Современные педагогические технологии Презентация руководителя РМО учителей русского языка и литературы Сланцевского района Фроловой Елены Викторовны
Цели образования XXI века: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться.
Содержание образования – это король, а технологии образования – это БОГ. В.П.Тихомиров
Современные педагогические технологии должны быть основаны на личностно- деятельностном и компетентностном подходах в образовании
Современный преподаватель должен владеть как минимум тремя языками: своим родным языком, иностранным языком, языком технологий…
Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: технологий; содержания образования; стиля жизни образовательного учреждения; типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Важной особенностью новых педагогических технологий являются межпредметные связи
Представленные педагогические технологии направлены на формирование компетентностей учащихся : - общеучебной - информационной - социальной
Современные педагогические технологии предусматривают широкое использование различных методов организации образовательного процесса и приемов деятельности на уроке (метод направляющего текста, проблемный метод, ситуационный метод, мозговой штурм)
Кейс-технология Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от англ. case - случай, ситуация), - это метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Непосредственная цель метода - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Триз-технология Это технология решения творческих задач задач, не имеющих четких механизмов решения. В ХХ веке метод «проб и ошибок» заменили «мозговой штурм», "метод контрольных вопросов".
Методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем.
Технология проектного обучения Проект (от лат. «план») – связь теории с практикой. В центре стоит непосредственная встреча с действительностью; работа над проектом связана с постановкой задач, требующих учета различных аспектов; работа над проектом связана с определенными действиями (исследовать, наблюдать, конструировать, проверять и т. п.)
Технология системного анализа (через проблемное обучение) В школе системное мышление приобретает важность в том смысле, что комплексность мира, которая первоначально представляется человеку хаотической совокупностью самых различных возможностей, сводится к основополагающим взаимосвязям
Примеры оформления системного мышления в школе Диаграммы Причинно-следственные цепочки Схемы (базовой является круговая схема Л. Эйлера) Мнемокарты Опорные конспекты
ТОГИС-технология (и технология WEB-квеста) Бесспорное преимущество ТОГИСа в том, что она вырабатывает у старшеклассников навыки исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных мультимедийных средств. Эта технология учит ребят работать в малых группах, коллективно готовить сообщение по исследуемой проблеме, анализировать свои успехи и неудачи.
Современный старшеклассник сегодня должен знать основы знаний и то, как и где искать любую информацию, даже самую «труднодоступную». Он также должен из «моря» информации выбрать необходимое ему и суметь адаптировать выбранное для решения поставленной перед ним задачи. Такую возможность дает технология ТОГИС, которую можно применять и на уроках, и во внеурочной работе. Пример тому – различные дистанционные олимпиады, конкурсы, интернет- игры.
Дальтон-план Цели Дальтон-технологии: обеспечить индивидуализированное развитие ученика; обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответсвенности в учебно-познавательной деятельности. Дальтон-план это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.
Формы реализации Дальтон-плана Классное учебное занятие(лекция) Коллективный урок (проблемный урок) Лабораторное занятие (практическое занятие) Конференция (подведение итогов)
Источники: - Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения: Книга для учителя. Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински. – М.: Вита-Пресс, Кейс-технологии в учебном процессе. Шимутина Е. – Школьные технологии, 5/ Дальтон-технология. Т. И. Шамова– «Завуч», 1/2001. – с Перспективные школьные технологии. Г. Ю. Ксензова. – М.:Педагогическое общество России,