Технологии саморегуляции механизмов формирования содержания образовательных программ в муниципальных образовательных системах Томской области Сартакова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления и и механизмы сетевого взаимодействия ОУ в региональной образовательной системе Сартакова Е.Е., к.и.н., доцент, зав. лаб. «Сельская.
Advertisements

О региональной специфике деятельности сельских школ по реализации ФГОС Сартакова Е.Е.
Государственный университет – Высшая школа экономики Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ГУ-ВШЭ Абанкина Татьяна.
Семинар-совещание руководителей муниципальных образовательных учреждений Вязниковского района Тема: «Управление развитием школы с учетом новых требований.
НСОТ как механизм развития сети общеобразовательных учреждений Томской области.
Выбор оптимального типа образовательного учреждения и процедура смены типа образовательного учреждения, оптимизация структуры сети МАОУ гимназия
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Изменения структуры расселения, демографические тенденции и организация сетей в сфере образования и культуры в России: поиск баланса Директор Центра прикладных.
Под развитием сети общеобразовательных учреждений, понимается оптимизация региональной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования.
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ МРСО ПО ВСЕМ ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ШАДРИНА Н.М. ИПОП «ЭВРИКА»
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Сетевой образовательный проект г.г. (план-задание по итогам реализации КПМО г.г.)
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Проектирование организационных механизмов реализации ФГОС ООО Координатор: Селюков Роман Викторович.
«Сеть общеобразовательных учреждений» – совокупность всех образовательных учреждений района (региона, страны) реализующих программы начального общего,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Особенности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения в условиях сельской школы.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Транксрипт:

Технологии саморегуляции механизмов формирования содержания образовательных программ в муниципальных образовательных системах Томской области Сартакова Е.Е., к.и.н., доцент, зав. лаб. «Сельская МКШ»

1. Муниципальная образовательная система (МОС) есть совокупность муниципальных образовательных сетей, реализующих вариативные сетевые образовательные программы, обладающие территориальной специфичностью и объединенные единой системой государственно-общественного управления в рамках принадлежности к одной административной единице.

Главным элементом МОС является муниципальная образовательная сеть (МС) часть муниципальной образовательной системы, создаваемая на селе для обеспечения разностороннего развития и полноценного образования детей, стимулирующая процессы повышения качества, доступности и эффективности образования, которая включает образовательные учреждения, удовлетворяющие разнообразные потребности населения, в том числе и социально-педагогического типа.

В отличие от классических городских МОС, в структуру сельской муниципальной образовательной системы, кроме вышеуказанных элементов, могут входить следующие подсистемы: муниципальные образовательные сети различного типа (в том числе педагогические ассоциации), а также отдельные ОУ различного вида вне сетевого взаимодействия.

На основании педагогических исследований и статистических данных в области образования выделим ряд особенностей сельских МОС ТО: 1. в рамках реализации принципа доступности: малочисленность сельских МОС в виду низкой плотности расселения; малочисленность сельских МОС в виду низкой плотности расселения; низкая степень концентрации ОУ (в большинстве регионов РФ) при условиях малой заселенности и больших расстояний между поселениями; низкая степень концентрации ОУ (в большинстве регионов РФ) при условиях малой заселенности и больших расстояний между поселениями; низкая степень развитости муниципальных образовательных сетей (как общих, так и профильных) в виду недостаточности социальной инфраструктуры; низкая степень развитости муниципальных образовательных сетей (как общих, так и профильных) в виду недостаточности социальной инфраструктуры; безальтернативность ОУ в предоставлении образовательных услуг; безальтернативность ОУ в предоставлении образовательных услуг; недостаточный уровень предоставления образовательных услуг в области инклюзивного, специального образования); недостаточный уровень предоставления образовательных услуг в области инклюзивного, специального образования); 2. в рамках реализации принципа качества: недостаточный уровень качества образовательных услуг, предоставляемых «периферийными» ОУ, том числе ОСШ, МКШ, МЧШ; недостаточный уровень качества образовательных услуг, предоставляемых «периферийными» ОУ, том числе ОСШ, МКШ, МЧШ; нвариантность спектра образовательных программ (в том числе и дополнительного образования) сельских образовательных учреждений); нвариантность спектра образовательных программ (в том числе и дополнительного образования) сельских образовательных учреждений); 3. в рамках реализации принципа эффективности: слабая степень «адаптации» сельских МОС к НПФ в виду высокой стоимости обучающихся; слабая степень «адаптации» сельских МОС к НПФ в виду высокой стоимости обучающихся; неадекватность высокого уровня затрат на общее и дополнительное образование уровню его качества (особенно в МЧШ, МКШ, ОСШ). неадекватность высокого уровня затрат на общее и дополнительное образование уровню его качества (особенно в МЧШ, МКШ, ОСШ).

В Томской области были сформированы следующие виды муниципальных образовательных сетей ОУ (всего 418), организованные на базах: педагогических ассоциаций-82 педагогических ассоциаций-82 «ресурсного центра» (крупного ОУ)-48 «ресурсного центра» (крупного ОУ)-48 территориального общеобразовательного центра-69 территориального общеобразовательного центра-69 отдельных вузов («выездные школы»)- 47 отдельных вузов («выездные школы»)- 47 центров профильного обучения-1 центров профильного обучения-1 образовательных комплексов, объединяющих ОУ как общего, так и профессионального образования- 10 образовательных комплексов, объединяющих ОУ как общего, так и профессионального образования- 10 центров внеклассной и внешкольной деятельности учащихся учреждений общего образования- 40 центров внеклассной и внешкольной деятельности учащихся учреждений общего образования- 40 межшкольных ресурсных образовательных центров- 55 межшкольных ресурсных образовательных центров- 55 ОУ, реализующих дистанционные модели обучения-66 ОУ, реализующих дистанционные модели обучения-66

В структуру МОС и Сети включены разнообразные модели ОУ, разработанные на основе работ В.М.Артюхова, М.П.Гурьяновой, Б.Кугана, Т.А. Фральцовой и др.,: базовые, окружные школы, ресурсные центры, а также различного вида малокомплектные школы (разновозрастного, частично разновозрастного, индивидуального обучения, семейного образования и др.). В структуру МОС и Сети включены разнообразные модели ОУ, разработанные на основе работ В.М.Артюхова, М.П.Гурьяновой, Б.Кугана, Т.А. Фральцовой и др.,: базовые, окружные школы, ресурсные центры, а также различного вида малокомплектные школы (разновозрастного, частично разновозрастного, индивидуального обучения, семейного образования и др.). В структуру сети включены образовательные округа (Томская модель) как механизм реализации профессионального роста педагогов. В структуру сети включены образовательные округа (Томская модель) как механизм реализации профессионального роста педагогов.

Наибольшее значение для проектирования МС имели расселенческие структуры: отдаленные и сохраняющие традиционные сельскохозяйственные функции в сочетании с отраслевым природопользованием; отдаленные и сохраняющие традиционные сельскохозяйственные функции в сочетании с отраслевым природопользованием; находящиеся в буферной зоне городов с высокоинтенсивным сельским хозяйством при очевидном влиянии города; находящиеся в буферной зоне городов с высокоинтенсивным сельским хозяйством при очевидном влиянии города; эволюционизирующиеся в рамках перехода сельских населенных пунктов в агрорекреационные поселения; эволюционизирующиеся в рамках перехода сельских населенных пунктов в агрорекреационные поселения; отмирающие «дистрофные» населенные пункты, утратившие прежние хозяйственные функции. отмирающие «дистрофные» населенные пункты, утратившие прежние хозяйственные функции. Характеристика расселенческих структур позволила выделить три группы МОС: пригородные, центральные, отдаленные. При этом в пригородных МОС преобладают второй-третий типы расселения, в центральных – третий-второй, а в отдаленных – первый-четвертый.

Организационные модели МС могут быть классифицированы на основании «принцип развития социокультурной сферы»: Сети, учитывающие особенности расселения (депопуляция, мелкоселенность, поляризация); Сети, учитывающие особенности расселения (депопуляция, мелкоселенность, поляризация); Сети, учитывающие особенности финансирования сетей (распыление средств, недофинансирование, избыточность); Сети, учитывающие особенности финансирования сетей (распыление средств, недофинансирование, избыточность); Сети, учитывающие особенности организации взаимодействия (ведомственная разобщенность, административные барьеры, управленческий дисбаланс); Сети, учитывающие особенности организации взаимодействия (ведомственная разобщенность, административные барьеры, управленческий дисбаланс); Сети, учитывающие особенности управления (институциональный дисбаланс, отраслевой подход к управлению тер­риториями); Сети, учитывающие особенности управления (институциональный дисбаланс, отраслевой подход к управлению тер­риториями); Сети, учитывающие особенности инфраструктуры (слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи). Сети, учитывающие особенности инфраструктуры (слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи).

Сущностная характеристика МОС определяется: 1.совокупностью муниципальных образовательных сетей, реализующих вариативные образовательные программы (обладающие территориальной специфичностью), объединенных единой системой государственно- общественного управления в рамках принадлежности к одной административной единице, направленных на формирование и реализацию вариативных образовательных услуг, обеспечивающих высокое качество обучения и воспитания, развития личности школьников, соответствующих задачам инновационной экономики (в том числе и региона, муниципалитета) в рамках общественно-государственного управления образованием; 2.повышением доступности к вариативным образовательным программам, в том числе специальным, инклюзивным и др.; 3.созданием эффективных финансово-экономических, материально- технических и нормативно-правовых условий реализации учебно- воспитательного процесса; 4. изменением социального и профессионального статуса педагогов, в том числе на создание условий для профессионального роста учительства.

Особое место в формировании МОС играют образовательные программы, создание которых и является специфицирующим признаком сформированности МС, что обуславливает необходимость выделения и рассмотрения в качестве самостоятельного педагогического условия модернизации МОС параметра «Формирование сетевых образовательных программ».

Специфика различных сетевых образовательных программ связана с формами их проектирования и реализации в рамках соответствующих МС: образовательные программы, реализуемые в рамках классических МС, осуществляются в рамках отдельных ОУ, реализующих образовательные услуги в более чем двух сельских поселений; образовательные программы, реализуемые в рамках классических МС, осуществляются в рамках отдельных ОУ, реализующих образовательные услуги в более чем двух сельских поселений; образовательные программы, реализуемые в рамках меж и внутри муниципальных сетей, есть систематика уровневых образовательных программ (начального, основного, среднего и иного образования), которые осуществляются отдельными ОУ, относящихся к одному или нескольким муниципальным образованиям»; образовательные программы, реализуемые в рамках меж и внутри муниципальных сетей, есть систематика уровневых образовательных программ (начального, основного, среднего и иного образования), которые осуществляются отдельными ОУ, относящихся к одному или нескольким муниципальным образованиям»; образовательные программы, реализуемые в рамках РЦ (базовых школ, РИЦ и др.) есть совокупность образовательных программ, реализуемых отдельными ОУ при координирующей и дополняющей (при необходимости даже замещающей) деятельности по оказанию образовательных услуг базовой школой (ресурсным или ресурсно-информационным центром); образовательные программы, реализуемые в рамках РЦ (базовых школ, РИЦ и др.) есть совокупность образовательных программ, реализуемых отдельными ОУ при координирующей и дополняющей (при необходимости даже замещающей) деятельности по оказанию образовательных услуг базовой школой (ресурсным или ресурсно-информационным центром); образовательные программы, реализуемые в рамках выездных МС – есть краткосрочные образовательные программы различного уровня и вида, реализуемыми временными педагогическими коллективами ОУ свободно формирующихся МС; образовательные программы, реализуемые в рамках выездных МС – есть краткосрочные образовательные программы различного уровня и вида, реализуемыми временными педагогическими коллективами ОУ свободно формирующихся МС; образовательные программы, реализуемые в рамках дистанционных МС – есть образовательные программы, реализуемые отдельными ОУ при активном информационно-коммуникативном взаимодействии других субъектов МС; образовательные программы, реализуемые в рамках дистанционных МС – есть образовательные программы, реализуемые отдельными ОУ при активном информационно-коммуникативном взаимодействии других субъектов МС; образовательные программы, реализуемые в рамках профильных МС – есть образовательные программы, осуществляемые взаимодополняющей сетью ОУ при реализации ученых дисциплин среднего полного общего образования; образовательные программы, реализуемые в рамках профильных МС – есть образовательные программы, осуществляемые взаимодополняющей сетью ОУ при реализации ученых дисциплин среднего полного общего образования; образовательные программы, реализуемые в рамках локальных сетей МКШ – есть совокупность программ, которые реализует несколько МКШ МС на принципах дополнения друг друга на основе заявок социума. образовательные программы, реализуемые в рамках локальных сетей МКШ – есть совокупность программ, которые реализует несколько МКШ МС на принципах дополнения друг друга на основе заявок социума.

