы изучили тему: «Обозначение парных согласных звуков на конце слова буквами». Проверьте, верно ли Маша и Миша определили необходимые умения для письма под диктовку таких слов? Слышать парный согласный на конце слова. Уметь подбирать проверочное слово, чтобы за согласным следовал гласный. Умение записать слово без ошибок. Умение проверить написанное.