Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Advertisements

Технология обучения анализу поэтического текста Автор - доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития.
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - С.Л.Каганович доктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского.
1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику,
Современный урок литературы как средство развития творческих способностей обучающихся 1.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» Подготовила Учитель начальных классов Смирнова Валентина Сергеевна Смирнова Валентина Сергеевна ГБОУ ЦО 644.
Т.В.Филимонова. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ занятость всех учеников сотрудничество совместный поиск сотворчество самостоятельность опережающий поиск Каждый.
Литературное чтение 4 класс Изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова «Знакомство с новым литературным приёмом - приёмом контраста - в стихотворении.
Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Утес». 6 класс (Обучение анализу стихотворения) Презентацию подготовила Шовкомуд Татьяна.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы.
Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс» Интегрированный урок русского языка и литературы в.
Методическая разработка (литература, 6 класс) по теме: Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
Второстепенные члены предложения.
С каждого урока я уношу новые знания. эпитет аллегория метафора олицетворе ние лирический герой иносказание Придание предметам неживой природы качеств.
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников.
6 класс Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Технология обучения анализу поэтического текста Автор Софья Львовна Каганович доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского.
Мотив одиночества В стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Тучи», «На севере диком…», «Утёс», «Листок»
Транксрипт:

Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»

Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Тучка Утёс

Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) Тучкаутёс Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в Тучка (уменьш.суф.) Золотая (эпитет) Утром умчалась (олицетв.) По лазури весело (эпитет) Играя (олицетв.) Утёс-великан (эпитет) Влажный след (эпитет) Старый, одиноко (эпитет) Задумался, плачет (олицетв.)

Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов (ассоциативный анализ)

Молодость, радость бытия тучка легкая светлая Подви- жная Беззабот- ная Легкомыс- ленная

Старость, одиночество утес темныйтяжелыйплачущий Страдаю- щий Несчаст- ный

Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) Тучкаутёс Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в ассоциации Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в ассоциации Тучка (уменьш.суф.) Золотая (эпитет) Утром умчалась (олицетв.) По лазури весело (эпитет) Играя (олицетв.) Лёгкая Подвижная Легкомысленная Светлая Молодость Беззаботность Солнце Чистое небо Радость бытия (и т.д.) Утёс-великан (эпитет) Влажный след (эпитет) Старый, одиноко (эпитет) Задумался, плачет (олицетв.) Тяжёлый Тёмный Неподвижный Несчастный Старость Разлука Одиночество Слёзы (и т.д.)

Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении: Тропы Синтаксические фигуры и приёмы Особенности строфики, звукописи и т.д.

Антитеза (основа всей художественной системы) туч Ка (уменьш.) – утёс-великан Умчалась – стоит Весело – одиноко Играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой

Эпитеты (делают образы более яркими) Тучка золотая Весело Утёс-великан Влажный след Старый одиноко

Олицетворения (переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утёса Умчалась … весело играя … в морщине старого утёса Одиноко он стоит … плачет

Синтаксический приём переноса во второй строфе (выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине // Старого утёса. Одиноко // Он стоит…

О чём стихи? (интерпретация) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни

Алгоритм анализа 1. Семантический анализ 1. Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления. 2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым – 3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. 4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла. 5. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа

2. Анализ изобразительных средств Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации ( в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки – мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.