Коллектив. Группа. Методы диагностики межличностных отношений. Методы развития и коррекции межличностных отношений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой Тебе нравится в школе? не очень нравится не нравится Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда.
Advertisements

Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности.
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
«Проблема соотношения социального и нравственного воспитания в контексте социально-личностного развития дошкольников».
Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
Диагностика нравственного проявления для старшего дошкольника и детей 1 класса Соколова Ирина Михайловна – учитель начальных классов МОУ Первомайская СОШ.
Диалог на уроке в начальной школе. О.А.Коромыслова Преподаватель МОУ «НОШ 90»
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
Презентация к занятию (старшая группа) по теме: диагностика межличностных отношений в подготовительной к школе группе, коррекционная развивающая программа по развитию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Особености взаимоотношений в младшем школьном возрасте Автор: педагог-психолог Белова Е.М.
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Бабунова Т.М., кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики МаГУ.
Личностная готовность ребенка к школе Литвиненко Ю. В.
Исследовательская работа «Готовы ли мы к школе» Цель: определить уровень развития ребенка (умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки.
1. Коммуникативные способности дошкольников, этапы их формирования. МАОУНШДС 25 Зам по УВР – Дьяченко Л.В.
В глубине души каждый, кто сомневается в себе, боится именно этого: чтобы ОНИ все объединились против тебя. Пусть ты их ненавидишь, или не любишь, или.
Ученика 7 класса «А» школы 574 Козловского Ивана Научный руководитель: Вечерина Н. И. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Транксрипт:

Московский социально-педагогический институт Предмет: Общий психологический практикум (ОПП). Психолого-педагогический практикум. Тема: Коллектив. Группа. Методы диагностики межличностных отношений. Методы развития и коррекции межличностных отношений. Выполнила: студентка I курса Монина М.М. Проверил: Кузьминов Н.Н., кандидат психологических наук, доцент

СОДЕРЖАНИЕ: Коллектив. Группа. Методы диагностики межличностных отношений. Методы развития и коррекции межличностных отношений. Задания и ответы. Список литературы

Детский коллектив

Занимаясь Общаясь со взрослыми Играя с сверстниками Успешное становление отношений между сверстниками Ребенок учится жить рядом с другими детьми, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально- компетентным одно из основных условий развития дошкольника важнейший фактор формирования личности важнейший фактор формирования личности

Условия возникновения и становления детского коллектива совместная деятельность общие переживания детей

Совместная деятельность определяет межличностные отношения опосредует вхождение в общность порождает влияет на содержание влияет на содержание

Процесс совместной деятельности появляется умение договориться согласовать свои действия справедливо разрешить спор

Стремление к совместной деятельности

Коллективизм

Процесс формирования детского коллектива в младшем возрасте по 3-6 человек общая деятельность неустойчивы по составу легко распадаются недлительны по времени

Влияние коллектива на личность личность Положительные стороны: Отрицательные стороны: учится жить, общаться в социуме способствует формированию взглядов и убеждений способствует проявлению и развитию различного рода способностей ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам

Понятие межличностных отношений Межличностные отношения эмоционально- когнитивное отражение личностно значимое субъективно переживаемое

Межличностные отношения строятся на симпатиях привлекательности предпочтительности антипатиях

Факторы признания ребенка среди сверстников успешность в индивидуальной и совместной деятельности особенности личностного поведения ребенка оценка его успешности взрослыми

Подходы к пониманию межличностных отношений социометрический (избирательные предпочтения детей) социокогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных проблем) деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей)

Методы диагностики межличностных отношений. социометрия метод наблюдения метод проблемных ситуаций

СОЦИОМЕТРИЯ «Капитан корабля» Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: «Капитан корабля» Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: 1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? 2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? 3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? 4. Кто еще остался на берегу? 1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? 2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? 3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? 4. Кто еще остался на берегу? Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ инициативность преобладающий эмоциональный фон чувствительность к воздействиям сверстника привлечь к себе внимание сверстника побудить к совместной деятельности разделить радость и огорчение к выражению отношения к себе и своим действиям эмоциональной окраске взаимодействие ребенка со сверстниками в согласованности собственных действий с действиями другого в умении замечать пожелания и настроения сверстника в умении замечать пожелания и настроения сверстника

