«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
Advertisements

Работа со слабоуспевающими учащимися Педсовет уч.г. МОКУ ООШ д. Папулово Лузского района Кировской области.
МОУ «Солнечнинская СОШ» уч. год Зам директора по УМР Заланская Е.Ю.
Неуспеваемость школьников Для методического семинара «Причины неуспеваемости школьников» Учитель физики Петунина А.Б. Высшая категория.
Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся.
Выступление учителя начальных классов МОУ СОШ 5 г. Щербинки Рудаковой И. В. на городской научно- практической конференции учителей и руководителей ОУ (декабрь,
Работа со слабоуспевающими учащимися (методические рекомендации) Учитель русского языка и литературы Решетникова Галина Николаевна МОУ: Побединская средняя.
Низкий уровень умственного развития; Несформированность учебных навыков; Дефицит внимания с гиперактивностью;
Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию Педагогический совет МОУ ООШ 2 г.Новоузенск г.
Пути преодоления неуспеваемости. Почему ребенок плохо учится?
МОУ "Любимовская СОШ" Работа с неуспевающими Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся.
Работа со «слабыми» учащимися Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися И.В. Серебрякова, к.п.н., зам. директора НМЦ, методист по химии.
МОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики 4 города Георгиевска Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников Вот и закончилась третья.
Система диагностики и коррекции как снятие психолого- педагогических трудностей при обучении математике слабоуспевающего ученика начальной школы.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости.
Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки биологического развития: А). Дефекты органов чувств Б). Соматическая ослабленность В). Особенности.
Организация учебной дисциплины с учётом психологических особенностей учащихся Мартын Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 4.
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого - либо значительного.
Транксрипт:

«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

Цель: разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива школы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Задачи: Выявить возможные причины низкой неуспеваемости учащихся; Выработать комплекс мер, направленных на повышение успеваемости и подготовку выпускников к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Основная идея Педагогического Совета: «Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты.» Б. Мандевиль Б. Мандевиль

Кого учить? Чему учить? Как учить?

1. Особенности слабоуспевающих и неуспевающих школьников. 2. Причины проявления отставания и неуспеваемости. 3. Профилактика неуспеваемости. 4. Педагогические технологии, помогающие учителю в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учениками, а также для профилактики неуспеваемости.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Особенности: низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития; отсутствие познавательного интереса; не сформированы элементарные организационные навыки; учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения; нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника; дети, в основном, из асоциальных семей; отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся; частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

1. Низкий уровень умственного развития Причины: педагогическая запущенность; частые заболевания; пропуски занятий; органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. Проявляется в неумении: устанавливать причинно-следственные связи; учитывать все признаки предмета или явления; видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков Ребенок не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т. д. 3. Дефицит внимания с гиперактивностью Характеризуется: отвлекаемостью; подвижностью; неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение. 5. Несформированность произвольной сферы: проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения со сверстниками; учителями; отказ от усилий в учебной деятельности. 7. Низкий познавательный интерес не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.) Нуждается: в поддержке; в демонстрации того, что он состоятелен в других видах деятельности; полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить эффект новизны при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно- логического мышления Необходимо: наглядность в решении и изложении учебного материала; реализация принципа доступности учебного материала. 9. Низкая работоспособность Проявляется: в утомляемости; в истощаемости; в медленном темпе работы.

ВНУТРЕННИЕ Недостатки биологического развития Недостатки психического развития личности Недостатки воспитанности личности ВНЕШНИЕ Недостатки образования личности Недостатки опыта влияний школы Недостатки влияний внешкольной среды

ВНУТРЕННИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕНИКУВНЕШНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕНИКУ Недостатки биологического развития Недостатки психического развития личности Недостатки воспитанности личности Недостатки образования личности Недостатки опыта влияний школы Недостатки влияний внешкольной среды дефекты органов чувств слабое развитие эмоциональной сферы личности недостатки в развитии моральных качеств личности пробелы в знаниях и специальных умениях недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр. недостатки влияний семьи соматическая ослабленность слабое развитие воли недостатки в отношении личности к учителям, коллективу, семье… пробелы в навыках учебного труда недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.) недостатки влияний сверстников особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей недостатки в трудовой воспитанности недостатки влияний культурно- производственно го окружения психологические отклонения

1. Необходимо выяснить причину отставания. 2. Определить действительный уровень знаний. 3. Возвратить на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо: своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в ЗУН учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов; установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы; систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам; организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе так, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: 1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. 2.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. 4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5.Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. 6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится. 7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. 8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

ЭТАПЫ УРОКААКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ 1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

ЭТАПЫ УРОКААКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ 2. При изложении нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечит разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

ЭТАПЫ УРОКААКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ 3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определённой системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.

