Тема: Апробация технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5-11 классах (представление педагогического опыта). Тема: Апробация технологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Апробация технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5-11 классах. Тема: Апробация технологии развития критического мышления.
Advertisements

«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Мастер-класс по теме «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом». Ямалиева Далиля Шамиловна, учитель русского.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»
МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа» Стаж педагогической работы 16 лет Усок Елена Викторовна Учитель начальных классов.
Калако Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 4», педагогический стаж – 20 лет Педагогическое кредо учителя: Увидеть в ребенке лучик, чтобы.
Технология развития критического мышления Технология развития критического мышления Куулар Индра Монгун-ооловна учитель русского языка и литературы МБОУ.
Использование проблемных опытов по химии в ТРКМ. Интегративный подход Межпредметный подход Метапредметный подход.
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в основной школе.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
МБОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа им. А. А. Яковлева Внеурочная деятельность Объединение «Краевед» учебный год.
Базовая модель технологии развития критического мышления. В основе технологии лежит следование трём фазам : 1.Вызов 2. Осмысление новой информации. 3.
Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба» (основные герои произведения)
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Транксрипт:

Тема: Апробация технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5-11 классах (представление педагогического опыта). Тема: Апробация технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5-11 классах (представление педагогического опыта). Номинация: инновации в обучении Автор: Черепанова З.И.., учитель русского языка и литературы Номинация: инновации в обучении Автор: Черепанова З.И.., учитель русского языка и литературы г.Петухово, 2010г. г.Петухово, 2010г.

Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль? А.С. Пушкин Наша жизнь - это то, во что ее превращают наши мысли. Марк Аврелий

Идея опыта: Базовая модель критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания: вызов вызов осмысление осмысление размышление размышление

Цель опыта: Формировать самостоятельное мышление обучаемых, раскрывать их творческий потенциал. раскрывать их творческий потенциал. Решать проблемы изучения художественных произведений в условиях сокращения часов на прохождение программы. Решать проблемы изучения художественных произведений в условиях сокращения часов на прохождение программы.

Условия формирования опыта: Школа Обучающиеся Предмет Развитие мышления Высказывать свои мысли, рассуждать, пояснять

Теоретическая база опыта: ХХ век 90 годы. Передовой опыт: Философия + психология + педагогика Дж. Стил. К. Меридит. Ч. Темпл.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления через интерактивное включение обучаемых в познавательный процесс. Методы: творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Методы: творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Основы методики освещены в ряде публикаций: 1. Дайана Халпер. Психология критического мышления. СПб: Питер, Громова О. Критическое мышление: как это по-русски? Первое сентября. – 2. – – с.3 3. Заир-Бек С. И, и Муштавинская И. В. Электронное сопровождение к пособию «Технология КМ». 4. Норман Анро. Думающие учителя. Руководство по обучению подростков критическому мышлению. – Изд-во «Пиппин Паблишинг,» Разумовская Т. В. Глобальное образование в российской школе. Завуч. – – с Развитие критического мышления. Русский язык. Первое сентября. – – с.2-4

вызов вызов осмысление осмысление размышление размышление

Первая стадия –вызов активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала) Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала) Приемы: «Мозговой штурм», «Версии» Вторая стадия- осмысление нового материала Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление таблиц (ЗУХ, кластер, динотантный граф, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление таблиц (ЗУХ, кластер, динотантный граф, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал) Третья стадия – размышление (рефлексия) Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).

Критерии оценки результата на уроке в рамках технологии: Оценка (где ошибка?) Диагноз (в чем причина?) Самоконтроль (каковы недостатки?) Критика, контраргументы Прогноз

Актуальность и перспективность опыта: Как учить мыслить? Как учить мыслить? Развитие критического мышления – формирование гражданской позиции. Развитие критического мышления – формирование гражданской позиции.

Адресность опыта: Данная технология применима в работе всех преподавателей. Данная технология применима в работе всех преподавателей. Благодаря рассматриваемой технологии в учебном процессе происходит соединение различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения. Благодаря рассматриваемой технологии в учебном процессе происходит соединение различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в ТРКМ, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в ТРКМ, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии.

Технология опыта: Думать критически – значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Думать критически – значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии РКМ – исследование текста. Одно из главных направлений технологии РКМ – исследование текста.

Дерево Мудрости Итоговый урок по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Каза чество XV в. Нет такой силы, которая могла бы победить справедливый гнев народа, его могущество, когда он защищает свою Родину. Проявление чувств Андрий проявил сочувствие к врагу Враг тоже способен На милосердие чувство, но оно не должно перерастать в страсть Любовь большое и красивое Протест против войны. Жестокость порождала жестокость Да разве найдутся на свете Такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу Отчизна, Свобода, казачья честь Остап погиб героем. Он стал настоящим казаком Противоречие Андрий Остап И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей ! Украине не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чупрыпы И проклянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына. Тарас (Проблема выбора) «Неразумная голова,- говорит ему Тарас. -Терпи, казак,- атаманом будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в в воинском деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть ты ему что хошь, а он все-таки поставит на свое.» Жестокость к детям Остап погиб достойно, за Родину… Андрий во имя любви предал Родину, семью…Погиб от руки отца «Крепостью дышала его тело, и рыцарские его ка- чества приобрели широкую силу льва.» Любовь, несущая человеку бесчестие, преступна. «Породниться родством по душе, а не по крови.»

Как сохранить интерес к чтению? Как оградить от соблазна списать массово тиражируемые «Золотые сочинения»? Как оградить от соблазна списать массово тиражируемые «Золотые сочинения»?

Технология РКМ через чтение и письмо приходит на помощь!

Художественный мир Сергея Есенина. 1.Многозначность 2.Образность 3.Сочувствие 4.Мудрость 5.Переживание 6.Церковность 7.Ликование 8.Справедливость 9.Ожидание 10.Патриотизм 11.Реалистичность 12.Самопожертвование 13.Эмоциональность 14.Трагичность 15.Человеколюбие 16.Одиночество Описание Старость Духовность Победа Событие Герой Жизнь Скромность Смерть Возвышение Война Любовь Святость Переживание МИРЧУВСТВМИРЧУВСТВ

Мир чувств. Поэзия Есенина наполнена неповторимостью чувств, полнотой и истинными переживаниями. Есенин настолько чувствительно воспринимает этот мир, что в его стихах много образов, которые,обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю поэзию. Его мир наполняется новыми, живыми, говорящими, двигающимися, чувствующими, образами: солома «нежно охает, свисая с губ кивающих коров», «по пруду лебедем красным плавает тихий закат», «весна – странница с посошком в лаптях берестяных». Чувствителен Есенин и к природе. Для него человек неотделим от всего живого. Чувство родины находит у него выражение в любви к родной природе. В стихотворении «Край любимый»: Край любимый! Сердцу снятся Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. В зеленях твоих стозвонных. Нежные и светлые чувства звучат в стихах: Нежные и светлые чувства звучат в стихах: Я навек за сиянье и росы Я навек за сиянье и росы Полюбил у березки стан, Полюбил у березки стан, И её золотые косы, И её золотые косы, И холщовый её сарафан. И холщовый её сарафан. Чувства и мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Чувства и мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. «В стихах моих,- писал Есенин в 1924 году, - читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование…». «В стихах моих,- писал Есенин в 1924 году, - читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование…». Лавриненко Светлана 11б

Анализ диагностики умений и навыков коммуникативной и мыслительной деятельности школьников: ученики пассивны при ответах товарищей; ученики пассивны при ответах товарищей; не могут помочь однокласснику через вопрос; не могут помочь однокласснику через вопрос; затрудняются отвечать на вопросы учителя, особенно продуктивного характера, применяемого к нестандартным ситуациям; затрудняются отвечать на вопросы учителя, особенно продуктивного характера, применяемого к нестандартным ситуациям; не умеют воспринимать критику и учиться на ней. не умеют воспринимать критику и учиться на ней.

Работа с литературоведческими терминами (прием: синквейн) Классицизм. Последовательный, прямолинейный, объективный. Организуются, противопоставляются, подчеркиваются. Строгая сюжетно-композиционная организация. Разум.

Р абота с литературоведческими терминами (прием: синквейн) Классицизм. Строгая, сюжетно-композиционная. Идеализировать, соблюдать, разграничивать. Человеческие характеры обрисовываются. Порядок.

Работа с литературоведческими терминами (прием: синквейн) Сентиментализм. Идеальный, естественный, грустный. Размышлять, представить, подражать. Протест против испорченности аристократического общества. Чувства.

Результативность опыта: Внимание на уроке Внимание на уроке Снижает утомляемость, перенапряжение Снижает утомляемость, перенапряжение Самовыражение Самовыражение Творчество Творчество Социальная адаптация Социальная адаптация

Творческие конкурсы. Творческие конкурсы. Научно – практические конференции. Научно – практические конференции. Участие. Победы. Участие. Победы.