Требования к структуре образовательной программы обусловливают формирование цели образовательной программы (ОП); определение требования к уровню освоения содержания образования; создание учебного плана; определение требований к реализации образовательной программы, которые включают общие требования к условиям реализации ОП, требования к кадровому, финансово- экономическому, материально-информационному, учебно-методическому и информационному, технологическому обеспечению. Особое место занимают требования к оценке качества освоения ОП, в том числе определение параметров (объектов контроля, видов деятельности, состава показателей). Требования к структуре образовательной программы обусловливают формирование цели образовательной программы (ОП); определение требования к уровню освоения содержания образования; создание учебного плана; определение требований к реализации образовательной программы, которые включают общие требования к условиям реализации ОП, требования к кадровому, финансово- экономическому, материально-информационному, учебно-методическому и информационному, технологическому обеспечению. Особое место занимают требования к оценке качества освоения ОП, в том числе определение параметров (объектов контроля, видов деятельности, состава показателей). Технология разработки ОП МС рассматривается как средство социального управления. Каждая школа МС разрабатывает свои образовательные программы, которые показывают как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении специфицированная модель обучения, воспитания и развития учащихся. ОП школ являются сугубо индивидуальными, в целом они призваны учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей сельских поселений, входящих в МС. Технология разработки ОП МС рассматривается как средство социального управления. Каждая школа МС разрабатывает свои образовательные программы, которые показывают как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении специфицированная модель обучения, воспитания и развития учащихся. ОП школ являются сугубо индивидуальными, в целом они призваны учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей сельских поселений, входящих в МС. Пооперационная модель технологии разработки и реализации образовательных программ ОУ, МС содержит следующие этапы: формирование ОП отдельных ОУ МС; согласование между участниками МС содержание сетевых ОП; утверждение ОП участниками МС; ресурсное обеспечение ОП; координация и регулирование процесса реализации ОП; контроль процесса реализации ОП, анализ результатов и проблематизация дальнейших ОП. Пооперационная модель технологии разработки и реализации образовательных программ ОУ, МС содержит следующие этапы: формирование ОП отдельных ОУ МС; согласование между участниками МС содержание сетевых ОП; утверждение ОП участниками МС; ресурсное обеспечение ОП; координация и регулирование процесса реализации ОП; контроль процесса реализации ОП, анализ результатов и проблематизация дальнейших ОП. Таким образом, ОП МС выступают как элемент социальной технологии и представляют собой комплекс приемов достижения социально полезной цели обеспечения эффективного взаимодействия в обеспечении интересов всех социальных групп образовательного процесса (школьники, их родители, педагоги и администрация ОУ МС, муниципальные и государственные органы власти). Таким образом, ОП МС выступают как элемент социальной технологии и представляют собой комплекс приемов достижения социально полезной цели обеспечения эффективного взаимодействия в обеспечении интересов всех социальных групп образовательного процесса (школьники, их родители, педагоги и администрация ОУ МС, муниципальные и государственные органы власти).

Каковы же технологии саморегуляции механизмов формирования содержания образовательных программ в муниципальных образовательных системах Томской области? При этом мы понимаем, что: Технология есть определенная установленная последовательность этапов, операций, процедур деятельности; Технология есть определенная установленная последовательность этапов, операций, процедур деятельности; Механизм есть способ (система, устройство) определяющий порядок какого-либо вида деятельности; Механизм есть способ (система, устройство) определяющий порядок какого-либо вида деятельности; Саморегуляция есть спонтанное возникновение процессов, направленных на устранение диспропорций, введение новых элементов в организации или ликвидацию устаревших (В.С.Алексеевский). Саморегуляция есть спонтанное возникновение процессов, направленных на устранение диспропорций, введение новых элементов в организации или ликвидацию устаревших (В.С.Алексеевский). Таким образом, данный вопрос можно задать иначе: «В чем заключается алгоритм этапов спонтанного формирования содержания образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия?»

Спасибо за внимание!