4ППДОб оп Спиридоновой С. ЭВРИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Термин «Эвристика» (греч. «Я нашел» ). В отличие от проблемного обучения эвристическое ориентирует детей на достижение неизвестного им заранее результата. Воспитанник ставит собственные образовательные цели, открывает знания.
Цель эвристического подхода к математическому развитию детей – помочь ребенку открыть каналы своего общения с миром математики. Задача педагога при этом – не внесение в образовательную среду все новых и новых компонентов, а организация свободного образовательного взаимодействия ребенка с уже знакомыми объектами внешнего окружающего мира. В результате ребенок сам, опираясь на внутренние потребности и рефлексию, сможет овладеть математическими закономерностями.
Методы эвристического направления «Вживание». «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета. Педагог помогает этому процессу: «Представь себе, что ты – квадрат. Какой ты? Из чего состоишь? С кем дружишь? В результате педагог получает достоверные знания о представлениях ребенка о квадратной форме. «Метод ошибок» конструктивное использование ошибок детей для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей, боязнь воспитанников совершить ошибку. Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли на самом деле 4 быть меньше 3? (да, если 4-количество дней, а 3-количество недель).
Методы эвристического направления «Метод Если бы…». Детям дается утверждение, меняющее привычную картину мира, и предлагается описать результаты такого изменения. Например, «Если бы в недели было бы не 7 дней, а только 1 –понедельник, то… «Мозговой штурм» накапливание большого количества идей в результате освобождения от стереотипов. Например, предлагать решение своей задачи только после действий других участников, а до и после внимательно слушать. В результате такого «высказывания» дети учатся «подхватывать» идеи других ребят, применять их для решения собственной задачи. «Образное видение» - эмоционально-образное исследование изучаемого объекта. Предлагается, например, глядя на квадрат, нарисовать, слепить то, на что он похож.
Используя эти методы эвристического направления, можно предложить детям следующие задания: Сочинить сказку, поговорку, пословицу, песню о заданном объекте; Нарисовать музыку с помощью геометрических фигур, «оживить» цифру, изобразить ее своим телом, определить цвета дней недели или месяцев Изготовить (нарисовать, слепить, наклеить) геометрический сад Нарисовать город с жителями\-числами, которые выполняют различные действия, прячутся среди окружающих предметов. Придумать собственные необычные определения таким понятиям, как точка, отрезок, угол. Провести мини-занятие в роли педагога. Разработать свои лечебные пособия математические прописи, памятки, алгоритмы решения задач) Провести игру-соревнование «поиск клада»: дети делятся на группы. Каждая из которых должна нарисовать клад и план его поиска; кто быстрее найдет клад – объявляется победителем.