ЭТАПЫ УРОКААКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ 4. При организации самостоятельной работы вне класса Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Чётко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. Согласовывать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

1. Дифференцированный подход в обучении Дидактические материалы: специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля; карточки – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.

1. Дифференцированный подход в обучении Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности. Индивидуальные дифференцированные задания. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель). Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

2. Создать на уроке ситуацию успеха: помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому – выполнить посильный объем работы.

3.Технология, основанная на личностно – ориентированной педагогике (разные школы - Якиманская, Сериков). 4. Обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. В классе создаются несколько команд разного уровня.

5. Разнообразные формы и жанры урока: урок-игра урок-спектакль урок-путешествие урок-детектив урок-сказка урок-силовое многоборье урок-концерт урок-картина

6. Проектное обучение Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

7. Технология полного усвоения: индивидуализировать занятия так, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала Цель: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на усредненного ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

«Руководители» Первая группа – «Руководители» (администрация школы); «Учителя» Вторая группа – «Учителя» (МО учителей естественно- математического цикла); «Родители» Третья группа – «Родители» (МО учителей гуманитарного цикла) «Учащиеся» Четвертая группа – «Учащиеся» (МО учителей художественно- эстетического цикла, физической культуры и начальных классов) План работы в группе: какие действия следует предпринимать учащимся, их родителям, учителям и администрации школы, чтобы повысить эффективность работы со слабоуспевающими учащимися? 1. В течение 10 минут каждой группе предстоит выработать рекомендации для внесения корректив в работу образовательного учреждения: какие действия следует предпринимать учащимся, их родителям, учителям и администрации школы, чтобы повысить эффективность работы со слабоуспевающими учащимися? 2. Все предложения фиксируются: «Работа с учащимися», «Работа с родителями», «Работа с педагогами», «Организационно- административная работа». 3. Полученные записи комментируются, к ним делают необходимые добавления, осуществляется перестановка некоторых пунктов.

Учителям-предметникам: 1. На основании результатов контрольно-диагностических работ выявить в каждом классе неуспевающих и слабоуспевающих. 2. Установить причину неуспеваемости (анкетирование). 3. Составить списки слабоуспевающих и неуспевающих по классам. 4. Для каждого ученика составить мониторинговую карту. 5. Подготовить для учащихся и их родителей рекомендации по устранению пробелов и задания для самостоятельной работы на летний период. 6. При планировании урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. 7. Подготовить для вышеназванной категории детей средства обучения, направленные на лучшее восприятие знаний (карточки- сигналы, алгоритмы, опорные конспекты и т.д.)

Классным руководителям: 1. До под роспись ознакомить учащихся и их родителей с рекомендациями по устранению пробелов в знаниях. 2. Осуществлять контроль за посещением учащимися индивидуально-групповых занятий. Руководителям МО: 1. На заседаниях МО рассмотреть вопросы: «Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими»; «Применение ИКТ в работе со слабоуспевающими и неуспевающими»; «Дифференцированный подход в обучении предмета» и т.д. 2. Разработать единую форму мониторинговой карты с учётом особенностей предмета. 3. Разработать единые рекомендации учителю-предметнику по работе со слабоуспевающими по каждому предмету. 4. Организовать обобщение положительного опыта учителей в работе со слабоуспевающими.

Заместителям директора: 1. До проконтролировать исполнение членами педагогического коллектива вышеназванных мер. 2. Результаты контроля оформить в виде аналитической справки и (или) приказа по школе, а также представить на заседании Педагогического Совета в мае. 3. Организовать (в рамках учебного плана) проведение ИГЗ со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися в учебном году. 4. При планировании методической и учебно-воспитательной работы на учебный год акцентировать внимание на вопросах качества преподавания учебных предметов, работе со слабоуспевающими и их родителями, качестве работы учителя по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.