Критерии оценки параметров Выраженность в баллах Инициативность отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; 0 слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; 1 средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; 2 ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия 3 Чувствительность к воздействиям сверстника отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников 0 слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру 1 средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников 2 высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия 3 Преобладающий эмоциональный фон негативный нейтрально-деловой позитивный Отсутствие или слабо выраженная инициативность (01 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (23 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении. Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (01 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений. Отсутствие или слабо выраженная инициативность (01 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (23 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении. Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (01 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений. Шкала оценки параметров и показателей

МЕТОД ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ «Одень куклу» В игре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек – платья, для мальчиков – костюмы). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом – три ботинка, но ни одного носка и т.д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала. В игре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек – платья, для мальчиков – костюмы). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом – три ботинка, но ни одного носка и т.д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.

Яков Львович Коломинский Профессор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Заслуженный деятель науки Республики Беларусь. Родился 11 января 1934 г. в г. Наровля Гомельской области Беларуси.

Социометрия - Коломинс­кий Я. Л.

Шкала статусных подгрупп - Коломинс­кий Я. Л. Подгруппа Значение подгруппы Количество выборов 1 звезды 6 и более 2 принятые и предпочитаемые непринятые изолированные 0

Проективная методика Рене Жиля. Группы переменных самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях общительность отгороженность стремление к доминированию социальная адекватность поведения конкретно-личностные отношения ребенка к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра) отношение к другу или подруге к авторитарному взрослому

Проективная методика Рене Жиля. 12 признаков отношение к отцу отношение к бабушке и дедушке отношение к другу отношение к матери отношение к матери и отцу как семейной чете отношение к братьям и сестрам стремление к доминированию общительность отгороженность адекватность любознательность отношение к учителю

Проективная методика Рене Жиля. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

Проективная методика Рене Жиля. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

Ключ:

Задание «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого «Два домика» Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. «Два домика» Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

. Предположительные результаты: симпатия антипатия

Задание: ответить на вопросы Задание: ответить на вопросы С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить, никогда не станешь? Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь? С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Предположительные результаты: Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус) популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов, предпочитаемые дети, получившие один-два положительных выбора игнорируемые дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками), отвергаемые дети, получившие в основном отрицательные выборы. популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов, предпочитаемые дети, получившие один-два положительных выбора игнорируемые дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками), отвергаемые дети, получившие в основном отрицательные выборы.

. Задание по методике Рене Жиля: 1. Ты на прогулке за городом. Покажи: где находишься ты? 1. Ты на прогулке за городом. Покажи: где находишься ты? 2. Размести на этом рисунке себя и еще нескольких человек. Скажи: что это за люди?

Задание по методике Рене Жиля: 3. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше, чем у других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? 4. Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты?

Задание по методике Рене Жиля: 5. С кем ты больше всего любишь играть? 6. Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерутся. Покажи, где находишься ты. Расскажи, что произошло. 7. Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься отобрать, начнешь бить?

Предположительные результаты: Ситуации (12) помогают выяснить отношения, с какими людьми ребенок предпочитает поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к значимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с ними. Ситуации (37) определяют отношения ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто получает вместе с ним подарки (3), находится рядом на прогулке (4), с кем малыш предпочитает играть (5). Ситуации (67) определяют стиль поведения ребенка в конфликтных ситуациях и его умение решать их.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, – 272 с.: ил. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В.Е.Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/д: Феникс, – 636 с. – (Высшее образование) Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 – 672 с. ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ: Картинки к презентации заимствованы из: yandex.ru/imagesyandex.ru/images Е. О. СМИРНОВА В. М. ХОЛМОГОРОВА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДИАГНОСТИКА, ПРОБЛЕМЫ, КОРРЕКЦИЯ..." [Источник: ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ: Картинки к презентации заимствованы из: yandex.ru/imagesyandex.ru/images Е. О. СМИРНОВА В. М. ХОЛМОГОРОВА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДИАГНОСТИКА, ПРОБЛЕМЫ, КОРРЕКЦИЯ..." [Источник: